Лекарство против воли

Из-за  расхождений  в  списках  контролируемых  лекарств  разных  стран  за  границей  можно  угодить  за  решетку. Белорусам Александру Чечурову и Сергею Лагуну дали в России по 14 лет лишения свободы в условиях строгого режима за перепродажу обычных с виду таблеток...

Из-за  расхождений  в  списках  контролируемых  лекарств  разных  стран  за  границей  можно  угодить  за  решетку 

Приговор Тверского суда Москвы двум жителям Барановичей — Александру Чечурову и Сергею Лагуну — вызвал широкий резонанс и неоднозначную оценку в СМИ. По 14 лет лишения свободы в условиях строгого режима за перепродажу обычного, казалось бы, лекарства предстоит отбыть белорусам в российских колониях. Попробуем разобраться, чем вызвано столь жесткое уголовное преследование наших соотечественников. 

Двое белорусов, связавшись по Интернету с жителем Москвы, договорились о том, что они привезут ему 100 упаковок (по 10 таблеток каждая) польского лекарства туссал. По приезде в Москву они встретились с покупателем, однако тот, как впоследствии выяснилось, оказался оперативником российской службы по наркоконтролю, а вся сделка — хорошо разыгранной постановкой. В итоге белорусских парней поместили в следственный изолятор, а потом приговорили к длительному заключению. 

Криминальная изюминка всей истории в том, что туссал в Беларуси на то время продавался свободно, а в соседней России был внесен в список психотропных веществ из-за входящего в него декстрометорфана. То есть наши челноки-«фармацевты» на российской территории оказались приравненными к наркоторговцам. 

Позиция защиты в суде строилась на том, что подсудимые стали жертвами провокации со стороны сотрудников службы по наркоконтролю и привезли в Москву не наркотики, а лекарство. Однако суд ребятам и их адвокатам не поверил, указав в приговоре буквально следующее: 

«Вопреки доводам защиты, подсудимые имели своей целью сбыт не лекарственного препарата туссал как такового, а содержащегося в нем психотропного вещества, о чем обоим подсудимым было доподлинно известно». 

Как следует из материалов уголовного дела, Чечуров и Лагун разместили на известном российском Интернет-сайте для наркоманов объявление о продаже туссала. Сотрудники Федеральной службы по наркоконтролю решили провести оперативную комбинацию и откликнулись под видом потенциальных покупателей. В переписке и личных беседах Чечуров и Лагун подробно описывали действие препарата, его психотропные и галлюциногенные свойства. Один из оперативников вспомнил на суде, что в переписке задавался вопрос: «Сколько надо съесть таблеток, чтобы торкнуло?», на который из Беларуси пришел ответ: «Смотря какого хотите достичь эффекта». 

И хотя в судебном процессе Чечуров и Лагун утверждали, что везли таблетки именно как лекарство для человека, представившегося аптекарем, в своих первоначальных показаниях они фактически признавали свою осведомленность о психотропных свойствах туссала и сбывали его именно как психотропное вещество. Если эти показания были даны с соблюдением всех процессуальных норм, то образ заблуждавшихся простаков, ошибочно попавших за решетку, можно поставить под сомнение. Тем более что в том же приговоре указано: «в ходе проведения в отношении подсудимых оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» использовалась видеозапись. Из исследованных судом протоколов осмотра следует, что какие-либо противоправные действия к подсудимым со стороны оперативных сотрудников не применялись, подсудимые добровольно рассказывали об обстоятельствах совершения ими преступлений и давали соответствующие пояснения». 

Вопрос о виновности Александра Чечурова и Сергея Лагуна окончательно пока не решен. Они подали кассационную жалобу и ожидают решения Мосгорсуда.  

Как показал случай с Чечуровым и Лагуном, несовпадение списков контролируемых лекарств в разных странах может обернуться большими неприятностями даже для добросовестного гражданина. К примеру, еще два года назад Литва включила в перечень наркотических и психотропных препаратов такие популярные успокаивающие и сосудорасширяющие средства, как корвалол и валокордин. Они запрещены даже к перевозке при следовании транзитом через территорию этой прибалтийской страны. То есть пузырек дежурного лекарства в кармане — предмет контрабанды. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. В то же время, по сведениям МВД Беларуси, на территории страны не было зафиксировано случаев использования того же туссала в качестве психотропного вещества. Как, наверное, и в Литве, вряд ли кому-то пришло в голову выделять мизер дурмана из успокоительных препаратов. 

Но Министерство здравоохранения Беларуси оперативно отреагировало на решение Тверского суда Москвы превентивными мерами. Через неделю после оглашения приговора всем торговым фармацевтическим предприятиям была направлена телеграмма следующего содержания: 

«В связи со случаями злоупотребления, выявленными в Российской Федерации, в срочном порядке обеспечить реализацию лекарственных средств, содержащих декстрометорфан (торговые названия — эфидекс, туссал, флюдисофт), из аптек Республики Беларусь строго по рецепту врача». 

По словам начальника Управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Беларуси Людмилы Реутской, после рассылки телеграммы сотрудники Минздрава под видом рядовых покупателей провели несколько рейдов, пытаясь купить туссал без рецепта, однако наши аптекари ни разу не сплоховали, в каждом случае вежливо посоветовав оформить рецепт. 

Кстати 

Суд над Чечуровым и Лагуном не единственный прецедент подобного рода. В ближайшем будущем, очевидно, следует ожидать еще один приговор по аналогичному «таблеточному» делу. В сети мытищинских наркоборцов попался 27-летний жодинец, привезший под заказ липового покупателя туссал и мультинол. По инкриминируемой статье ему светит от 8 до 20 лет заключения.

На снимке: эти таблетки еще недавно свободно продавались в белорусских аптеках. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter