Лена с огоньком

Таксист — профессия для дам
Таксист — профессия для дам

Как–то Лену Шаркову остановил госавтоинспектор. Заглянул в салон: «Вы что, у мужа машину покататься взяли?» А услышав, что она и есть таксистка, улыбнулся: «Счастливой дороги, леди!»

«У вас ремни безопасности надежные? А стаж водительский какой?» — пассажир, перед тем как сесть в голубую «Сузуки» с шашечками, засыпал таксиста вопросами. «Да не волнуйтесь, и с ремнями все в порядке, и водитель я опытный», — успокоила Лена. К такой реакции пассажиров маленькая хрупкая девушка, работающая таксисткой в одной из могилевских фирм, уже привыкла. «Большинство клиентов, увидев меня за рулем, удивляются, — признается она. — Дамы, как правило, улыбаются, подбадривают, а парни острят: «Что, сериала «Таксистка» насмотрелась?» — или всю дорогу пытаются поучать».

Таксисткой Елена Шаркова стала недавно, после того как перебралась из Гродно в Могилев. Хотя водительский опыт у нее немалый. «В родном Гродно я несколько лет водителем троллейбуса работала. А до этого — педагогом во Дворце детского и юношеского творчества, преподавала вокал, — вспоминает девушка. — По образованию я дирижер академического хора, окончила культпросветучилище, но работу по специальности найти сложно, вот и решила переквалифицироваться. И сериал «Таксистка» тут ни при чем, я его не смотрела. Если честно, то управлять легковушкой после троллейбуса первое время было трудновато. Но я научилась быстро, автомобиль ведь свой есть, да и муж — водитель опытный, помогал».

Хорошо водить машину — полдела. Чтобы работать таксистом, надо досконально знать город, а Лена в Могилеве всего каких–то полгода. «С этим поначалу проблемы были, — не скрывает она. — Свой первый рабочий день хорошо помню. Выехала из дому рано утром (по ночам я не работаю, страшновато), первых клиентов возила вместе с супругом, он мне дорогу подсказывал, а часа через два Игорь меня оставил. Все, говорит, теперь сама. Очередной заказ я выполнить не смогла. От волнения не нашла на карте нужную улицу, позвонила диспетчеру, извинилась, попросила заказ передать другому и отпросилась домой. Уже дома тщательно карту изучила и чуть не расплакалась — нужная улица оказалась буквально в 200 метрах от места, где я стояла. Карту города я штудировала несколько недель, каждую свободную минуту, — и ела, и спала с ней, теперь город знаю как свои пять пальцев».

— Тут, детка, не проедем, рули вправо, теперь налево сверни, осторожно, здесь ямка будет, — старушка, сидевшая сзади, поучала Лену всю дорогу. — Не гони, форточку открой, ой, закрой, что–то больно дует...

На привередливых клиентов Лена не обижается, с пассажирами не спорит, в ответ на обидные замечания отшучивается. «Многие мужчины почему–то считают, что водитель из женщины никудышный, и это, конечно, обидно, — признается Шаркова. — Приятно, что некоторые мнение свое меняют. Я вожу машину неплохо, аккуратно, не лихачу, никого «не подрезаю», аварийных ситуаций не создаю. В общем, клиенты остаются довольны». Но случаются и неприятные истории. Однажды забрала парней с работы, отвезла переодеться, затем они изъявили желание в центр поехать. Там и выяснилось, что у них денег на оплату не хватает — целый час по городу мотались. Часть суммы они Лене отдали, оставшуюся обещали принести через 5 минут, когда снимут с карточки. Остановилась Лена у обочины, у банкомата. А пассажиров и след простыл, скрылись в переулке. «Расстроилась, разумеется, они ведь еще и в машине намусорили: пиво пролили, костей от рыбы набросали. Пришлось заказы отменить и в салоне порядок наводить, — признается таксистка. — А пассажиров этих мы на следующий день нашли. Они извинились, деньги вернули».

Одна девушка изъявила желание из дому на работу на такси доехать. А как на место прибыли, выяснилось, что денег у дамочки нет: «Вы мне часика через 2 позвоните, долг верну». Через 2 часа она по телефону заявила, что сильно занята, а потом и вовсе мобильник отключила. А случается и такое: человек забыл дома кошелек или денег на оплату такси не хватило. Если Лена видит, что пассажир явно смущен, она не ворчит, напротив, старается его успокоить: «Было бы из–за чего переживать, в следующий раз отдадите». Отдают. Привозят и деньги, и маленький презент: что–нибудь сладенькое.

Работа таксиста непростая. Приходится одновременно и за дорогой следить, и пассажиров слушать. А душу Лене клиенты изливают частенько. «Недавно вот беременную везла. Ей рожать скоро, казалось бы, такая радость, девушка хорошенькая, умная, а парень как узнал об этом, ее бросил, — расстраивается Лена. — И в больницу людей тяжело везти, сами понимаете, с каким настроением они туда едут. Но я, как могу, стараюсь их подбадривать». У обаятельной таксистки, похоже, это получается неплохо. Во всяком случае, у нее уже немало постоянных клиентов. Некоторые звонят даже не для того, чтобы вызвать такси, а чтобы узнать, как дела, не собирается ли она менять работу. «Не собираюсь», — успокаивает обеспокоенных клиентов Елена.

Справка «СБ»

В Москве существует служба «Розовое такси». Генеральный директор компании — дама, постоянно пользовавшаяся услугами такси, устала от грязных машин с неопрятными, прокуренными салонами, грубоватыми мужчинами–водителями и решила создать собственную фирму, а за руль усадить дам. Идея оказалась удачной, дамское такси — востребованным. Московский опыт переняли и в других городах России. Как отмечают клиенты, когда за рулем дама — и в салоне уютно, и машина всегда выглядит ухоженной, и чувствуешь себя в безопасности: леди водят аккуратно, не лихачат и не позволяют себе трогаться на желтый свет светофора.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter