Лекарство от импорта

Белорусские фармацевтические компании через год должны занять 50 % рынка медпрепаратов...

Белорусские фармацевтические компании через год должны занять 50 % рынка медпрепаратов.

С началом осенне-зимнего периода и в связи со вспышками сезонных простудных заболеваний очереди в аптеках становятся все длиннее. Правда, корзинка покупателей по-прежнему более чем наполовину состоит из импортных лекарств. Непонятно, то ли реклама у зарубежных производителей агрессивнее, то ли в сознании населения укрепилась мысль, что отечественные таблетки менее эффективны и лечат не так хорошо, как импортные препараты. Но так или иначе, уже через год согласно госпрограмме импортозамещения доля белорусских препаратов в стоимостном выражении на рынке должна составлять не менее 50 %. Сегодня эта цифра почти вдвое ниже.

По данным Департамента фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения, по состоянию на 1 сентября 2013 года в Беларуси было зарегистрировано 4177 лекарственных средств, из них 2892 — зарубежного производства, 1279 — отечественного. Причем основу белорусских препаратов составляют дженерики — воспроизведенные лекарственные средства, аналогичные патентованным оригинальным.

(На вопрос, откажется ли фарм­отрасль от них в дальнейшем и есть ли в этом необходимость, в департаменте информативного ответа не дали. И понятно почему: на собственные разработки нужно потратить десятилетия и миллиарды рублей, гораздо проще и дешевле выпускать препараты, на которые уже истек срок действия авторского права.

Согласно постановлению Совмина № 1019 от 6 ноября 2012 года на финансирование госпрограммы по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в нынешнем году будет потрачено Br 81843,2 млн., в 2014 году сумма увеличится до Br 170165,2 млн. Планируется, что все эти вложения в той или иной степени оправдают себя в перспективе. Так, выпуск отечественных фармсубстанций по собственным технологиям в дальнейшем позволит экономить порядка $ 2,8 млн. ежегодно. Суммарный экономический эффект от импортозамещения в отрасли составит около $ 30 млн. Для этого в Институте биоорганической химии НАН Беларуси к 2015 году должно быть представлено 15 собственных разработок. Заместитель директора по научной работе Наталия Хрипач рассказала, что сейчас выпущена половина необходимого объема. Стоит отметить, это дорогостоящие препараты, необходимые в небольших количествах, и цена на них  колеблется от $ 100 до $ 5 тыс. за грамм. В основном это субстанции для лечения онкологических заболеваний крови и болезней сердечно-сосудистой системы. Их производством занимается научно-производственный центр «ХимФармСинтез» Института биоорганической химии НАН. Часть необходимого объема фармсубстанций составят дженериковые препараты, на которые истекла патентная защита и которые теперь можно производить в нашей стране. В будущем все новинки планируется поставлять и на внешние рынки.

К слову, выпустить «с нуля» собственный препарат, даже не оригинальный, а дженериковый, стоит от Br 1 млрд. Да и времени нужно на этот проект немало — не менее 2—3 лет. А вот успешно экспортировать свою продукцию получается далеко не всегда, и на то есть объективные причины. Генеральный директор ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» Александр Фандо считает: белорусским фармпредприятиям нужно делать определенные шаги в сторону европейского рынка, но выйти на него полноценно не получится. «Минимум $ 400 тысяч стоит регистрация препарата в ЕС. Кроме того, в Европе действуют очень сложные стандарты, направленные на защиту своих производителей. А у нас нет сейчас лекарственных средств с такой экономической эффективностью, которая покроет все расходы на продвижение», — подчеркнул гендиректор.

Подтверждает это мнение и ответственный фармацевт латвийской компании ООО «Элпис» (дилер ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов») Елена Лебедева. Местный фармрынок защищен законодательно от препаратов неевропейского происхождения, а потому попасть импортным лекарствам на него очень непросто. Доля медикаментов собственного производства в этой стране составляет всего 1 %, остальные 99 % — из  Евросоюза. «В Латвии продается несколько наименований из вашей страны, это в основном биологически активные добавки. В ближайшей перспективе — регистрация первого белорусского клинического препарата, который будет использоваться в больницах», — отмечает специалист. Вместе с тем экспортная ситуация со странами Ближнего Востока, Азии, Африки более оптимистична. Эти направления довольно перспективны, и отечественные производители делают на них ставку.

Только  цифры

По данным исследовательской компании «Интелликс-М», фармацевтический рынок Беларуси в 2012 году в оптовых ценах составил $ 812,62 млн. За первые шесть месяцев 2013 года этот показатель в денежном объеме достиг $ 486,7 млн. (+ 32,5 % к аналогичному периоду 2012 года). Объем розничного рынка вырос до $ 378,3 млн. Доля продаж препаратов иностранными компаниями за первое полугодие составила 74,18 % (в денежном выражении),  белорусские производители, соответственно, заняли 25,82 % рынка.

Лидерами-производителями на отечественном рынке по-прежнему остались РУП «Белмедпрепараты» и ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»: оптовые продажи за первое полугодие 2013-го — $ 36,85 млн.(+ 37,8 %) и $ 21,78 млн. (+ 28,6 %) соответственно. Розничные продажи этих предприятий составили в первом полугодии $ 19,44 млн. (+ 31,7 %) и $ 16,29 млн. (+ 29,1 %) соответственно.

Эксперты компании «Интелликс-М» отмечают: высокие параметры развития белорусского фармрынка в начале 2013 года во многом связаны с низкими значениями базового периода. Учитывая нисходящий тренд кривой по месяцам, к концу года прирост продаж лекарственных средств в упаковках предположительно составит порядка 6—10 %, в денежном выражении рынок прибавит 15—20 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter