Леонид ЗАЯЦ, министр сельского хозяйства и продовольствия: Время научиться жить по средствам

БЕЛАРУСЬ имеет богатую историю развития своего сельского хозяйства. По производству продукции в расчете на душу населения в составе бывшего Союза ССР она занимала передовые позиции. Аналогичное положение республики ныне и в аграрном пространстве СНГ. В процессе развития сельскохозяйственного производства в стране накапливался опыт, совершенствовались тактика и стратегия решения поставленных задач, что и обеспечило достаточно высокие результаты в валовом производстве основных видов сельскохозяйственной продукции. Однако все процессы в природе и обществе имеют тенденцию к своему дальнейшему развитию с учетом новых задач, требуют обновления организационных и технологических путей достижения поставленных целей. На нынешнем этапе в аграрном комплексе республики на первое место по значимости выдвигается экономика. Руководство страны категорически не устраивает экономическая и финансовая эффективность в сфере АПК. «Пора научиться жить по средствам, — в очередной раз напомнил свое непреклонное требование Президент Александр Лукашенко, когда давал согласие на назначение руководителей местных исполнительных органов. — Есть деньги — живешь, нет — одолжи, ищи или будешь ходить без зарплаты». Поэтому в ближайшее время эффективность хозяйствования в аграрном секторе будет подвергнута детальному изучению по аналогии со строительной отраслью.

Прибыль должна стать главным мотивирующим фактором развития сельхозэкономики

БЕЛАРУСЬ имеет богатую историю развития своего сельского хозяйства. По производству продукции в расчете на душу населения в составе бывшего Союза ССР она занимала передовые позиции. Аналогичное положение республики ныне и в аграрном пространстве СНГ. В процессе развития сельскохозяйственного производства в стране накапливался опыт, совершенствовались тактика и стратегия решения поставленных задач, что и обеспечило достаточно высокие результаты в валовом производстве основных видов сельскохозяйственной продукции. Однако все процессы в природе и обществе имеют тенденцию к своему дальнейшему развитию с учетом новых задач, требуют обновления организационных и технологических путей достижения поставленных целей. На нынешнем этапе в аграрном комплексе республики на первое место по значимости выдвигается экономика. Руководство страны категорически не устраивает экономическая и финансовая эффективность в сфере АПК. «Пора научиться жить по средствам, — в очередной раз напомнил свое непреклонное требование Президент Александр Лукашенко, когда давал согласие на назначение руководителей местных исполнительных органов. — Есть деньги — живешь, нет — одолжи, ищи или будешь ходить без зарплаты». Поэтому в ближайшее время эффективность хозяйствования в аграрном секторе будет подвергнута детальному изучению по аналогии со строительной отраслью.

2. Внедрить повсеместно стимулирующую систему оплаты труда, базирующуюся исключительно на экономических показателях

Ныне должностной оклад руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций рассчитывается на основе множества позиций, функционально не связанных с экономикой, с ориентацией на масштабы хозяйств и численность рабочей силы, что, в сущности, несправедливо. Ведь в этом случае эффективно работающие управленческие коллективы хозяйств, имеющих большие объемы реализации продукции при малых размерах земельных угодий и с малочисленными трудовыми коллективами, оказываются в худшем положении по сравнению с крупными сельхозорганизациями, но с низкой эффективностью и даже убыточностью работы. Да и условия хозяйствования существенно различаются по регионам республики. Например, в Витебской и Гомельской областях труднее получить экономический результат с единицы земельной площади, чем в Гродненской или Минской. Поэтому целесообразно установить месячный оклад руководителя и специалистов сельскохозяйственных организаций в зависимости от объема реализованной продукции с учетом кадастровой оценки сельхозугодий.

Для большей заинтересованности управленцев в повышении экономических результатов работы, помимо ежемесячного оклада, следует выделять им по итогам года в нормативном порядке в виде бонусов часть полученной в течение года прибыли. Для руководителей убыточных хозяйств предлагается исходить из уменьшения убытка за проработанный год. Кроме того, отдельно должна выплачиваться премия за прибыль, полученную дополнительно по сравнению с предыдущим годом. В этом случае расчеты должны вестись в сопоставимых ценах.

Становится все более актуальным вопрос о материальном стимулировании руководителей хозяйств, проработавших в них десятки лет и достигших высоких показателей в сельскохозяйственном производстве. Возможно, это будет определенная доля акций при выходе их на пенсию с последующей передачей по наследству.

Безусловно, к экономическим результатам труда должна быть привязана заработная плата и всего трудового коллектива, что следует достичь через внедрение механизмов коммерческого хозяйственного расчета.

В процессе совершенствования системы оплаты труда следует предоставить возможность всем членам трудового коллектива дивиденды от акций частично или полностью вкладывать в развитие хозяйства, создать таким образом механизм формирования собственника в сельскохозяйственном производстве.

3. Разграничить сферы государственного и хозяйственного управления

Экономические механизмы и системы оплаты труда не будут работать без предоставления руководителям и специалистам сельскохозяйственных организаций права самостоятельного выбора наиболее выгодных организационных и технологических механизмов хозяйствования. Разумеется, с учетом полного выполнения всех заказов государства.

Проводимые в настоящее время планерки с вызовом в район или с использованием информационных средств, почти ежедневные, получившие за многие годы уже статус постоянных, подавляют деловую инициативу кадров сельскохозяйственных организаций, не позволяют им реализовать свой профессиональный потенциал. Им остается лишь выполнять установки районных властей, далеко не всегда компетентные, отвечать за упущения, порожденные не ими, а другими лицами, преследующими во многих случаях не экономические, а волюнтаристские цели.

Поэтому вопросы организации производства и реализуемые технологии должны решаться вне вмешательства органов государственного управления. При таком подходе каждый руководитель и специалист хозяйств будут нести реальную ответственность за результаты работы, осознавая, что от этого зависит благополучие их лично и трудовых коллективов. Это будет мощный побудительный фактор для кадров самостоятельно повышать свою квалификацию, не ожидая организованных учебных семинаров, искать новейшие достижения науки, отечественной и зарубежной практики, систематически посещать опытные поля и фермы научно-исследовательских учреждений, постоянно обмениваться опытом с коллегами.

4. Усовершенствовать механизм господдержки АПК

В этих целях предлагается придать приоритет субсидированию текущей деятельности сельскохозяйственных организаций посредством выплаты надбавок за реализованную сельскохозяйственную продукцию с корректировкой на кадастровую оценку земель.

Размер надбавок и вид сельскохозяйственной продукции потребуется определять ежегодно, исходя из объема плановых ассигнований на поддержку текущей деятельности сельскохозяйственных организаций, конъюнктуры рынка, эффективности производства сельхозпродукции. На выплату надбавок должны иметь право все производители сельскохозяйственной продукции независимо от формы собственности.

Наряду с совершенствованием схем государственной поддержки следует считать генеральной линией укрепления аграрной экономики повышение эффективности использования внутренних материальных и финансовых ресурсов отрасли. Путей и направлений деятельности здесь много.

5. Структурно преобразовать агропромышленный комплекс

Создать на региональных уровнях новые кооперативно-интеграционные формирования в виде агрокомбинатов и холдингов, объединяющих производство сельскохозяйственного сырья, его переработку и сбыт конечной продукции.

Учитывая значительную кредитную нагрузку ряда сельскохозяйственных организаций, хронический недостаток собственных оборотных средств, считаем целесообразным для аграрных субъектов, участвующих в создании агропромышленных холдингов, рассмотреть возможность моратория на погашение ими задолженности по кредитам и займам, выданным по указам и распоряжениям Президента, постановлениям Правительства, а также процентам по ним, с дальнейшей рассрочкой их погашения. Кроме того, реализацию наиболее важных для развития холдинга инвестиционных проектов реализовать с государственной поддержкой.

В первую очередь осуществить интеграционные процессы представляется возможным в рамках стратегии развития мясо-молочной отрасли. Здесь для упорядочения экспортной практики в республике уже ранее было признано целесообразным создание крупных продуктовых компаний (холдингов) в каждой области с государственным управлением областного уровня. Управляющие компании холдингов предполагалось создать в форме акционерных обществ, учредителями (участниками) которых выступили бы области и Республика Беларусь.

Однако анализ проведенной облисполкомами работы показывает, что выбранный ранее путь по созданию нескольких областных холдингов не дает ожидаемых результатов, поскольку каждая область по-своему видит перспективы развития мясо-молочной отрасли. Положение усложняется сопутствующими деталями этой практики. Так, в настоящее время на российском рынке белорусской молочной продукцией торгуют российские трейдеры и субъекты товаропроводящей сети, созданные с участием белорусских перерабатывающих предприятий. Зачастую товары одного белорусского производителя реализуются на российском рынке 5—6 поставщиками. Каждый из них устанавливает свою не только цену, но и надбавку.

С учетом изложенного возникает необходимость интеграции мясо-молочного производства в единую республиканскую мясо-молочную компанию, что исключит конкуренцию областных структур между собой на зарубежных рынках. Без создания такой структуры с действенными экономическими механизмами контроля качества производимого мяса и молока, эффективной политикой сбыта продукции, ориентированной на внешние рынки, отлаженной логистикой, выгодным для всех интегрирующихся субъектов механизмом взаимодействия, решить успешно проблемы, возникающие в мясном и молочном производстве страны на этапе все возрастающей конкурентной борьбы на мировом рынках, невозможно.

Создание единой национальной компании обеспечит:

— полный контроль за комплексом мер по производству сырья высокого качества, включая совершенствование кормовой базы;

— проведение единой ценовой и торговой политики;

— выход на рынки одним оператором, а через некоторое время и под одним брендом, что соответствует экономическим принципам мировой торговли, особенно молочными продуктами;

— возможность проведения перекрестного субсидирования цен как на внутреннем, так и на внешних рынках;

— наличие собственных источников для глубокой модернизации производств;

— устранение «местничества» как при поставке сырья, так и при необоснованном авансировании молочными предприятиями всего сельского хозяйства районов и другое.

6. Изменить подходы в земледелии, отдав приоритет кормопроизводству

Более 70 процентов товарной продукции создается в животноводстве. Участие зерна в прибыли от реализации продукции растениеводства и животноводства в республике составляет около 15 процентов. Народная мудрость «хлеб всему голова», безусловно, верна. Но под хлебом изначально понимался не продукт хлебопечения, а все виды продовольствия, включая животноводческое в целом, без которого невозможно существование человечества вообще. И в этом плане хлеб действительно «голова». Хлеб же, как непосредственно конкретный вид продовольствия, является главным источником питания лишь в самых бедных государствах, до которых, как говорят, «не дай бог нам докатиться». В большинстве европейских стран хлеб в нашем варианте не используется вообще. Кто посещал европейские рестораны, знает об этом.

Постоянная погоня за зерном не за счет продуктивности, а в большинстве случаев посредством постоянного роста посевных площадей зерновых культур привела к нерациональной структуре посевов и в конечном итоге к исчезновению севооборотов, без которых в почвенно-климатических условиях республики невозможно эффективное земледелие. По этой причине, по расчетам ученых, в республике только зерна ежегодно недобирается около 2 млн. тонн. Вследствие игнорирования бобовых культур в ряде регионов наметилась отрицательная тенденция содержания гумуса в почве, требуются чрезмерно завышенные объемы азотных удобрений. За последние 10 лет потребовалось почти втрое увеличить затраты на защитные мероприятия.

В земледелии существенные изменения следует внести также в практику льносеяния. В настоящее время льном занимается почти вся республика, но для абсолютного большинства сельхозпроизводителей это побочное, второстепенное занятие, проблемы интенсификации в льноводстве решаются по остаточному принципу. В то же время по биологическим особенностям лен требует особого к себе отношения. Он более других культур реагирует на выравненность почв по плодородию, на их кислотность и содержание закисных соединений, требует конкретного места в севообороте и особых схем подготовки почвы. Без этого ни количества, ни качества льноволокна не будет.

Задуманная ранее с хорошим намерением практика возделывания льна в специализированных бригадах льнозаводов оказалась неспособной кардинально решить проблемы в этой отрасли. Причины — низкая их техническая обеспеченность, случайный подбор выделенных по остаточному принципу участков под посев, необходимость переброски техники на десятки и даже сотни километров вследствие территориальной разбросанности посевов льна, что прямо ведет к росту затратности.

Для организационного упорядочения положения в льноводстве в настоящее время Минсельхозпродом прорабатывается вопрос о специализации с 2014 года указанной культуры в 15 районах республики с наиболее развитой льнообрабатывающей инфраструктурой.

Концентрация льна в специализированных районах позволит эффективно использовать технические средства, организовать постоянную поддержку и авторский надзор ученых, контроль за качеством продукции специалистами Оршанского льнокомбината.

Здесь представится возможным реализовать наиболее высокопродуктивный применительно к условиям республики севооборот. Три поля в нем займут посевы зерновых, включая кукурузу, два — многолетних и одно — однолетних трав, по одному полю лен и кукуруза на силос. На этой основе в районах будет создана наиболее эффективная в республике кормовая база для скотоводства. Бобовые многолетние травы и бобовый компонент в однолетних полностью покроют дефицит белка в кукурузе. Полученное на таких кормах молоко будет дешевым и пригодным для производства наиболее качественных молокопродуктов.

Намечается обеспечить меры по полной реконструкции в течение 2—3 лет на основе новейших отечественных и импортных технических средств льнозаводов, существенно расширить номенклатуру продукции, выйти на высочайший уровень ее качества, что обеспечит абсолютную конкурентоспособность отечественной льнопродукции на внешних рынках.

С реализацией изложенных мероприятий неизбежен выход льноводства республики на рентабельный уровень производства, что будет основой дальнейшего увеличения производства льноволокна.

7. Усовершенствовать систему кормопроизводства для КРС

При сложившейся структуре посевных площадей скотоводство базируется на силосно-концентратном типе кормления, наиболее затратном, наименее продуктивном и неблагоприятном для физиологии животных из всех возможных.

В большей мере вследствие явных упущений в кормопроизводстве в республике сложилось очень неблагополучное положение в молочной сфере. Помимо отсутствия уже на протяжении ряда лет роста продуктивности коров, сокращается срок репродуктивного долголетия молочного стада. Низок выход телят, в среднем по республике лишь 79 голов в расчете на 100 коров. По материалам обследования ветеринарной службы, ежегодно ухудшается здоровье коров. Вследствие этих факторов постоянно создаются трудности с комплектацией новых построенных и реконструируемых молочно-товарных ферм.

Поэтому в целях оптимизации структуры объемных кормов требуется неотложно обеспечить оптимальное сочетание посевных площадей бобовых многолетних трав и кукурузы на силос, чтобы на основе правильного их сочетания использовать избыточный белок трав для компенсации недостачи этого компонента в кукурузе. Как свидетельствует мировая практика, оптимальное соотношение кукурузного силоса и сенажа из бобовых трав или их смесей со злаками при доминировании первого компонента должно быть 1:1. При этом следует стремиться к тому, чтобы большая часть сенажной массы была герметично упакована в пленку. Кроме того, корова должна получать в сутки около 5 килограммов сена из бобово-злаковых травосмесей. На этой основе представится возможным повысить продуктивность КРС, минимум вдвое сократить себестоимость кормовой единицы в скотоводстве, избежать импорта белкового сырья. К сожалению, этот огромный резерв для укрепления экономики при нынешних механизмах хозяйствования в отрасли не удается реализовать.

8. Скорректировать практику подведения итогов работы

Как отмечалось выше, складывающиеся в земледелии, в первую очередь в кормопроизводстве, и, как следствие, и в животноводстве негативы — итог преувеличения роли зерна в аграрном производстве. Безусловно, это важный показатель. Но постановка объемов производства зерна во главу государственной оценки работы регионов и сельскохозяйственных организаций ориентирует руководителей всех уровней управления на доминирование именно этой позиции в их деятельности. Для утверждения своего статуса ими избираются все доступные и не всегда беспорочные средства и методы без всякой ориентации на экономические показатели. Растут посевные площади зерновых за счет распашки кормовых угодий. Для завышения урожайности необоснованно списываются посевы зерновых даже в благоприятные по погодным условиям годы. В группе однолетних трав высеваются чистые зерновые культуры, заведомо предусмотренные для уборки на зерно. В погоне за валом зерна не придается значения его качеству.

На зерновые культуры используются основные объемы средств интенсификации. Вопросы же кормопроизводства решаются по остаточному принципу. Им постоянно не хватает ни земель, ни средств интенсификации, хотя не зерно, а продукция животноводства является основой экономического благосостояния всех сельскохозяйственных организаций. И именно многолетние травы, а не зерновые культуры дают наибольшую отдачу от внесения минеральных удобрений.

Если же руководитель хозяйства или региона изначально будет знать, что все почести и виды поощрения ему будут оказаны за экономические показатели по итогам года, то эти показатели и станут первоочередной задачей каждого из них, их ежедневной заботой. В этом случае сельхозпроизводители будут укреплять аграрную экономику исключительно на инновационной основе посредством использования рекомендуемых наукой и передовой практикой наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов, снижения затратности в отрасли. При этом производство зерна не сократится, а возрастет за счет интенсивных методов в отрасли.

С учетом изложенного полагаем необходимым скорректировать формат проведения фестиваля «Дажынкі», превратить его в республиканское и региональные праздничные мероприятия как продолжение многовековых традиций славянских народов, посвященных завершению основных видов работ на поле. Календарно это позволит проанализировать работу комбайнеров на уборке зерновых культур и отметить наиболее достойных из них. Для остальных же видов работ в земледелии и животноводстве, включая производство зерна и заготовку кормов с реальным учетом их объемов, требуется завершение сельскохозяйственного года. Поэтому, на наш взгляд, в целом подводить итоги работы АПК по всем его отраслям с основным акцентом не на валовые, а на экономические показатели, отмечая на их основе передовиков и называя отстающих, лучше на республиканском собрании актива работников агропромышленного комплекса в марте очередного года, когда полностью и достоверно подведены итоги работы, имеются материалы Госкомстата. Уверен, что переход на экономические методы оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов по итогам года не уменьшит, а повысит темп роста ВВП, поскольку в этом случае более полно будет задействован инновационный потенциал отрасли.

9. Улучшить процесс подготовки специалистов в учебных заведениях Минсельхозпрода

Проблема высококвалифицированных специалистов, способных реализовать намечающиеся мероприятия по экономическому укреплению аграрной отрасли, ныне является наиболее важной. Ориентация длительное время сельхозпроизводителей на объемные показатели без глубокого анализа экономических результатов затронула и учебные программы средних и высших учебных сельскохозяйственных заведений. Почти весь учебный материал по экономическим знаниям выделен в специальную учебную дисциплину при очень слабой связи его с преподаванием вопросов организации, технологии и технического оснащения сельскохозяйственного производства. В результате даже хорошо окончившие учебные заведения агрономы, зоотехники и другие специалисты знают организационные и технологические основы по своей специальности, но часто неспособны дать глубокий анализ своей производственной деятельности, избрать наиболее экономически эффективные организационные методы и технологические приемы в своей работе.

Поэтому следует усовершенствовать практику преподавания всех специальных дисциплин. Каждая завершенная тема в лекционном курсе и в практических занятиях должна содержать экономическое обоснование изучаемого материала, помочь будущему специалисту определять в каждой конкретной ситуации наиболее оптимальный в экономическом плане вариант решения вопроса из множества излагавшихся в учебном материале.

В плане приоритета экономики должны подбираться и сельскохозяйственные организации для прохождения производственной практики студентами. В первую очередь это должны быть высокорентабельные хозяйства, возглавляемые опытными руководителями и высокопрофессиональными специалистами, владеющими методами глубокого экономического анализа, выбора оптимальных практических решений в самых сложных ситуациях, стратегического мышления при определении перспектив развития своего хозяйства на длительный период.

ИЗЛОЖЕННЫЕ предложения по совершенствованию механизмов хозяйствования в аграрной сфере страны не требуют привлечения дополнительных ресурсов в отрасль. Положительный эффект будет получен исключительно посредством выхода на реальное инновационное развитие на основе грамотного использования научно обоснованных организационных и технологических принципов выполнения производственных процессов на полях и фермах, где определяющим фактором будет экономика.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter