Леонид Марков

Актеры советского кино
Смотрите завтра в 12.40 на канале ОНТ фильм «Русское поле»

Леонид Марков родился всего на два месяца раньше Вячеслава Тихонова, однако его недавний 80–летний юбилей на телевизионных каналах и газетных полосах если и отмечался, то куда невзрачнее, чем юбилей всенародно любимого Штирлица. Честно признаюсь, жаль. Готова сама покаяться в том, что вспоминаю о Леониде Васильевиче не тогда, когда было положено...

Сказать по правде, Леониду Маркову никто бы и не доверил роль культового советского разведчика! И даже роль сталевара — героя соцтруда на театральной сцене вряд ли бы дали. Он — непредсказуемый бунтарь, который одним словом бил наотмашь. А кому из начальства нравятся независимые подчиненные? Впрочем, вопреки вышесказанному, у известного советского актера случались и классические роли, и емкие эпизоды.

Замечу, незабываемые эпизоды в 34 фильмах! Российские СМИ растиражировали чью–то удачную метафору в адрес Маркова: «От него такое ощущение, будто лев лапой погладил. Невероятная сила!»

Есть такое определение в актерской профессии — герой. Это когда заведомо положительных персонажей актеры обозначали статикой, простенькими диалогами и неземной своей красотой. Так вот амплуа народного артиста СССР Леонида Маркова — «человек–конфликт», колоритные роли, если хотите. Он никогда не обозначал роль одним лишь своим появлением в сцене по типу: «Я пришел!» Мелковато, знаете ли, для его актерского диапазона и амбиций, хотя его–то фактура как раз и позволяла обозначать роль таким образом.

Ему было подвластно все и вся: классические герои на века и характерные образы современников в маленьком эпизоде. Словом, посмотрев на актера, зритель всегда подумает: «Настоящий мужик. Орел!» Вспомните хотя бы умирающего «цеховика» в фильме «Змеелов». Сцена длится не больше минуты, а интриги — на весь фильм. И уж будьте уверены: на интеллигентного профессора Смирновского с брутальными репликами из рязановского фильма «Гараж» советские женщины сразу же обращали внимание. Седовласый чуб, усталый взгляд с прищуром, а главное — тембр голоса...

Пишут, что за ним охотились режиссеры ведущих столичных театров, на него ставили спектакли модные режиссеры. А одно только имя актера в афише фильма обещало «кассу» прокатчикам. Московские критики подметили: актер переиграл весь звездный репертуар в театре вообще.

Вот как оценивает актера его друг Леонид Евтифьев: «Но не подумайте, что Леня лишь других критиковал. Он и о себе мог точно так же высказаться. К примеру, сам собой в роли Протасова в «Живом трупе» он был недоволен, хотя спектакль благополучно ввели в репертуар — других все устраивало, а Леню нет! Как–то раз в сердцах признался: «Прос...л я эту роль!» Наш тогдашний главреж Юрий Александрович Завадский любил повторять: «В искусстве надо жить по наивысшему, гамбургскому счету». И все поддакивали. Но одно дело — провозглашать, а другое — соответствовать. Леня — соответствовал».

Собственно, о нем до сих пор ходят легенды. В основном связанные с его принципиальной способностью говорить то, что думает.

— Он мог приложить, уничтожить словом! — вспоминает родная сестра Леонида Васильевича актриса Римма Маркова. — Леня по натуре своей был человеком стеснительным, зажатым, а как выпьет — словно узда спадала! Хотя и безотносительно к выпивке сплошь и рядом рубил сплеча. Прежде всего творчество «препарировал», потом — все подряд. Это многим не нравилось — думаю, именно поэтому было так много болтовни, злобной и напрасной.

А был случай, Леонид Васильевич служил тогда в Ленкоме: одна актриса получила звание народной артистки СССР. Она стояла перед входом в театр, принимала поздравления. Подошел и Марков, в ту пору начинающий артист, и, целуя руку награжденной, сказал: «Вы–то, я надеюсь, понимаете, что это недоразумение».

Известно, что детство Риммы и Леонида Марковых прошло в провинциальных театрах, в которых служил актером их отец. Самоучка, между прочим. В том же театре служила гримером–парикмахером их мама. Вместе с родителями дети объездили всю страну вдоль и поперек. Рано стали выходить на сцену, окончили студию при театре в Вологде. Словом, профессиональный выбор был неслучайным.

По совету руководителя местной драмстудии молодые люди в 1947 году отважились приехать в Москву. Брат и сестра поступили в школу–студию при московском «Ленкоме». Маркову тогда было 20 лет, Римме — 22. В послевоенное время жили впроголодь, мыкались по вокзалам, «позже — в подсобке при театре и только потом — в комнатке энергоинститута, раздобытой для них главрежем «Ленкома» Иваном Николаевичем Берсеневым». Но главное — Марковы состоялись в профессии.

Фильм «Русское поле» вышел на экраны в 1971 году. Авдей Угрюмов — его роль второго плана в этой ленте. Леонид Марков прожил ее без лишней суетливости, с нервом «внутреннего сгорания», как и положено деревенскому мужику, всегда отвечающему за свои слова и поступки. Точнее, проступки.

По сюжету Авдей прожил со своей Федосьей — героиней Нонны Мордюковой — лучшие свои годы, вырастил сына. И, как это часто случается, после 20 лет супружеской жизни оставил семью, ушел к местной красавице Наденьке... Словом, конфликтных и лирических сцен в фильме будет много.

Смею предположить, что в жизни в подобных ситуациях Леонид Марков оказывался не раз. Когда он встретил свою последнюю жену Елену Владимировну, у него за плечами было уже три неудачных брака. Первый брак распался из–за ревности жены. И два следующих оказались неудачными. С последней женой — Еленой Марков прожил 20 лет, до самой смерти.

Последняя супруга работала инженером на телевидении, там и познакомились при записи спектакля: «Произошла неувязка с цветом, Лене надо было поменять рубашку, и я подошла к нему с этой просьбой. Обычно звезды капризничают, а он поднял глаза, как ребенок, и спрашивает послушно: «Куда идти? Где переодеваться?» В ту же минуту я и влюбилась! Нам было интересно вместе, несмотря на разницу в возрасте — когда познакомились, ему было 43, мне 27. Он много читал, многое знал. Мы могли разговаривать часами!»

У них и правда было много общего, не было только детей. Через много лет после смерти супруга Елена Владимировна признается в интервью: «...никого за это время я не могла бы даже близко сравнить с Леней. Жалею только о том, что не родила. Он говорил: «Ты — мой ребенок, я — твой». Потом пожалела».

В 1978 году на экраны вышел кассовый советский фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Чехова «Драма на охоте». Леонид Васильевич сыграл одну из самых больших своих киноролей — Урбенина. Впрочем, список несостоявшихся киноролей тоже впечатляет.

В 1956–м он пробовался в фильм Чухрая «Сорок первый» на главную роль офицера–белогвардейца, которую впоследствии сыграл Стриженов. Тогда не случилось из–за занятости Леонида Васильевича в театре. Режиссер Элем Климов пробовал его на роль Распутина в «Агонии». Говорят, даже сомневался — кого брать: Маркова или Петренко? В итоге и в этом культовом советском фильме снялся не он.

А незадолго до смерти французские кинематографисты предложили актеру сыграть детектива в своем сериале, который крутили бы несколько лет по ТВ. Пишут, что Леонид Васильевич даже успел поучаствовать в съемках. Потом — больница — диагноз рак. Марков сгорел за месяц.

Другу, пришедшему к нему в больницу, он сказал: «Бунтовать не надо. Роли играл, женщин любил, было много всего, хорошего больше». Умер 2 марта 1991 года. Похоронен в Москве.

Факт

В театре имени Моссовета, где Марков был членом худсовета, все побаивались его выступлений. Однажды обсуждался спектакль «Поющие пески» — в нем были заняты Плятт, Саввина, Бортников. «Леонид Васильевич, а вы ничего не хотите сказать?» — спросил председатель. «Отчего же, — ответил Марков. — Я предлагаю сыграть этот спектакль несколько раз, окупить расходы, а потом декорации отнести в сарай и больше никому это произведение не показывать...»

На следующий день автор пьесы говорил всем, что Марков был пьян, что было неправдой. А декорации через некоторое время действительно унесли в сарай.

Мистика

Леонид Марков в 1985 году сыграл в фильме «Змеелов» человека, умирающего от рака. А шесть лет спустя умер от рака уже по–настоящему.

В 1990 году он сыграл роль Сатаны в картине «Отель «Эдем». Съемки завершились в конце февраля 1991 года. Однако 1 марта к актеру прибежал технический директор и сообщил, что при озвучивании одна фраза, сказанная его героем, то бишь Сатаной, не получилась. Фраза была такая: «Безобразие на земле начинается тогда, когда появляется на ней чистая, светлая душа».

Пришлось Маркову отправляться в тон–студию и переозвучивать фразу заново. Сразу после этого ему внезапно стало плохо и его отвезли в больницу. Через день Леонид Марков скончался.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter