Что, помимо впечатлений, увезут иностранные туристы на память о нашей стране?

Лен и лень

Неделя–другая, и нас ждет своего рода тест на гостеприимство. Возможность безвизового пятидневного въезда в Беларусь, которая появится с 12 февраля, наверняка привлечет к нам гораздо больше иностранных туристов, чем обычно. Что, помимо впечатлений, увезут они на память о нашей стране? Ни в коем случае не умаляя достоинства другой продукции с национальным колоритом, рискну предположить, что большинство путешественников положит в дорожный чемодан изделия из льна — скатерти, постельное белье, полотенца. Это не только здорово, красиво, но и в тренде — спрос на лен на внешнем рынке с каждым годом растет.


Нашей «льняной» стране, чей герб украшают нежные голубые цветки, грех этим не воспользоваться. Лен — ничуть не менее выгодный товар, чем, к примеру, молоко и мясо, на которых крестьяне уже научились неплохо зарабатывать. Почему бы не научиться на льне? Это весьма ходовой товар. Минувшим летом, будучи на отдыхе на средиземноморском курорте, во время прогулок по его узким улочкам я набрела на потрясающий магазин льняной одежды. Такого богатого ассортимента изделий — и по моделям, и по расцветкам — видеть раньше не приходилось. А цена простенького женского платья начиналась от 70 евро. При этом продавцы не скучали: августовская жара лучше, чем что–либо, стимулировала покупателей раскошелиться на удобную, приятную в носке и к тому же красивую одежду. Такой, к сожалению, в наших городах не найти...

Стоит признать: со льном у нас пока получается не очень. Неудивительно, что в первые недели нового года эта тема в очередной раз звучала на заседании Президиума Совета Министров. Премьер–министр Андрей Кобяков заявил, что использование потенциала льняной отрасли может внести существенный вклад в экономику страны. Вроде бы и многое сделано для того, чтобы этот потенциал полностью использовать. Например, в стране 29 льнозаводов, 10 из которых оснащены современным высокопроизводительным оборудованием. С их конвейеров способно выходить льноволокно самого высокого качества — из соответствующего сырья, разумеется. Ряд хозяйств закупили высокопроизводительную технику для работы на льняных полях. Однако что–то идет не так: нет ни качества льноволокна, ни даже его количества, чтобы без проблем обеспечить его главного потребителя — Оршанский льнокомбинат.

Директор Института льна Национальной академии наук Иван Голуб не сомневается, что на наших полях лен вполне способен давать европейские урожаи и высокое качество волокна. Подтверждает это примером. Около двух лет назад по поручению Президента Институт льна отвел под возделывание этой культуры около 250 гектаров. На обычных по продуктивности полях, которые имеются в каждом регионе страны, ученые четко соблюдали технологию на протяжении всего процесса — от сева до уборки. В итоге с гектара получили 15 центнеров льноволокна при 10 центнерах в среднем по стране. При этом качество тресты, что немаловажно, было несопоставимо выше. Соответственно и выход длинного льноволокна, в котором так нуждаются текстильщики, тоже. О чем это говорит? Да о том, что исконная наша культура способна давать высокую отдачу. Если, конечно, уделить ей должное внимание и проявить заботу.

Почему же ко льну отношение у хозяйств зачастую как к бедной Золушке? На первый взгляд, лен вроде и не на задворках аграрной отрасли. Достаточно вспомнить реализацию госпрограмм по льняной теме. Был даже соответствующий совместный проект Союзного государства. Отчасти благодаря этому за последние лет 15 удалось более чем вдвое поднять урожайность льноволокна — с 4 до 10 центнеров. Но качество — по–прежнему слабое звено. Оршанский льнокомбинат хотел бы получать длинное волокно средним номером 12. А такого набирается от силы десятая часть...

Первое, что надо сделать, по мнению Ивана Голуба, — отвести наиболее пригодные земли для возделывания льна. Эту культуру на одном и том же поле рекомендуется возделывать раз в семь лет, к тому же она не переносит избытка карбонатов в почве. То есть отведенные под лен поля должны иметь соответствующие показатели, известные специалистам. Требуются всего–то 55 тысяч гектаров, засеяв которые при должном уходе можно обеспечить полную потребность Оршанского льнокомбината в сырье. Второе не менее важное условие — наличие у хозяйств техники. Не хватает нужных машин — уходят оптимальные сроки теребления льна, подъема тресты — все это сказывается на качестве волокна, требования к которому высокие. Конкуренция на рынке того требует. Вот и на Оршанском льнокомбинате периодически поднимается тема об ужесточении стандартов. Но при этом важно не упустить из виду заинтересованность крестьян. Чтобы не получилось так, что напуганные жесткими требованиями хозяйства и вовсе откажутся от возделывания льна. В Институте льна мне привели такие цифры: было время, когда эту культуру выращивали 1.250 хозяйств, сегодня таких наберется лишь полсотни. И они должны понимать, что труд и деньги, вложенные в капризную культуру, окупятся сторицей.

Надо подумать и технологам над тем, чтобы из волокна среднего качества производить конкурентоспособную продукцию по примеру Китая. Даже неспециалисту ясно: торговать необходимо продукцией с высокой добавленной стоимостью, а не первичным сырьем. Недальновидно и даже, не побоюсь этого слова, экономически преступно дотировать зарубежного переработчика льна.

sob@sb.by

Советская Белоруссия № 20 (25155). Вторник, 31 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter