Автомобиль ГАЗ-ММ в натуральную величину: режиссер Алексей Турович предлагает свой вариант эскиза памятного знака

Лента про боль

В стране продолжается работа по мемориализации урочища Куропаты, где покоятся жертвы политических репрессий 20 — 40-х годов. Идет сбор средств на благоустройство мест захоронений. Министерство культуры и общественные рабочие группы объявили конкурс эскизов памятного знака «Куропаты».

Кадры из фильма «Желтый песочек»

Сейчас на рассмотрении находится 85 проектов. Среди прочих свое видение будущего мемориала изложил в письме в редакцию человек сложной, нелегкой судьбы, режиссер Алексей Турович. Автор фильмов «Сынок», «Надо жить» и «Яблоко луны» предлагает отлить и установить на территории Куропат в натуральную величину автомобиль ГАЗ–ММ, больше известный в народе как «полуторка». Режиссер объясняет задумку: именно на этих грузовиках «дорогой смерти» в Куропаты везли тех, кого позднее назвали жертвами репрессий.

...Все началось с кино. Полтора года назад Турович закончил съемки фильма «Желтый песочек» по одноименному рассказу Василя Быкова. Работа, вспоминает режиссер, шла туго, первые сложности возникли еще на этапе подготовки переноса хрестоматийного сюжета на экраны:

— Главная проблема заключалась в отсутствии источников финансирования. Я дважды подавал заявку на открытый республиканский конкурс кинопроектов и дважды получал письма с отказами. Позже я обратился в Минкультуры с альтернативным предложением: 50% — мои собственные средства, 50% — государственные. Но и в этом случае не нашел поддержки. Тогда я принял решение снимать и продюсировать ленту за свои деньги.

Интерес именно к этому произведению Быкова и желание сделать из него большое кино возникли у режиссера, по его словам, уже давно:

— Куропаты — это один из самых трагических уроков для нашего общества. Некогда экранизировать «Желтый песочек» хотел еще мой учитель Игорь Добролюбов, но его планы так и не осуществились. Чуть позже за дело рискнул взяться я.

Кадры из фильма «Желтый песочек»

Заручившись поддержкой вдовы писателя Ирины Быковой, режиссер начал с главного — поиска актеров. Минские артисты, к которым Турович обращался с предложением о сотрудничестве, просили, по его словам, слишком высокие гонорары. Тогда он отправился по районам и провинциям:

— И знаете, актеры наших региональных театров ничуть не уступают в мастерстве столичным коллегам. Например, в Бобруйске, в областном театре драмы и комедии имени В.И.Дунина–

Марцинкевича, я увидел Геннадия Третьякова. И сразу подумал: вот же он, мой Валерьянов! То есть я искал определенные лица, типажи. По сюжету произведения в машине, которая везет людей на расстрел в Куропаты, оказываются совершенно разные люди: сельчанин Автух Козел, его сосед по деревне поэт Феликс Гром, бывший белогвардеец Валерьянов, вор Зайковский, большевик Шоcтaк и следователь отдела НКВД Сурвило. Найти столько абсолютно разных типажей было очень непросто.

Сам режиссер тоже засветился в ленте, сыграл того самого чекиста Сурвило. Площадкой для съемок выбрали Ратомку — как максимально соответствующую времени и ситуации. На четыре дня на Национальной киностудии «Беларусьфильм» в аренду взяли раритетную «полуторку». Без нее снимать картину было невозможно:

— Хотя аренда и обслуживание сильно ударили по бюджету. Во–первых, на машину пришлось заказывать деревянную будку. Во–вторых, оплатить сопровождение ГАИ. Но как только мы отсняли дубли с участием грузовика, я понял: именно он и сидящие в нем люди должны стать символом тех трагических событий, которые происходили на территории нашей страны в 20 — 40–е годы XX века. Поэтому предложил на конкурс такую идею: отлить грузовик и всех тех, кто попал в жернова тоталитарного режима. Сопроводил письмо 120 фотографиями актеров, которые снимались у меня в ленте. Каждое лицо в разных ракурсах, чтобы скульптор смог максимально точно воплотить все типажи. Я уверен: мое предложение — лучшее. Что думает по этому поводу рабочая группа, узнаем, надеюсь, в ближайшее время.

А пока все мысли режиссера заняты предстоящей премьерой: фильм покажут в минском кинотеатре «Москва» 16 и 17 сентября. Проблем с получением лицензии «Киновидеопроката» не возникло, однако с возрастным цензом «16+», определенным комиссией, Алексей Валентинович категорически не согласен:

— О Куропатах должны знать все. Это фильм для школьников, молодежи, старшего поколения — всех. Кроме того, я не понимаю, почему нельзя показать ленту во всех кинотеатрах страны? Это ж наше, белорусское! Почему кинотеатры бесконечно крутят голливудские триллеры и не хотят поддержать свой кинопродукт?

Пока лента вышла на русском языке, но режиссер сейчас активно ищет возможности озвучить ее по–белорусски.

— У меня все время спрашивают, почему в «Желтом песочке» актеры говорят на русском. Отвечаю: потому что лента по первоначальной задумке была предназначена в первую очередь для российского рынка. Но не сложилось, поэтому сейчас думаю о переводе «на мову». Возможно, получится посотрудничать с проектом «Белорусские уикенды», коллектив которого делает профессиональную озвучку фильмов на белорусском языке. Однако все по–прежнему упирается в финансирование. Будут деньги — будет и кино.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter