Из хозяйства «Малятичи» уже несколько недель не забирают рулоны льнотресты

Лен без лени

Большие проблемы начинаются с малых упущений. Эта истина вспомнилась после вчерашнего звонка в редакцию «СГ» механизатора СПК «Бель» Кричевского района Леонида Жмуро. Он рассказал, что в структурном подразделении хозяйства «Малятичи» на поле в 170 гектаров уже несколько недель лежат подготовленные для переработки рулоны льнотресты. Сельхозпредприятие входит в сырьевую зону Шкловского льнозавода, но предприятие не присылает транспорт. «Вначале выделяли по одной—две машине, потом неделя тишина. А лен вырос как никогда, средний номер 1,25. Уходит время, рулоны рассыпаются. Хозяйство теряет деньги, а страна ценное сырье. Получается, что никому наш лен не нужен, на ветер работали!»

len.pngВполне понятно возмущение Леонида Владимировича, человека, по всему видать, неравнодушного к результатам своего труда, да и усилий всего коллектива. Звоню на Шкловский льнозавод. Руководитель транспортной службы предприятия Антон Ковалев заверил, что дополнительные машины обязательно выделят и льнотреста будет вывезена. Почему проблему не решили раньше, так и не объяснил. Хотя с трудом верится, что у завода переизбыток качественного сырья. Скорее всего, виноват пресловутый «человеческий фактор».

Только 10 льнозаводов из 38 работают эффективно и на полную мощность. Такую цифру назвал на недавнем семинаре в Дубровно министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Причина банальна — несоблюдение требований технологических регламентов и низкое качество заготавливаемой льнотресты. В развитие отрасли направляются огромные государственные средства, а результат стабильно отрицательный. 

Традиционной отечественной культурой занимаются 66 из 118 районов республики, но для многих сельхозпроизводителей это второстепенное занятие. Понятно, что бесхозное поле не будет продуктивным, а без хорошего сырья затраты на приобретение самого современного оборудования для переработки никогда не окупятся. 

«Кто посеет лен, пожнет золото» — гласит народная поговорка. Однако из-за множества нерешенных проблем культура так и не стала высокодоходной для отечественного АПК. Скажем, льноводы Минщины в прошлом году получили не прибыль, а 25 миллиардов рублей убытков. 

Самым льноводческим регионом считается Витебская область. Однако специалисты отмечают, что отрасль здесь в самом запущенном состоянии. Ко льну нередко относятся как к второстепенной культуре, выделяя худшие земельные участки. Не соблюдается технология, не в полной мере вносятся удобрения, используются семена пятой, а то и шестой репродукций. 

Сейчас активно ведется модернизация предприятий, но перерабатываться там будет сырье не лучшего качества. Например, Ореховский льнозавод Оршанского района закупил высокопроизводительную бельгийскую линию, которая требует льнотресту номера 1,25. А в среднем по области этот показатель сейчас едва перешагнул единицу.

Специалисты признают, что в сравнении с бельгийским или французским наше волокно уступает по качеству. В Западной Европе получают примерно 80 процентов длинного волокна и 20 — короткого. У нас почти наоборот. В то же время Беларусь экспортирует почти половину льнотресты, которую производит. Стоит она дешевле, и зарубежные переработчики покупают наше сырье с удовольствием, а на выходе готовой продукции получают колоссальную добавленную стоимость.

Подсчитать довольно просто. Цена тонны льноволокна на мировых рынках около полутора тысяч долларов. Из этого сырья можно получить 2,4 тысячи квадратных метров ткани, которая стоит уже до 4,5 тысячи долларов. Если же из этой ткани сшить одежду, то ее можно продать еще в три раза дороже. Пока же доля белорусской швейной продукции из льна составляет всего 7—8 процентов. Выпускаем в основном ткани грубой обработки, постельное белье, скатерти, салфетки. В отечественное сырье приходится добавлять даже импортную ленту.

Перезагрузки требует вся цепочка производства — от семян до управления отраслью. На это неоднократно обращал внимание глава государства. Делать это надо быстро — рынки начинают оживать, и там становится тесно. Хлопок из Китая, Индии постепенно вытесняет наш лен. Вместе с тем новые станки на модернизированном Оршанском льнокомбинате позволяют сплести льняную пряжу в ткани экстра-класса и получить белорусский батист. Конечно, при наличии сырья с той же приставкой экстра. А вот с этим пока загвоздка.

Впрочем, методы решения проблем известны: более глубокая специализация на основе концентрации производства, что эффективно реализовано на сахарной свекле. В скором времени из 38 льнозаводов в республике останется только 25. Часть их технически перевооружается. Как модернизация скажется на качестве льноволокна, будем судить уже в конце года.

Александр ШЕВКО, «СГ»
shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter