Аналитик БИСИ о милитаризации на белорусских границах

«Леопарды» и «Крабы» ходят хмуро…

Милитаризация соседей у белорусских границ продолжается, но Беларусь готова защитить свой суверенитет

Ситуация на границе Беларуси продолжает накаляться: у южных рубежей украинские военные разместили 15‑тысячную группировку, а с западной стороны военное присутствие наращивает НАТО. Так, в первой декаде декабря на польскую военно-морскую базу Гдыни прибыла боевая бригадная группа (более 700 боевых машин, включая танки, БМП и БТР) из состава 1‑й пехотной дивизии СВ США. После разгрузки соединение было переброшено к восточным границам Польши для проведения боевого слаживания с частями Войска польского. Более того, в начале этого года ожидается прибытие в Польшу еще двух боевых бригадных групп из состава той же дивизии. Что же происходит в странах-соседках и чем грозят военные приготовления Североатлантического альянса нашей стране?
­
Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Мы должны честно прописать те риски, угрозы, которые существуют, и нашу реакцию на них. Чтобы и соседи, и другие знали, как мы будем реагировать. Чтобы не говорили, что для кого-то это была неожиданность. Не надо ничего прятать. Все надо делать честно. Если мы с Россией, значит, мы с Россией. Мы создали оборонное пространство, у нас общие вооруженные силы фактически (наша армия на острие). Действует региональная группировка. И пусть никто там нас не критикует и не делает из этого каких-то не то фейков, не то чрезвычайных заявлений, что «ах, ох, там вот ­Лукашенко, российские войска и прочее». А что тут удивительного? Мы давно об этом заявили. Уже, наверное, лет 20, как мы договорились об этом.

Во время встречи с Государственным секретарем Совета Безопасности Беларуси Александром Вольфовичем, 20 сентября 2022 года.

Война — это мир?

Говоря про восточноевропейский регион, нельзя не отметить тот факт, что все наши соседи из блока НАТО продолжают не только оказывать всестороннюю военную помощь Украине, активно поддерживая заокеанскую антироссийскую и антибелорусскую риторику, но и планомерно наращивают свою боевую мощь и наступательные возможности. Об этом ярко свидетельствуют концептуальные документы строительства и развития национальных вооруженных сил Польши и стран Балтии.
В настоящее время штатная численность польских ВС составляет порядка 114 тысяч человек, а это, между прочим, почти вдвое больше, чем в Беларуси. К 2025 году поляки планируют довести эту численность до 250 тысяч, и это, заметьте, численность армии мирного времени.
Причем в ходе строительства ВС планируется поставка в войска сугубо наступательных образцов вооружений — новейших истребителей F-35 пятого поколения, танков «Леопард» различных модификаций, реактивных систем залпового огня Himars, 155‑миллиметровых самоходных гаубиц Krab. Сейчас на этой технике штатные польские подразделения под видом наемников воюют в Украине. В перспективе, до 2025 года, поляки планируют провести модернизацию и замену на новые образцы 95 процентов парка вооружений. Только вдумайтесь — 95 процентов!

Естественно, увеличение численности национальных ВС, закупка современных вооружений невозможны без серьезных финансовых вливаний.
И если в 2022‑м оборонный бюджет Польши составил 58 млрд злотых (около 12,3 млрд долларов, что составляет 2,2 процента ВВП), то в этом году на национальную оборону планируется выделить рекордные 98 млрд злотых (около 20,8 млрд долларов — 3 процента ВВП).
Еще один пример, подчеркивающий сугубо «оборонительную» польскую доктрину. В настоящее время все части и подразделения пограничной стражи Польши, дислоцированные в пределах приграничной зоны (глубиной до 30 км), заменены соединениями и воинскими частями национальных вооруженных сил со средствами разведки и тяжелым вооружением. Для чего сосредотачивать ударный кулак в непосредственной близости от наших границ? Вопрос риторический.

Не отстают от Польши и страны Балтии. Так, основными направлениями строительства вооруженных сил Литвы являются увеличение их численности до 30 тысяч человек (и это с их-то территорией и населением!), а также наращивание боевого потенциала. В частности, речь идет о закупке современных образцов вооружений (иностранного производства, так как свой военно-промышленный комплекс у них в принципе отсутствует) — многоцелевых вертолетов Black Hawk, новейших бронетранспортеров Boxer, самоходных артиллерийских установок PzH 2000, реактивных систем залпового огня Himars и MLRS, бронеавтомобилей различных модификаций. Первый контракт на поставку Литве батареи Himars был заключен 16 декабря.

В прошлом году литовцы в связи с «угрозой с Востока» увеличили военные расходы почти на 300 млн евро! И их оборонный бюджет достиг рекордного показателя в 2,52 процента ВВП — вместо запланированных 2,05 процента.

Латвия, несмотря на более скромный по сравнению с соседями военный бюджет, тоже продолжает активную реорганизацию национальных ВС и к 2025 году собирается увеличить их численность до 15 тысяч человек, также с обязательной наступательной составляющей. Для этого закупаются современные артиллерийские системы и боевые бронированные машины, планируется доведение оборонных расходов с 2,05 процента в 2022‑м до уровня 2,5 процента  ВВП к 2025 году.
Присутствие и постоянное наращивание на территории Польши и стран Балтии боевых групп НАТО, и прежде всего США (по состоянию на 1 декабря прошлого года более 37,5 тыс. военнослужащих) с тяжелым наступательным вооружением, лишний раз свидетельствует о подготовке Североатлантического альянса к сугубо «оборонительной» войне.
КСТАТИ

Польские вооруженные силы закажут еще 70 тысяч автоматов Grot собственного производства, который начали разрабатывать в 2007 году для замены «калашникова». Конструкторы и военные утверждают, что удалось исправить первоначальные недостатки, а решение закупить новую крупную партию принято в том числе по опыту ВСУ: Варшава в прошлом году отправила Киеву неназванное количество автоматов.

Министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил: «Эти автоматы завоевали признание со стороны солдат польских вооруженных сил, а также солдат украинских войск. Эта конструкция подвергалась критике, но в итоге доказала свою пригодность, показала себя в бою, то есть важнейший экзамен автомат Grot сдал».

Угрозе противостоим вместе

Угрозы военной безопасности Союзного государства диктуют необходимость консолидации совместных усилий Беларуси и России по противодействию вызовам на этом направлении. В ответ на совсем не миролюбивую политику соседей Вооруженные Силы Беларуси, в том числе в составе Региональной группировки войск (сил), вынуждены планомерно наращивать свою боевую мощь, в настоящее время приведены в соответствие с рисками, вызовами и потенциальными угрозами военной безопасности государства.
Согласно рейтингу армий стран мира, который ежегодно публикует международная аналитическая организация Global Firepower, белорусские ВС в списке сильнейших армий мира находятся на 39-м месте. Хотя еще три года назад мы были 49‑ми. Среди стран, входящих в ОДКБ, армия Беларуси по своему боевому потенциалу и боевой мощи — вторая после России.
Кроме того, судя по заявлениям ряда западных аналитиков, белорусская армия — одна из самых боеготовых и боеспособных в восточноевропейском регионе.

Повышение уровня боеспособности национальных ВС стало возможным благодаря грамотной политике военно-политического руководства страны и личному участию Александра ­Лукашенко в решении вопросов обеспечения военной безопасности как составной и неотъемлемой части национальной безопасности государства.

Задачи по совершенствованию и модернизации образцов вооружения, поставке в войска необходимой техники были четко сформулированы Главнокомандующим ранее. Также была поставлена задача развивать, создавать, производить именно отечественное вооружение. Кстати, белорусским оружейникам есть чем гордиться.
Мы разработали один из лучших в своем классе ракетный комплекс «Полонез», который состоит на вооружении наших ВС, создаем современные беспилотные авиационные комплексы, средства связи, противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, бронеавтомобили и роботизированные комплексы. Многие образцы белорусского вооружения поставляются на экспорт.
Также боевой потенциал белорусских ВС повышается благодаря тесному военно-экономическому и военно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией. Только за последние годы заключены контракты и начаты поставки в войска современных танков Т-72 последней модификации Б3М, боевых и учебно-боевых самолетов Су-30 и Як-130, многоцелевых вертолетов различных классов, а также зенитно-ракетных комплексов. Поставка в декабре в войска двух ЗРК С-400 и Тор-М2К, а также ракетного комплекса «Искандер» характерный тому пример.

Достойный ответ современным вызовам

Кроме того, мы постоянно совершенствуем национальную систему противовоздушной обороны. И, к слову, западные аналитики отметили, что по количеству современных ЗРК С-300 в процентном отношении от общего количества зенитно-ракетных систем мы занимаем лидирующие позиции во всем мире.


Естественно, если начнется военный конфликт, Вооруженные Силы Беларуси встретят его не одни. Мы скреплены договорами в рамках Союзного государства с российскими коллегами. К нам придут на помощь и наши братья по оружию из состава Организации Договора о коллективной безопасности. Все вместе это представляет достаточно мощную и грозную военную силу. В целях повышения эффективности применения разнородных группировок войск мы постоянно проводим различные межгосударственные мероприятия оперативной и боевой подготовки.
Все сказанное дает основания полагать, что в настоящее время Вооруженные Силы Беларуси готовы и способны в полной мере и в любых условиях выполнить задачи вооруженной защиты страны, ее суверенитета, независимости, конституционного строя и территориальной целостности.
Андрей ТКАЧЕНКО, аналитик БИСИ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter