Лекарство не должно быть горше болезни

При 4–й детской больнице Минска пятый год работает комиссия по врачебной этике
При 4–й детской больнице Минска пятый год работает комиссия по врачебной этике

Попросите обычного больного порассуждать о врачебной этике — и это выльется в сочинение на тему «Каким бы я хотел видеть своего доктора?». Далее окажется, что большинство ищет в первую очередь доброго и совестливого врача и только во вторую — суперпрофессионала.

Присяжные по–медицински

В Минздраве, куда пациенты только за один 2003 год написали 4,5 тысячи писем, обнаружили интересную закономерность: в абсолютном большинстве случаев подоплека жалоб — не действия медика, а его мораль. К точно таким выводам пришла и комиссия по врачебной этике, уже пятый год работающая при 4–й детской больнице Минска. «В отношении профессионализма нареканий практически нет: помощь, как выясняется, всегда оказывается в полном объеме и своевременно, — подчеркивает председатель комиссии заместитель главного врача больницы Лариса Зайцева. — Речь идет именно о нарушениях этики: здесь врач что–то недоговорил, там недообъяснил, тут не уделил должного внимания. Отсюда и спорные ситуации. Разбираться в них приходится каждый день, но конфликты, согласитесь, — вообще неотъемлемая часть нашей жизни».

Казалось бы, в вину медикам вменяют сущие пустяки: ну ушел человек на операцию и не предупредил пациентов — так ведь не чай пил? Однако с точки зрения врачебной этики это уже нарушение: нужно было извиниться, сказать, когда ждать. «Разговорный жанр», по мнению Ларисы Зайцевой, для медика — составляющая профессии. Это рабочий может просто выполнить свою норму, не сказав ни слова, и быть на хорошем счету, врача коллеги за такое осудят. Мало профессионально оказать помощь, надо еще и объяснить, что ты сделал и для чего. Одно дело сказать маме: «Ох и запустили вы ребенка!» — и потом отпаивать ее валерьянкой; другое — описать предстоящее лечение с возможными последствиями. Одно дело сказать малышу при встрече дежурное «Здравствуй, мальчик!» и натолкнуться на стену отчуждения, и совсем иное — приласкать, дать понять, что ты ему друг. Сейчас медицинской этике учат в университетах, но совершенству предела нет: в 4–й больнице ежегодно о ней читают лекции, раз в месяц здесь день открытых дверей, когда с утра до вечера любой врач (включая главного) готов отвечать на самые каверзные вопросы пациентов. И хотя 99,99 процента претензий сходят на нет в рабочем порядке, раз–два в год закрадывается подозрение, что жалоба возникла не на пустом месте. Тогда за дело берутся 5 — 7 членов комиссии по врачебной этике, которую всем коллективом выбирают ежегодно из числа самых авторитетных докторов. Подобно присяжным, они выслушивают свидетелей, вникают в детали, выносят вердикты. «Может быть, всем недовольным нужно обращаться именно в такой врачебный суд, а не в гражданский? — считает Лариса Зайцева. — У нас в больнице вообще принято щадить чувства пациентов: они в отношении медперсонала чаще бывают не правы, но жалоб врачи никогда не пишут».

...и ничего, кроме правды?

Говорят, психология больного человека — это психология человека голого, он так же беззащитен перед врачом, болезнью и судьбой. Доктор должен быть максимально тактичным. Еще Гиппократ наставлял: «Окружи больного любовью и разумным убеждением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает». Вот почему краеугольным камнем медицинской этики многие пациенты считают именно соблюдение врачебной тайны. С одной стороны, сейчас не принято скрывать даже онкологический диагноз. С другой — врач будет долго присматриваться к пациенту, прежде чем сказать, что у того рак, а во время обхода это слово вообще заменит эвфемизмом — «заболевание». Белорусская онкология знает трагедии, когда человек не выдерживал правды и сводил счеты с жизнью прямо на больничной койке... Есть другая категория больных — те, кто боится не за себя, а за близких. Здесь тоже надо быть психологом, каждый раз почти интуитивно решая, как дозировать информацию. В детской больнице проблема выглядит совершенно иначе. «Не выдавайте! — просят «залетевшие» 17–летние девчонки. — А то родители со свету сживут». Но у врачей нет выхода: пациентки несовершеннолетние, и старшие обязаны знать об их «диагнозе» все. Что примечательно, после разговора с медиками семьи отбывают домой в мире и согласии.

Говорить правду и только правду врачи, конечно же, клянутся, просто делают они это, исходя из принципа: «Не навреди». А это значит, нужно рассказывать только то, что касается конкретного больного и его лечения (а не закатывать глаза: «Вы знаете, бывают такие тяжелые случаи!»); преподносить информацию так, чтобы человек не уходил в болезнь, а учился с ней бороться. Потому что пациент для современного медика — в первую очередь помощник и только во вторую — подопечный. И прежде чем пенять на врачебную этику, давайте задумаемся, не нарушили ли мы сами неписаные больничные правила. Хоть раз в жизни поставьте себя на место врача и представьте, каким бы было его сочинение на тему «Мой идеальный пациент».


КОДЕКС ДЛЯ ВРАЧА

С 2000 года у белорусских врачей есть свой кодекс врачебной этики. Так что, пациент, знай свои права и не путай с обязанностями.

...Ст. 15. В работе врача недопустимо грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его достоинства, выражение неприязни или предпочтения другим пациентам. Врач обязан отдавать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет ущерба самому пациенту или окружающим лицам.

Ст. 16. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Пациент — активный участник лечения.

Ст. 17. Пациент имеет право на свободный выбор врача, на получение полной информации о состоянии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения, об их преимуществах и недостатках, а также о степени риска. При разногласиях пациент вправе обратиться к руководителю учреждения, в комиссию по врачебной этике, а также в другие органы управления и общественные объединения, занимающиеся защитой прав пациента.

Ст. 18. Врач в исключительных случаях вправе отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту:

а) при недостаточной компетентности или отсутствии необходимых технических возможностей для оказания помощи,

б) при противоречии данного вида помощи нравственным принципам врача,

в) при невозможности установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

Ст. 19. Врач в случаях, когда физическое или психическое состояние пациента исключает возможность доверительных отношений, устанавливает их с родственниками пациента, его законным представителем или другим близким лицом, позиция которого, с точки зрения врача, соответствует интересам пациента.

Ст. 20. Врач при возникновении у него профессиональных затруднений обязан немедленно обратиться за помощью к компетентному специалисту.

Ст. 21. Все медицинские вмешательства производятся только с согласия пациента, кроме особых случаев, когда тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение, или в случаях, предусмотренных законом...

Ст. 24. Врач обязан сохранять конфиденциальность своего общения с пациентом и не может разглашать врачебную тайну даже после его смерти. Он также должен препятствовать разглашению такой информации иными лицами.

Врач может сообщать сведения о состоянии здоровья пациента его близким родственникам, если это обусловлено необходимостью лечения или ухода за ним и не происходит против воли больного, а также органам здравоохранения и правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством.

Ст. 25. Врач обязан облегчать страдания умирающего человека всеми доступными и законными способами. Эвтаназия по его просьбе или по просьбе его близких недопустима...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter