Лениниана наших дней

Давным-давно мы любили читать книжки про Ленина.
Давным-давно мы любили читать книжки про Ленина.

Теперь мы их не читаем и чаще всего детям не предлагаем.

А о Ленине все равно помним, хоть он уже и "другой".

Ленин и дети

Наших детей нынче на табуретку не затащишь и не заставишь читать с выражением стихи про Ильича. Они вообще не знают, кто такой дедушка Ленин! Из 20 ребят, опрошенных мною на улице, только трое правильно назвали имя, отчество и фамилию примера всех октябрят. Некоторые то Владимиром Ульяновичем его величали, то Ульяном Владимировичем. Откуда ж им знать, когда в школе теперь про Ленина - "ни гу-гу", будто и не приглашал к себе в Горки на елку да не катал детей на автомобиле. Родители тоже молчат. Так что детишки в этом смысле предоставлены самим себе, что сразу стало ясно, как только я начал опрашивать учащихся Гомельской городской школы искусств. К примеру, 10-летний Ваня самостоятельно "откопал" книжку "100 народов - одна семья", из которой уяснил, что Ленин "провел революцию для того, чтобы мы не гнули спину на царей", в чем, к Ваниной радости, преуспел. Мальчику цари не нравятся, зато Владимир Ильич показался ему симпатичным и умным человеком.

У 14-летней Кати совершенно другое мнение. Она про Ленина в подробностях узнала из фильма "Невеста из Парижа", где одержимая революцией француженка примчалась в Питер, чтобы прикоснуться к местам ленинской славы. Аня все это наблюдала и пришла к выводу, что вождь пролетариата чересчур себя любил и не страдал комплексом неполноценности: "В каждом городе он поставил себе множество памятников. Думаю, что это плохо, потому что нескромно. Еще мне кажется, что он был честолюбив, иначе бы не добрался до власти, и наделал много ошибок. Поэтому не считаю его положительным героем".

11-летняя Аня на все "ленинские" вопросы ответила категорично: "Эта личность меня не интересует. Я сейчас читаю "Волшебник Изумрудного города", хожу в музыкальную школу, на плавание и танцы". А когда я обратился к другой девочке, Аня дернула меня за рукав: "Я, правда, слышала, что он лежит в мавзолее... Не знаете, как это?"

Ленин и Крупская

Поначалу Надежда Прусова жила на улице Ленина в доме N 35, где их семья поселилась, до войны переехав из Витебской области в Гомель. Будучи девушкой на выданье, Надежда Ивановна познакомилась с товарищем Крупским. Говорит, не фамилия привлекла, а сам молодой человек. Правда, попытки выяснить, а не революционное ли у ее друга прошлое, все-таки были. Но дальше родины мужа - города Ветка - они не пошли. Пути-дороги других родственников так и остались им неизвестны. Зато Надежда Ивановна из Прусовой благополучно превратилась в Крупскую. Для полной гармонии только отчества и не хватало. Наверное, будь Надежда не Ивановной, а Константиновной - обладательнице знаменитой фамилии было бы в жизни куда проще, а так - никакой пользы. "Разве что удивление постоянное, вопросы", - рассказывает мне гомельчанка Крупская.

Еще больше люди удивляться стали, когда Крупских "разлучили" с Лениным. В один прекрасный момент улицу Владимира Ильича переименовали в улицу... Надежды Константиновны Крупской. От чего случилась такая перестановка, Надежда Ивановна не знает. Зато с тех пор соседи им не давали покоя - подтрунивали: "Мол, смотри, какие великие люди рядом с нами живут. Даже улица носит их фамилию!" А сама Надежда Ивановна лишний раз старается не называть полные свои "регалии". Это ж как звучит: "Надежда Крупская с улицы Крупской"!

Впрочем, свою фамилию она считает очень даже везучей. Говорит, с мужем душа в душу прожила 38 лет. Не то что Надежда Константиновна!

Ленин

и французы

Знакомый директор одной из гомельских школ рассказал мне о своих французских друзьях, которые частенько наведываются в Гомель. Среди них есть 60-летний университетский преподаватель социологии, который всю свою сознательную жизнь изучал труды Ленина и его соратников. Встречаясь с ним, директор то и дело вынужден отбиваться и отвечать за весь бывший СССР на яростный вопрос француза: как вы могли предать Ленина?

Французский коммунист не может поверить, что заветы Ильича так легко забылись за 15 лет. В последний свой приезд он как дитя радовался тому, что в Гомеле начали менять асфальт: "У вас же идет созидание, о котором мечтал Ленин!" - восклицал он. Когда гостя повезли в ветковский музей и он увидел там россыпь октябрятских значков, француз начал умолять подарить ему хоть один. Для французского коммуниста не пожалели значка...

А вообще-то, друзья, память у нас все-таки короткая...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter