Нет скидок на возраст
Речь идет не о благотворительном или социальном проекте. В фармацевтическом холдинге «Аптека групп» считают, что априори не могут позволить себе набирать работников, которые могут работать в минус. Проект «Старший специалист» (это обучение и открытие вакансий для тех, кому 55 и больше) запустили с расчетом на отдачу.— С самого начала мы предупреждали кандидатов: никаких скидок на возраст не будет, — рассказывает руководитель проекта Юлия Шпак. — Все они находились в условиях жесткой конкуренции и требований профессиональных стандартов. Условия работы и зависимость зарплаты от объемов продаж — как у молодых коллег. Мы хотели узнать, реально ли рассчитывать на эффективность возрастных сотрудников, и, если это так, развить эту практику.
Фармотрасль на рынке труда имеет свои особенности. С одной стороны, дефицит кадров здесь перманентный: найти безработного провизора или фармацевта сложно, спрос на этих специалистов стабильный. Нередко проблема решается переманиванием из конкурирующих фирм большей зарплатой, соцпакетом и условиями труда. С другой стороны, перспективы притока молодых специалистов не внушают оптимизма, потому что в ближайшие годы набор в фармацевтические вузы и ссузы сократится на 40 процентов.
— В такой ситуации мы не можем себе позволить уповать на то, что заполним свои вакансии за счет приема молодых кадров, — говорит Юлия Шпак. — А нынешнее поколение специалистов-пенсионеров отличается от предшествующих: о физической и интеллектуальной слабости порой и речи не идет. Другое дело, что мы все пока находимся во власти прежних представлений, мол, от пожилых не стоит ждать продуктивности. Стереотипы в свою очередь формируют соответствующую личную самооценку и настроенность у каждого, кто приближается к пенсионному рубежу. Это можно и нужно преодолевать.
А пожилым это надо?
Более полутысячи соискателей прислали свои заявки на возрастные вакансии в аптечной сети. Факт, красноречиво говорящий, насколько сами пенсионеры готовы полноценно работать. Хотя проект предполагал трудоустройство сугубо в столице, люди соглашались ездить на обучение из других городов, а затем и на переезд. Одна женщина 84 лет, которая в свои годы активно занимается йогой, приехала на собеседование на велосипеде из Молодечно.Из всей «армии» соискателей отобрали группу всего из 15 человек. Двоих трудоустроили по отдельной программе, поскольку у них было фармобразование, — после короткого курса подготовки они пополнили отделы по продаже лекарственных средств и быстро влились в коллектив. Остальным, представителям самых разных профессий, предстояло пройти обучение и стажировку в течение 6 месяцев, сдать экзамены, а затем поработать на условиях испытательного срока.
Почему набор на обучение и трудоустройство так невелик? В компании объясняют это тем, что все-таки трудоустройство было тестовым. Еще причина: число штатных единиц, не требующих профильного образования, а это должности администраторов торговых залов, ограничено. Открывать их стали недавно, после реструктуризации аптечной сети и появления отделов с косметикой, медтехникой, БАД и витаминами, где администратором может быть человек без профильного образования. Под новых возрастных работников штат администраторов торговых залов увеличили почти наполовину.
Итоги эксперимента
Кто оказался в числе 15 отобранных для обучения кандидатов? Научный сотрудник, которого не устраивала зарплата и перспективы дальнейшей работы, предприниматель, у которого свернулся бизнес, представитель крупной международной компании, опасавшийся, что скоро его «попросят», инженер, стилист-косметолог. В течение двух недель обучения двое пожилых ушли из проекта сами, объяснив это семейными обстоятельствами и большим объемом информации. Им нужно было запомнить более 1600 наименований товаров и свободно ориентироваться в ассортименте, консультируя посетителей. А еще предстояло освоить теорию категоризации аптек, мерчендайзинг, основы косметологии и фармакологии.Остальные 13 кандидатов в процессе обучения демонстрировали очень высокие способности. Средний результат промежуточных тестирований составил 93 процента, что значительно выше, чем у молодых сотрудников. После таких успехов стало полной неожиданностью для всех, что на сдачу экзамена явились только пять человек. Возможно, из-за того что накануне им сказали: «Сертификаты получат все, но хотелось бы, чтобы пришли только те, кто реально готов работать». Категоричная фраза, видимо, заставила многих усомниться в своих силах.
— Мы не попрощались с этими участниками, — подчеркнула Юлия Шпак. — Все находятся в резерве кадров, и мы готовы принять их на работу.
Еще один прошедший обучение старший специалист — кстати, он единственный мужчина в проекте и первый в истории холдинга администратор торгового зала — уволился после нескольких дней работы: не выдержал потока клиентов. Такую причину организаторы проекта сочли объективной.
В компании признают, что серьезный отсев стал неприятным сюрпризом. Позже, почитав исследования зарубежных специалистов, здесь сделали вывод, что ход назад естествен на начальном этапе внедрения политики лояльности к возрасту. Каждый пожилой человек, находясь под властью устоявшихся представлений о том, что он «отработанный материал», легко теряет уверенность в собственных силах.
С проблемой эйджизма столкнулись и внутри компании.
— Некоторые заведующие открыто отказывались трудоустраивать пожилого администратора торгового зала, — говорит Юлия Шпак. — Администратор — лицо бренда, с ним общаются все, кто приходит в аптеку. В представлении многих в этой роли должна быть только современная, красивая, длинноногая девушка. Ведь с точки зрения маркетинга консультациям того, кто нравится, доверяют больше. Оправдались ли опасения, что пожилая дама отпугнет покупателей? Нет. И это не только потому, что с возрастными сотрудниками поработали стилисты, научив манере общаться, основам стиля и другим тонкостям самоподачи. Оказалось, что дамам после 55 больше доверяют: пройдя разные возрастные этапы и зная, что такое изменения кожи, волос, ей легче понять того, кто пришел с проблемами.
Жизненный опыт, выходит, может быть несомненным преимуществом. Впрочем, утверждение было бы голословным, если бы не итоги первых трех месяцев работы. Компания подсчитала возможные убытки от того, что старшие специалисты сработают в минус, а они все успешно перевыполнили план. При этом одна женщина превысила ожидаемый объем вдвое, а еще одна на протяжении всех трех месяцев держала планку лидера среди всех администраторов торгового зала сети. После испытательного срока ее повысили в должности. Сейчас она работает ключевым сотрудником в департаменте маркетинга. Чем не ответ на вопрос, могут ли пенсионеры быть экономически эффективными? Даже стремительный карьерный рост возможен!
В компании разработана методология работы с пожилыми клиентами, система их адаптации, удержания, пересмотрены профили должностей, чтобы возрастные сотрудники стали полноценными членами коллектива. Практику трудоустройства пожилых в аптеках холдинга начинают потихоньку расширять. Осенью откроют вакансии для провизоров, фармацевтов и администраторов торговых залов в возрасте 55+ в Витебске. Опытом уже заинтересовались другие организации. В числе тех, кто тоже готов адаптировать кадровую политику с учетом стареющего населения, один из коммерческих банков, агроусадьба и IT-компания.
kozlovskaya@sb.by