При 4–й детской больнице Минска пятый год работает комиссия по врачебной этике
Попросите обычного больного порассуждать о врачебной этике — и это выльется в сочинение на тему «Каким бы я хотел видеть своего доктора?». Далее окажется, что большинство ищет в первую очередь доброго и совестливого врача и только во вторую — суперпрофессионала.
Присяжные по–медицински
В Минздраве, куда пациенты только за один 2003 год написали 4,5 тысячи писем, обнаружили интересную закономерность: в абсолютном большинстве случаев подоплека жалоб — не действия медика, а его мораль. К точно таким выводам пришла и комиссия по врачебной этике, уже пятый год работающая при 4–й детской больнице Минска. «В отношении профессионализма нареканий практически нет: помощь, как выясняется, всегда оказывается в полном объеме и своевременно, — подчеркивает председатель комиссии заместитель главного врача больницы Лариса Зайцева. — Речь идет именно о нарушениях этики: здесь врач что–то недоговорил, там недообъяснил, тут не уделил должного внимания. Отсюда и спорные ситуации. Разбираться в них приходится каждый день, но конфликты, согласитесь, — вообще неотъемлемая часть нашей жизни».
Казалось бы, в вину медикам вменяют сущие пустяки: ну ушел человек на операцию и не предупредил пациентов — так ведь не чай пил? Однако с точки зрения врачебной этики это уже нарушение: нужно было извиниться, сказать, когда ждать. «Разговорный жанр», по мнению Ларисы Зайцевой, для медика — составляющая профессии. Это рабочий может просто выполнить свою норму, не сказав ни слова, и быть на хорошем счету, врача коллеги за такое осудят. Мало профессионально оказать помощь, надо еще и объяснить, что ты сделал и для чего. Одно дело сказать маме: «Ох и запустили вы ребенка!» — и потом отпаивать ее валерьянкой; другое — описать предстоящее лечение с возможными последствиями. Одно дело сказать малышу при встрече дежурное «Здравствуй, мальчик!» и натолкнуться на стену отчуждения, и совсем иное — приласкать, дать понять, что ты ему друг. Сейчас медицинской этике учат в университетах, но совершенству предела нет: в 4–й больнице ежегодно о ней читают лекции, раз в месяц здесь день открытых дверей, когда с утра до вечера любой врач (включая главного) готов отвечать на самые каверзные вопросы пациентов. И хотя 99,99 процента претензий сходят на нет в рабочем порядке, раз–два в год закрадывается подозрение, что жалоба возникла не на пустом месте. Тогда за дело берутся 5 — 7 членов комиссии по врачебной этике, которую всем коллективом выбирают ежегодно из числа самых авторитетных докторов. Подобно присяжным, они выслушивают свидетелей, вникают в детали, выносят вердикты. «Может быть, всем недовольным нужно обращаться именно в такой врачебный суд, а не в гражданский? — считает Лариса Зайцева. — У нас в больнице вообще принято щадить чувства пациентов: они в отношении медперсонала чаще бывают не правы, но жалоб врачи никогда не пишут».
...и ничего, кроме правды?
Говорят, психология больного человека — это психология человека голого, он так же беззащитен перед врачом, болезнью и судьбой. Доктор должен быть максимально тактичным. Еще Гиппократ наставлял: «Окружи больного любовью и разумным убеждением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает». Вот почему краеугольным камнем медицинской этики многие пациенты считают именно соблюдение врачебной тайны. С одной стороны, сейчас не принято скрывать даже онкологический диагноз. С другой — врач будет долго присматриваться к пациенту, прежде чем сказать, что у того рак, а во время обхода это слово вообще заменит эвфемизмом — «заболевание». Белорусская онкология знает трагедии, когда человек не выдерживал правды и сводил счеты с жизнью прямо на больничной койке... Есть другая категория больных — те, кто боится не за себя, а за близких. Здесь тоже надо быть психологом, каждый раз почти интуитивно решая, как дозировать информацию. В детской больнице проблема выглядит совершенно иначе. «Не выдавайте! — просят «залетевшие» 17–летние девчонки. — А то родители со свету сживут». Но у врачей нет выхода: пациентки несовершеннолетние, и старшие обязаны знать об их «диагнозе» все. Что примечательно, после разговора с медиками семьи отбывают домой в мире и согласии.
Говорить правду и только правду врачи, конечно же, клянутся, просто делают они это, исходя из принципа: «Не навреди». А это значит, нужно рассказывать только то, что касается конкретного больного и его лечения (а не закатывать глаза: «Вы знаете, бывают такие тяжелые случаи!»); преподносить информацию так, чтобы человек не уходил в болезнь, а учился с ней бороться. Потому что пациент для современного медика — в первую очередь помощник и только во вторую — подопечный. И прежде чем пенять на врачебную этику, давайте задумаемся, не нарушили ли мы сами неписаные больничные правила. Хоть раз в жизни поставьте себя на место врача и представьте, каким бы было его сочинение на тему «Мой идеальный пациент».
КОДЕКС ДЛЯ ВРАЧА
С 2000 года у белорусских врачей есть свой кодекс врачебной этики. Так что, пациент, знай свои права и не путай с обязанностями.
...Ст. 15. В работе врача недопустимо грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его достоинства, выражение неприязни или предпочтения другим пациентам. Врач обязан отдавать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет ущерба самому пациенту или окружающим лицам.
Ст. 16. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Пациент — активный участник лечения.
Ст. 17. Пациент имеет право на свободный выбор врача, на получение полной информации о состоянии своего здоровья, о предлагаемых методах обследования и лечения, об их преимуществах и недостатках, а также о степени риска. При разногласиях пациент вправе обратиться к руководителю учреждения, в комиссию по врачебной этике, а также в другие органы управления и общественные объединения, занимающиеся защитой прав пациента.
Ст. 18. Врач в исключительных случаях вправе отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту:
а) при недостаточной компетентности или отсутствии необходимых технических возможностей для оказания помощи,
б) при противоречии данного вида помощи нравственным принципам врача,
в) при невозможности установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
Ст. 19. Врач в случаях, когда физическое или психическое состояние пациента исключает возможность доверительных отношений, устанавливает их с родственниками пациента, его законным представителем или другим близким лицом, позиция которого, с точки зрения врача, соответствует интересам пациента.
Ст. 20. Врач при возникновении у него профессиональных затруднений обязан немедленно обратиться за помощью к компетентному специалисту.
Ст. 21. Все медицинские вмешательства производятся только с согласия пациента, кроме особых случаев, когда тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение, или в случаях, предусмотренных законом...
Ст. 24. Врач обязан сохранять конфиденциальность своего общения с пациентом и не может разглашать врачебную тайну даже после его смерти. Он также должен препятствовать разглашению такой информации иными лицами.
Врач может сообщать сведения о состоянии здоровья пациента его близким родственникам, если это обусловлено необходимостью лечения или ухода за ним и не происходит против воли больного, а также органам здравоохранения и правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством.
Ст. 25. Врач обязан облегчать страдания умирающего человека всеми доступными и законными способами. Эвтаназия по его просьбе или по просьбе его близких недопустима...
Лекарство не должно быть горше болезни
При 4–й детской больнице Минска пятый год работает комиссия по врачебной этике