Лен – дело тонкое

Правильно в песне поется: у природы нет плохой погоды. Начались затяжные осенние дожди — кто-то им радуется, а кто-то огорчается.

Упустишь лучшие сроки его уборки — потеряешь и урожай, и качество.

Правильно в песне поется: у природы нет плохой погоды. Начались затяжные осенние дожди — кто-то им радуется, а кто-то огорчается.

Нервничает, переживает, глядя на хмурое небо, тот, кто лен вытеребил, положил соломку на стлище, а вовремя поднять ее не успел. Лежит она теперь под дождями, мокнет и... буквально на глазах теряется качество льноволокна. Собственно говоря, то, ради чего в основном мы и выращиваем эту культуру. Чтобы не быть голословным, приведу исследования ученых РУП «Институт льна». При уборке долгунца в оптимальные сроки треста имеет номер 1,75—2,00. А опоздание со сроками подъема на 10 дней снижает номер до 1,00 и ниже, а волокна — с номера 13 до 8—9.

А теперь заглянем в оперативную информацию Минсельхозпрода. На вчерашний день оборачивание лент льна проведено на площади лишь 37,6 тысячи гектаров. Это только 62 процента к разостланной тресте. К остальным 38 процентам машины еще не подходили — треста кое-где уже покрывается сорняками. О каком качестве волокна в таком случае может идти речь? Особенно мало перевернуто лент в Гомельской области — лишь 2,7 тысячи гектаров. Кстати, в прошлом году дела с этим видом работ здесь шли успешнее — почти на 4 тысячах гектаров лен был перевернут. Отстают от графика льноводы Могилевской, Брестской и Гродненской областей. Лидируют Минская и Витебская области.

— Давно бы убрали всю тресту со стлищ, если бы не дожди, — с огорчением заметил директор филиала «Кормянский льнозавод» ОАО «Гомельлен» Виктор Ковалев. — И сегодня техника и люди не смогли выехать в поле: дождь идет с самого утра.

Льнозавод выращивает в этом году 2339 гектаров долгунца. Площади арендует не только в своем районе, но и еще в трех. Объем работы огромный. Пока поднята треста примерно с половины площадей. Когда вторая часть льна будет свезена на завод, сказать трудно. По расчетам Виктора Ковалева, чтобы управиться с трестой, которая лежит сейчас в поле, надо как минимум 6—7 дней хорошей солнечной погоды. А где ее возьмешь, у кого выпросишь, когда дождь идет и идет...

— Мы уже теряем в качестве льноволокна, — признался директор завода. — Рассчитывали с каждого гектара получить его номером не ниже 1,25—1,50. К сожалению, выходит где-то в пределах единицы.

«Будет ли нынче рентабельным производство льноволокна?» — спросил я у руководителя предприятия. В ответ услышал то, что и должен был услышать: «Не будет. Погода подвела. Вы же помните, какое было лето?»

Думается, на минувшую жару вряд ли стоит сейчас кивать, когда идут дожди, простаивает техника, сидят без дела люди... Половина-то тресты вовремя поднята и свезена на завод на переработку. А вот второй половине не повезло — все еще лежит в поле. Лежит — и теряет качество льноволокно.

Все-таки тонкое это дело — выращивать лен. Где-то замешкался — и удача от тебя убежала.

Наука рекомендует убирать с полей тресту в предельно сжатые агротехнические сроки — за 10 дней с момента достижения оптимальной степени вылежки. Для этого в сельхозорганизациях республики имеется 487 прицепных и самоходных оборачивателей, 1359 рулонных пресс-подборщиков отечественного и импортного производства. Фактически же работает только 153 оборачивателя и 737 пресс-подборщиков. При нормативном коэффициенте готовности пресс-подборщиков (90 проц.) и среднесуточной их производительности до 10 тонн (50 рулонов) ежедневно можно заготавливать не менее 12 тысяч тонн тресты и завершить уборку до 18 сентября. Таковы расчеты ученых Института льна. Фактически же, несмотря на хорошие погодные условия, в лучшие дни заготавливалось 5 тысяч тонн тресты — 40 проц. от возможного.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter