Леонид Маринич: «Наша позиция выверена и просчитана»

Программой возрождения и развития села предусмотрено существенно обновить технический потенциал АПК республики. Особо актуально оснащение хозяйств высокопроизводительными зерноуборочными машинами

Программой возрождения и развития села предусмотрено существенно обновить технический потенциал АПК республики. Особо актуально оснащение хозяйств высокопроизводительными зерноуборочными машинами. В первую очередь отечественного производства. Старыми, изношенными комбайнами зерновые и зернобобовые без существенных потерь не уберешь. Ученые подсчитали, что в минувшем сезоне на маршруте поле — ток сельхозпроизводители потеряли примерно один миллион тонн зерна. 

В прошлом году АПК получил около 1300 новых степных кораблей. Нынче этот поток, по предварительным данным, будет примерно таким же. 

Ранее главные силы райсельхозпроды бросали на оснащение мехотрядов при структурах райагросервисов. В 90-х годах прошлого века, когда надо было спасать урожай любой ценой, такой подход был оправдан. Прошли годы. Село вышло из кризиса, экономически окрепло. Многие руководители, особенно валообразующих СПК, задумались: может быть, лучше приобретать технику в лизинг (правительственным решением можно оформлять такую финансовую операцию сроком на 5—7 лет) и самим убирать хлеб? 

В Брестской области всерьез взялись за реализацию этой идеи. 

— Если говорить коротко о нашем регионе, то, считаю, мы сработали по сравнению с другими областями на опережение, — говорит заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Леонид Маринич. — Но без всякого волюнтаризма. Посчитали, сколько и каких комбайнов имеем, кадровый потенциал, нагрузку на каждое техническое средство во время жатвы. Учли количество и качество вновь поступающей техники…  Вывод сделали однозначный: к сезону жатвы 2007 года все районы на Брестчине откажутся от услуг отрядов при райагросервисах. С анализом нашей службы ознакомились райисполкомы. Предложили облисполкому передать комбайны, находящиеся в распоряжении райагросервисов, сельхозпроизводителям, где сформируют звенья, а если надо – отряды для уборки урожая.  

— Все ли районы разделяют такую линию областных властей? 

— Из шестнадцати – тринадцать. Но мы никому эту идею не навязываем. Каждый регион должен исходить из своих экономических возможностей. 

— Леонид Адамович, не идет ли начинание крестьян вразрез с национальной программой возрождения и развития села, где роль агросервисных служб поднимается на новую стратегическую высоту? 

— Я здесь не вижу никакого противоречия. Само слово «сервис» говорит за себя. Эти структуры должны обслужить технику хозяйств, а не сеять, жать, сушить зерно и т.д. У них своя ниша. А производители обязаны, как говорили в былые времена, «выдавать на-гора» продукцию. Это другая ниша. 

— Следовательно, нынешнюю жатву вы фактически начинали с обновленной стратегией. Не боитесь прокола? 

— Вопрос поставлен правильно, но… Мы же с вами находимся в одном из засушливых районов Брестчины — Лунинецком. Жара несколько нарушила планы хлеборобов Полесья. Где-то возможен недобор урожая. Это не только наш вывод, но и ученых, которые обследовали посевы. Они же предсказывают, что если мы в колосовой группе получим недобор, то может выручить теплолюбивая кукуруза, она устойчива к высоким температурам. И потом, процесс ликвидации института мехотрядов все равно надо было начинать. Не мы бы начали, так наши соседи, гомельчане. Я слышал, что они поддерживают нашу идею. Думаю, выращенный урожай мы не потеряем. А итоги подводить будем осенью. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter