Как улучшить состояние дел в льноводстве?

Лен номером не вышел

Проблемы в отрасли создает не погода, а люди, их подходы к возделыванию культуры.

Глава государства не раз обращал внимание на проблемы льноводства. В конце прошлого года при посещении Оршанского льнокомбината Александр Лукашенко высказал немало критических замечаний в адрес руководства АПК и облисполкомов за недостаточные объемы производства отечественного сырья, а также слабое качество. На модернизированном Оршанском льнокомбинате остаются незагруженными около трети мощностей, часть льноволокна для переработки приходится закупать за рубежом. Это негативно сказывается на цене конечной продукции и работе предприятия в целом. Президент потребовал: отрасль в течение трех лет должна быть минимум в два раза эффективнее.

Механизатор ОАО «Горкилен» Горецкого района Сергей Купалов и помощник Артем Дроздов довольны урожаем льна (август 2019 года).

Сейчас в стране 24 льноперерабатывающих предприятия, 5 лет назад было 46. Хотя количество и уменьшилось почти в два раза, но их мощности позволяют перерабатывать всю планируемую тресту — 180 тысяч тонн. Это стало возможным благодаря модернизации 9 заводов. Государство оказало в этом огромную помощь. Кредиты выделялись под льготные проценты. Из бюджета шли средства на технику для выращивания и уборки льна.

– В этом году в отрасли наметился прогресс, — сообщил заместитель гендиректора РО «Белагросервис», начальник управления по производству, переработке и реализации льноводческой продукции и агрохимизации Сергей Бобровский. — Средняя зарплата за 7 месяцев — 708 рублей, за прошлый год была 623. За июль 2019-го составила 838 рублей. Рентабельность по конечному результату за январь—июль — 17,7 процента, в то время как год назад за этот период была минус 2,4. За последние три года выходило 127—135 тысяч тонн тресты средним номером 0,85—0,94. В этом ситуация лучше. Ожидается более 160 тысяч тонн. Пока ее номер — 0,98.

ОАО «Кореличи-лен», модернизированное пять лет назад, за 7 месяцев года получило отрицательную рентабельность. Связано это с тем, что в прошлом году из-за засухи в Гродненской области был большой недобор льна, мощности были загружены лишь на 30 процентов. Если бы работали на полную силу, могли бы закончить переработку уже в декабре прошлого года. Но для того чтобы сохранить коллектив, дать людям работу и заработную плату, растянули процесс до нового урожая.

— В новом сезоне лен значительно лучше, — утверждает директор ОАО «Кореличи-лен» Сергей Тур. — Практически закончили его заготовку, есть возможность загрузить мощности полностью. При этом номер тресты 1,04 — выше, чем в среднем по стране. Значит, можно увеличить выход длинного волокна и, соответственно, получить больше прибыли.

Хорошие результаты показывают и некоторые заводы, которые не прошли модернизацию. Например, ОАО «Горкилен», «Мстиславльлен», Хотимский льнозавод. Зарплата за июль там превысила 1000 рублей.

В ОАО «Горкилен» российские линии по переработке тресты образца 1992 и 2005 годов. Несмотря на возраст, работают они без сбоев круглый год. И, главное, прибыльно. Рентабельность за 7 месяцев — 53 процента. Выходит, и в таких условиях можно зарабатывать хорошие деньги.

Предприятие уже убрало всю тресту нового урожая. Правда, он немного хуже прошлогоднего.

— Из-за продолжительной летней засухи сырья получили на 15 процентов меньше, чем в 2018-м, — рассказал директор ОАО «Горкилен» Виталий Евтихович. — Правда, средний номер тресты относительно неплохой — 1,1. Считаю: для этого года урожай получен хороший благодаря точному соблюдению технологии выращивания.

В Горках долгунец постоянно один из лучших в стране. За счет чего? Здесь умеют работать на земле. Например, лен еще может быть на корню, а на предприятии уже подобрали поля, на которых будут его сеять будущей весной.

Однако некоторые успехи отрасли не могут затмить ее проблемы.

Мировому рынку нужны высококачественные ткани. Оршанский льнокомбинат экспортирует около 80 процентов продукции. Следовательно, должен подстраиваться под современные требования и тратить миллионы долларов на техническое обновление. Пять лет назад модернизировали фабрику № 3. Ее оборудование может работать с волокном не ниже номера 11.
— В новом сезоне лен значительно лучше, — утверждает директор ОАО «Кореличи-лен» Сергей Тур. — Практически закончили его заготовку, есть возможность загрузить мощности полностью. При этом номер тресты 1,04 — выше, чем в среднем по стране. Значит, можно увеличить выход длинного волокна и, соответственно, получить больше прибыли.
Следующим этапом стала фабрика № 2, обновление которой завершилось два года назад. Цель — увеличить переработку длинного волокна низших номеров. Благодаря новым машинам стала получаться лучшая пряжа из номера 10. Модернизация уменьшила пороки при производстве тканей. Сведена к минимуму их реставрация вручную.

В итоге увеличился объем переработки длинного волокна. Если раньше мощности были рассчитаны на 7 тысяч тонн в год, то сейчас — 8,2 тысячи. Для того чтобы выпускать качественную продукцию на старом оборудовании, средний номер по предприятию требовался 12,4. Сейчас планку опустили до 11,5. Но, к сожалению, даже о такой цифре можно только мечтать.

— Для нас непринципиально, получено по стране 150 или 160 тысяч тонн общего волокна, — считает заместитель гендиректора льнокомбината по производству Наталья Велюгина. — Главное, качество. Чтобы средний номер тресты был 1,25 и выше. Тогда будет больший выход длинного волокна. А короткого у нас всегда избыток. Что же в реальности? Для эффективной работы предприятия, как уже отмечалось, требуется средний номер длинного волокна 11,5, в реальности за 8 месяцев этого года показатель был 10,34. За это время требовалось 4,3 тысячи тонн, на самом деле поступило на тысячу меньше. Мощности порой были загружены лишь на 60 процентов. Наибольшие трудности отмечались в июле-августе, когда отдельные цеха работали в одну смену из-за недопоставки сырья. С нового урожая лен пошел лучшего качества. В сентябре средний номер поднялся до 10,6. Пока больше всех реализуют Брестская и Гродненская области. Там вообще сырье хорошее, есть не только 11 и 12 номера, но даже и редко встречающийся в последнее время 13-й. Хуже сырье будет из Витебской и Могилевской областей.



Однако даже улучшение качества в этом году не избавит предприятие от импорта. Здесь уже закуплено за рубежом 900 тонн волокна, а до конца года показатель достигнет 1200 тонн. На 2020-й планируется примерно такая же цифра. То есть комбинату ежемесячно надо до 100 тонн импортного волокна номерами 12 и выше.

Следует, правда, оговориться, что льнозаводы поставляют в Оршу и короткое волокно. Оно также идет на экспорт, что приносит первичным переработчикам неплохие доходы. Но именно готовая продукция из длинного волокна дает возможность получать наивысшую добавленную стоимость. А для этого нужно высококачественное сырье в достаточном количестве.

Что мешает льноводам его получать? Традиционно они жалуются на природу. Она действительно не балует. Но погода одинакова для всех. Однако у одних производителей долгунец лучше, у других — хуже.

Проблемы в отрасли создает не погода, а люди, их неправильные подходы к возделыванию, считает заведующий информационно-аналитическим отделом Института льна НАН Валерий Кожановский:

— Недобор урожая и потери качества начинаются задолго до сева — с подбора полей под лен. Он не любит щелочных почв, избытка кальция в них. Это блокирует поступление цинка в растения, которого на наших полях и так мало. В результате вырастает лен с низким содержанием волокна. Культура любит слабокислую почву, что вступает в противоречие с проводимым известкованием полей. Поэтому для льна надо подбирать специальные участки, где известкование проводилось давно. Оптимальный уровень рН для этой культуры — 5,0—5,5. В этом случае создаются условия для получения максимальной урожайности долгунца и высокого выхода длинного волокна. Таких полей мало, и сеять приходится на тех, что дают. А если существует плохая основа для выращивания льна, то какую агротехнику ни применяй, хорошей урожайности и качества сырья не получишь.

В 2019-м, как и в предыдущие годы, примерно четверть площадей были малопригодны для выращивания этой культуры. Они не соответствовали требованиям по гранулометрическому составу, кислотности, содержанию подвижных форм фосфора и калия, гумуса, подбору предшественников и культуртехническому состоянию. Кстати, 4 области уже представили информацию о подборе почв под урожай следующего года, и там прослеживаются аналогичные проблемы.
С нового урожая лен пошел лучшего качества. В сентябре средний номер поднялся до 10,6. Пока больше всех реализуют Брестская и Гродненская области. Там вообще сырье хорошее, есть не только 11 и 12 номера, но даже и редко встречающийся в последнее время 13-й.
Если в прошлом веке урожайность льна была раза в два меньше, чем сейчас, и вылеживался он на травяном покрове из сорняков, то теперь более толстая лента соломки кладется на голую землю. В этой ситуации для решения вопроса вылежки ее надо оборачивать, причем не менее двух раз. Но и эта операция у нас проводится плохо. В этом году лишь на 72 процентах площадей.

В Брестской области обернули 1,3 раза, Гомельской — 1,1, Гродненской — 1. В остальных регионах менее одного раза. При этом на Витебщине только 37 процентов площадей, Минщине — 46, Могилевщине — 71. Это значит, что более четверти льносоломки лежало неподвижно (на Витебщине — почти две трети), и биологические процессы превращения ее в тресту шли ненадлежащим образом. Можно ли в этом случае ожидать качественного волокна? Конечно, нет.

Валерий Кожановский поделился наблюдениями:

— На днях побывал на Шкловском льнозаводе. Видел, что треста там неоднородная по цвету, потому что оборачивание провели не везде. Этой работой занимались студенты-практиканты, но как только они ушли на занятия, дело остановилось. Из такой тресты и волокно будет низкого качества с коричневыми вкраплениями, что вызовет проблемы при реализации на льнокомбинат. Аналогичная ситуация наблюдается и в Минской области, где тоже мало проведено оборачивание лент льна.

Специальные машины для этого есть везде. Но не будешь же держать для них механизаторов год, если работы всего на месяц. Что делать? Обратимся к опыту ОАО «Горкилен». Там мужчин, занятых во вспомогательных подразделениях, обучили, они получили удостоверения на право управления трактором. И проблема с оборачиванием льна решилась.

Жизнь показывает, все сложности можно преодолеть. Нужно только, как уже неоднократно говорилось, точно соблюдать технологию выращивания льна. Будет хорошего качества треста, дальше, под крышей заводов, из нее можно будет получить такое же волокно. Поэтому задача на будущее — максимум внимания льняному полю.

Хорошего волокна требуется все больше и больше. На следующий год Оршанский льнокомбинат планирует увеличить его переработку. Кроме того, здесь планируется расширение мощностей швейной фабрики для углубленной переработки тканей. Объемы выпуска готовой продукции должны увеличиться с 55 тысяч изделий в 2018 году до 300 тысяч — в 2020-м.

В мировом производстве льноволокна Беларусь входит в тройку лидеров. То есть производится его достаточно много. Но жизнь требует, чтобы количество переходило в качество.

Глава государства не раз подчеркивал: в стране уже немало сделано, чтобы поднять отрасль на более высокий уровень. Это не случайно. Лен для Беларуси — культура политическая. Она на гербе страны. Но дело не только в политике. Это хороший товар, на котором можно зарабатывать немалые деньги. Нужна только большая организованность на всех стадиях процесса производства продукции.

  gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter