Леонид Кравчук: «Я верю только в украинский народ…»

Интервью корреспонденту нашей газеты дал Леонид Кравчук - первый президент Украины, видный политический деятель 90-х, который стоял у истоков суверенитета своего государства, а после распада Союза провозгласил курс на независимость Украины

Леонида Кравчука, как говорится, представлять не надо: первый президент Украины, видный политический деятель 90-х. Он стоял у истоков суверенитета своего государства, а после распада Советского Союза провозгласил курс на независимость Украины. На днях страна отметила 16-летие этой независимости. Чего добилась Украина за полтора десятка лет? Насколько сладкой для ее народа оказалась свобода? Своими мыслями на сей счет с «Р» делится Леонид Кравчук. 

— Леонид Макарович, насколько известно, вы сегодня вне политики, а потому вас трудно уличить в пристрастности оценок… 

— Год назад я принял решение не иметь никаких отношений с нынешними политическими силами в Украине. Раньше сотрудничал с некоторыми партиями, был депутатом. Поддерживал перспективных политиков. То есть был в процессе. Но потом я серьезно проанализировал то, что происходит сейчас в моей стране, и понял: не хочу ассоциироваться с той или иной политической силой. 

— Это означает – разочаровались? 

— Понимаете, на сегодняшний день ни одна партия  не является выразителем мнения и интересов всего украинского народа или хотя бы большей его части. А многие партии ставят цели, которые в принципе не сочетаются с интересами народа. Более того, ни одна сила сегодня не может претендовать на объединение Украины. Претензии у большинства одни: дорваться до власти любыми путями. Наши политики в большинстве своем думают не о людях, а о том, как эффективнее их обмануть и заручиться голосами на очередных выборах. Я не хочу компрометировать себя подобными связями.  Да, наверное, я разочаровался. 

— Если вы «над процессом», тем более интересно узнать, что вы думаете о нынешней предвыборной кампании в Верховную раду… 

— Уже то, что эта кампания антиконституционна, говорит само за себя. Для роспуска прежнего парламента не было оснований. Его распустили, потому что так было выгодно определенным политическим силам. Следовательно, чтобы на сей раз они были удовлетворены, Верховная рада должна сформироваться по их сценарию. Разумеется,  в такой ситуации мнение избирателей хоть и учитывается, но  не является определяющим. Сейчас в разгаре война компроматов. 

— Интересно, что еще нового могут рассказать друг о друге народу те же самые политики? 

— Знаете, на эту тему есть такой анекдот. Один сумасшедший  возомнил, что он пшеничное зернышко. И как только поблизости появлялась курица,  в ужасе убегал, прятался, чтоб та его не склевала. Врачи долго ему внушали, что он – человек, а не зернышко. В конце концов убедили. Но когда он вновь увидел курицу, стал в ужасе убегать. Объяснил свое поведение так: «Я-то знаю, что я – не зернышко, а курица — нет». Так и наши политики: или делают вид, что не знают, что люди уже все о них знают, или просто тупо навязывают обществу удобное для себя мнение. Я считаю, что если бы нынешние выборы действительно затеяли во благо Украины, основные политические силы собрались бы и договорились. Первое: согласиться с итогами выборов независимо от того, кто победит. И не глумиться над реальным  выбором избирателей. Второе: не пренебрегать мнением оппонентов и искать компромисс, будучи уже в стенах Верховной рады. 

— Подобное сегодня достижимо? 

— Я не говорю, достижимо или нет. Я говорю, что даже попытки такие не предпринимаются.  Основные вопросы в Украине сегодня решают 2—3 политические силы. Все друг друга хорошо и давно знают. Казалось бы, можно договориться обо всех аспектах развития страны и контролировать эти процессы. Но знаете, почему  этого не происходит? Наверное, потому, что это невыгодно тем бизнес-кланам, которые за политиками стоят. Разве сможет при соблюдении элементарного  государственного контроля миллионер за год стать миллиардером? Я не прокурор, но логика подсказывает, что это ненормально. Тем более когда большая половина населения страны едва сводит концы с концами. Я никогда не считал чужих денег, но до боли противно  смотреть на этот неприкрытый грабеж. 

— Ваш прогноз: кто на сей раз пройдет в Верховную раду? 

— Все те же партии и те же лица. 93 процента списков – прежние люди. Думаю, Верховная рада по составу ничем не будет отличаться от той, что распустили. Ставка делается на создание коалиций по-новому.  Надеюсь, что если консолидируются коммунисты, регионалы и социалисты, можно будет говорить о дальнейшем развитии страны. Но такая коалиция  чревата другой опасностью. Если тот же БЮТ и Ко не сформируют большинство, значит, опять заговорят о незаконности предвыборной кампании, многочисленных нарушениях, фальсификации и необходимости перевыборов. И далее по кругу… Так будет продолжаться, пока политики не поумнеют. Или не взорвется народ. 

— Так ведь народ по-прежнему не уходит с площадей. Для Киева митинг – это уже неотъемлемый антураж. Как еще надо народу «взорваться»? 

— На площадях не просто митингуют, там зарабатывают. Таксы известны. Пару часов покричать за одну партию стоит 10 долларов, другая, может, отстегнет на 5 долларов больше. Вот люди и ходят туда-сюда. Надо же как-то в нынешних условиях выживать. Ведь на ту же пенсию сейчас не протянешь. 

— Разве может такой  опытный политик, как вы, оставаться в стороне, когда в стране бурлят политические страсти? 

— Это не страсти бурлят – это анархия в разгуле. Стоя на майдане, «помаранчевые» провозглашали те же ценности, которые в начале 90-х отстаивал и я: независимость, свобода, социальная защищенность. И многие люди от чистого сердца голосовали за них. Но, к сожалению, за годы их правления Украина превратилась в неправовое государство. Сегодня у нас все решают деньги, а закон – что дышло… Лично мое мнение:  к чему бы «оранжевые» ни притронулись, там крах. Взялись гнобить русский язык – мы наблюдаем явное двуязычие. Многие из чувства отвращения к решениям властей перешли на русский. Притронулись к церкви – началось размежевание двух основных конфессий. Я встречался и с нашими, и с зарубежными бизнесменами, они говорят: пусть закон будет несовершенным, но пусть он работает и не меняется каждый месяц. В противном случае это хаос. 

— Юлия Тимошенко как-то сказала, что хаос во внутренней политике Украины только способствует скорейшему развитию  демократии в стране… 

— Это перепевки западных учителей. Они очень хотят нас убедить, что анархия – это и есть демократия. В этой ситуации им легче реализовывать здесь свои планы. Заметьте, насаждая эту философию в Украине, у себя хаоса они не допускают. Я с большим уважением отношусь к тем моделям, которые построили в своих странах наши западные учителя. Но не обольщаюсь на предмет их добрых намерений в отношении Украины. Если мы сами о себе не позаботимся, этого не сделает никто. 

— Насколько сегодня сильно влияние Запада в Украине? 

— Я не сомневаюсь в том, что Запад проводит здесь геополитические эксперименты. А потому, что бы тут ни происходило, они будут это называть образцово-демократическим. За влияние на нашей территории по-прежнему идет ожесточенная борьба. США и Европа спят и видят Украину своим полигоном у границ России. Поэтому объективности в их оценках нет и быть не может. Они вмешиваются в ход наших выборов (то есть нарушают Конституцию) и поддерживают не тех, кто будет служить Украине, а тех, кто будет воплощать здесь их формулы. 

— Ставя свою подпись под Беловежским соглашением,  вы ожидали такого развития событий в Украине? 

— И представить себе не мог. Я никогда не ратовал за сохранение СССР, потому что эта страна была обречена. Но хорошего, что было тогда, отрицать не стану. Я сформировался в той системе и предположить тогда  не мог, что американцы в нашем доме будут править бал, а государственные должности будут продаваться и покупаться. А сейчас никто даже не скрывает, сколько стоит место судьи, депутата, главы администрации. Украина превратилась в большой базар. Для меня святы независимость страны, ее территориальная целостность, Конституция. Всем этим в моей стране сейчас с легкостью жонглируют. Я не верю в политиков, которые так поступают, и в их политику. 

— Существует анекдот про трех украинских президентов. Когда президентом был Кравчук, было ясно, что Украиной править можно. Когда Кучма, было ясно, что Украиной может править кто угодно. Когда пришел Ющенко, стало ясно, что Украиной можно не править, она сама управится… 

— В этом есть доля правды. Я не хочу преувеличивать свои заслуги. Но когда я был у руля, искренне старался работать во благо страны. Чем наше поколение политиков отличается от нынешних? Мы действительно верили в независимый путь развития Украины, предлагали идеи, убеждали народ. Нынешние тоже ищут пути, другой вопрос, какие? Сейчас идет борьба за власть внутри власти. И это все объясняет.  Ющенко  даже не пытается сплачивать общество. Он так и остался президентом оппозиции. Нормально, когда кандидат в президенты от оппозиции, но президент должен блюсти интересы всего народа. Его решение, которое отбросило страну в развитии, – передача ключевых постов в стране не профессионалам, а тем, кто стоял за его спиной на майдане. Стоять за спиной не означает разбираться в тех или иных делах, важных для страны. Он также проводит внешнюю политику, которую не поддерживает абсолютное большинство народа. Это три главные его ошибки. 

— Может, он несамостоятелен в своих решениях? 

— Думаю, вполне самостоятелен. Но, как я уже говорил, он продвигает в жизнь ценности, которые близки и понятны ему и тем, кто за ним стоит. Даже видя всю сложность ситуации в стране, он не станет переступать через свои установки. Наверное, это еще и свойство характера. 

— Как бы вы попытались исправить ситуацию, будь вы сегодня в президентском кресле? 

— Я бы усилил роль парламента, дал ему больше полномочий в управлении государством. Сегодня в нашей стране нет президентского начала: президентский пост скомпрометирован. Украинцы воспринимают высшую власть как людей, которые прежде всего думают о себе и о своих приближенных. 

— Вы как-то сказали, что Украина живет ожиданиями. Все еще ожиданиями? 

— Этот период уже прошел. От политиков украинцы уже ничего не ждут. Самое распространенное общественное мнение – власть сама по себе, мы сами по себе. Люди сами думают, как в этих условиях защитить свои права, заработать, выжить... 

— Как долго еще это может продлиться? 

— Мы много уже потеряли времени, теряем его и сейчас. Бесконечные выборы, роспуски, перевыборы, агитационные кампании, подкупы голосов… Силы, деньги уходят не туда и не на то. Я надеюсь сегодня только на украинский народ. На новое поколение, которое живет без розовых очков. Наши молодые люди привыкли надеяться только на себя. Они искренне любят Украину, которая с ее человеческим, природным потенциалом достойна лучшей доли. У них развито чувство ответственности, многие повидали мир и имеют представление о порядке и законе не понаслышке. Я часто общаюсь с молодежью. Вижу, как они желают работать не только чтоб наполнить свои карманы, но и сделать благополучнее свою страну. Вот на них я очень надеюсь. Думаю, новые конструктивные политические  силы проявятся в Украине лет через 5. Они будут сориентированы на стратегические национальные интересы страны. 

— Леонид Макарович, а каковы, на ваш взгляд, перспективы белорусско-украинских отношений? 

— Признаюсь честно, пока перспектив в политических отношениях я не вижу. Ведь наши системы, как два полюса, диаметрально противоположны. В Беларуси – контроль и порядок, у нас – анархия и вседозволенность. Как высшей власти, у которой такие разные взгляды и подходы, налаживать отношения? Это надо делать на уровне предприятий, регионов, людей, дипломатов. И это перспективно. Мы же друг другу не чужие. Родственные связи между нашими народами крепки. Мы искренне тянемся друг к другу. И так будет всегда. А властям надо просто не вмешиваться в этот процесс. 

— Вы ушли из большой политики. Чем занимаетесь сегодня? 

— Занимаюсь своим садом. Я уже 15 лет живу за городом. В Киеве не могу – шум, суета, бешеное движение… Посадил  более 50 деревьев: груши, сливы, вишни, яблони, есть смородина, виноград. Очень люблю за ними ухаживать. Люблю рано встать, выйти в сад, постоять, послушать птиц, подумать. Много размышляю. О том, что сделал, что не получилось. Вот задумал написать книгу  о политике в Украине начиная с середины 90-х годов. Хочу осмыслить развитие страны за этот период. 

Много читаю, в основном историческую литературу. Очень интересно проводить аналогии. Вот, например, сегодня прочитал слова Владимира Мономаха в поучение своим детям: «Не лютувати словом, не хулити розмовою, гордостi не мати в серце. Брехнi бережiться, i п’янства, i блуду, бо в тiм душа погибне i тiло». 

Пусть бы это напутствие почитали наши политики и подумали...  

Минск—Киев—Минск 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter