Леонид Быков

В понедельник, 3 июля, бесстрашная эскадрилья на канале СТВ в 9.15 снова споет «Смуглянку»
В понедельник, 3 июля, бесстрашная эскадрилья на канале СТВ в 9.15 снова споет «Смуглянку»

В мае прошлого года наша газета подробно писала об идее создания фильма «В бой идут одни старики». И правда, трудно сегодня найти человека, который не посмотрел фильм Леонида Быкова. А между прочим, первые строчки в сценарий этой ленты были записаны 22 июня 1941 года в небе над Брестом прототипом Титаренко летчиком Иваном Лавейкиным и его боевыми друзьями. Режиссер Леонид Быков впервые услышал о 2–й «поющей» эскадрилье, о Лавейкине, Попкове, Зайцеве, ставших в фильме Титаренко, Кузнечиком, Батей, когда посетил знаменитый полк в Венгрии в конце 60–х...

Картина вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах...

Дело в том, что на том же фестивале
демонстрировался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка «задвинуть» фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни старики» может стать первой вместо «Калины красной». На что Быков ответил: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать–то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля». В результате «Калина красная» взяла–таки главный приз бакинского кинофестиваля.

Сегодня речь пойдет о замечательном советском актере Леониде Быкове. Родился он 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет рос мальчишкой смышленым, веселым, но стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось 18, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе еще на фронт, салага, — заявил суровый военком. — Ты сначала школу окончи». Из–за малого роста его из летной школы отчислили и на этом карьера пилота Леонида Быкова закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Но харьковские экзаменаторы разглядели талант Леонида Быкова и приняли его в институт.

Дальше, как вы помните, актера активно снимали. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску. Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды»...

В 1965 году Л.Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьей покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда можно найти в письмах Быкова одному из близких друзей по харьковскому театру — Николаю Бориченко. В одном из них он пишет: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа?..»

Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он всерьез надеялся, что родные стены помогут ему обрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За период с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А.Довженко, но и на других. В одном из писем все тому же другу он писал: «Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно...» Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60–х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. В 1972 году он наконец начал снимать фильм.

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты–баты, шли солдаты». В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков — это была его 22–я роль. Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто–нибудь сыграл. Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.

Однако экстремальный труд участников этой картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

...В начале 1979 года Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей — Николая Мащенко и Ивана Миколайчука: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну», просит позаботиться о его семье, продать машину и т.д. В этом же письме Быков отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т.д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только: «Прощай» — и спойте мою любимую песню — «Смуглянку». Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо.

12 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и актер решил его объехать. Однако как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, он вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. Леониду Быкову было всего 50 лет...

Эпилог

У Быкова остались жена Тамара, дочь Марьяна и сын Алексей. Вокруг семейной жизни актера и режиссера слухов не меньше, чем вокруг его смерти. То газеты пишут, что его жена (они познакомились в театральном институте) оказалась психически нездоровым человеком и Леонид Федорович всю жизнь вынужден был за ней ухаживать. То бывший завотделом по идеологии ЦК компартии Украины рассказывает в прессе, что помогал Быкову вытаскивать сына из разных переделок, дабы спасти его от тюрьмы...

«Моя боль, моя совесть, моя вина — Лесь. Помогите ему поверить в людей. На него обрушилось столько горя, что хватило бы на целый народ...» — написал Быков о сыне в своем завещании.

После его гибели жена и дочь продали 4–комнатную киевскую квартиру, переехали сначала в Харьков, затем — в Тульскую область, оттуда — опять в Киев. Сын Быкова Алексей через несколько лет после смерти отца сбежал из СССР — по дороге во Львов спрыгнул с поезда и переплыл реку Тису — и больше на родину не возвращался. Сейчас он живет в Канаде.

Алексей Смирнов — знаменитый здоровяк Федя из «Операции «Ы» и механик Макарыч из фильма «В бой идут одни старики», выписываясь из больницы, поднял первый тост за друга и замечательного режиссера Леонида Быкова... «Мы боялись вам сказать... — еле выговорил кто–то. — Но Быкова с нами больше нет...» Смирнов молча поставил рюмку на стол, ушел в свою палату, лег на кровать и умер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter