Лекарство для «чайников»

Нужно ли осваивать полицейский разворот, чтобы выжить?
Нужно ли осваивать полицейский разворот, чтобы выжить?

Первая царапина на моем автомобиле вызвала у меня шок, вторая — истерику, в третий раз, с первым же снегом, я оказалась в кювете. С глупой ухмылкой, глядя, как трактор вытягивал мою ласточку, я окончательно смирилась с мыслью, что ездить так и не научилась. Спрятать права в дальний ящик и пересесть в автобус? Нет. Слишком просто. Я еще добавлю седых волос водителям–мужчинам. Жизнь от светофора к светофору и от заправки до заправки продолжается. Теперь я курсантка школы экстремального вождения...

— Неужели за неделю вы научите меня полицейскому развороту? — сильно сомневалась я.

— Нет, конечно, — улыбнулся директор школы, мастер спорта Сергей Овчинников, — полицейскому развороту мы вас научим за 15 минут...

На следующий день я приступила к теории: около 250 способов торможения, как проехать через открытый люк, быстро разгоняться при обгоне, правильно проходить повороты, не сбивать пешеходов, предугадывать действия других водителей и вообще реже попадать в аварии. В течение трех дней по два часа крутила руль, прикрученный к столу. Причем непросто вправо–влево, вправо–влево, как обычно на дороге. Я его вращала с бешеной скоростью: одной рукой, двумя, резко, с закрытыми глазами, поворот, занос, еще один — так, что руки потом болели от плеч до кончиков пальцев (один из которых я умудрилась–таки вывихнуть). Скоростное «руление» нужно для того, чтобы, скажем, со скоростью 120 километров объехать лося, который выскочил на трассу (даже если до него осталось 30 метров), и вернуться в свой ряд. При этом стоило на секунду отвлечься, как Сергей Олегович тут как тут:

— Палец болит? Какой палец?! В ваших руках сейчас ваша жизнь находится, а вы мне тут про какой–то палец...

На самом деле в школе экстремального вождения занимались не только такие «туфельки», как я, но и профи, у которых водительский стаж больше, чем мой возраст. Считая себя асами в вождении, они с удивлением узнавали, что на самом деле до сих пор ездили, как «чайники», даже руль — и тот неправильно крутили. А ведь сложнее всего не учиться, а переучиваться. Много случаев, когда муж отправляет жену в школу, чтобы поучилась безопасно ездить, а она потом такие полицейские развороты крутит, что следом на занятия супруг приходит: «Ну как же? Жена умеет, а я нет».

После занятий, как заправский Шумахер, я виртуозно перескакивала через ямки и спящих полицейских, вписывалась в повороты на большой скорости, стремясь поскорее проверить теоретические правила на практике. Правда, на первом же перекрестке с круговым движением чуть не «поцеловала» задний бампер «Пассата», затормозив от него в миллиметре и до смерти перепугав водителя. Но... это же остатки былой неопытности!

«Кричите, но ведь все

правильно делаете...»

На первое практическое занятие я не доехала. Машину занесло, и я застряла в сугробе на лесной дороге. Вытаскивать меня никто не спешил. Набираю номер Овчинникова:

— Это что, и есть первый урок?

— А вы как думали? — спокойно отвечал инструктор. — Ладно, уже еду.

Пока ко мне спешили на выручку, я научилась ритмично, как качели, раскачивать машину и самостоятельно вылезать из снежной каши. Дальше было еще интереснее. Инструктор сел рядом и прямо на поворотах дергал за ручной тормоз, из–за чего моя машина крутилась, как волчок. Я кричала (без этого никак не обойтись) и судорожно выкручивала руль в сторону заноса. Меня несло боком к снежным бордюрам, я жала на тормоз, а инструктор кричал: «Газу, газу давай!» и пытался оторвать мою ногу от педали тормоза. Когда машину резко заносило, я вдруг начинала чихать или ушибала руку, но продолжала при этом бороться за свою жизнь...

— Кричите, но ведь все правильно делаете! — подбадривал Сергей Олегович.

Я не очень думала о том, что дел
аю. Через полчаса у меня была мокрая спина...

— Не удивительно, что на первом же занятии ваша ученица Евгения Павлина умудрилась разбить машину... свою и инструктора.

— Это вообще странный случай. Женя занималась одна на всей площадке. Ездила по кругу и не справилась с управлением. Хотя места много было, чтобы успеть затормозить...

— Не боитесь, что и я могу вашу машину задеть? Она всего в двух–трех метрах от меня...

— Не переживайте, сейчас отгоню...

С машиной лучше

не экспериментировать

На самом деле краш–тестов на занятиях не проводят. Попадают в неприятности те, кто начинает самостоятельно экспериментировать, выходя за рамки занятий. Так, недавно парень крутил кренделя на площадке, не справился с управлением и наскочил на снежный бордюр, разбил радиатор. Некоторые приезжают на таких доломанных машинах, что они, кажется, при первом же заносе развалятся: ручник поломан, тормоза слабые или амортизаторов нет — квакают, как лягушки. Таких экстремалов сразу разворачивают обратно: почините машину, потом и продолжим занятия...

После первых практических уроков домой я ехала, словно... подшофе. На дороге почему–то заносило только мою машину. Я, конечно, уверенно выходила из заносов, чувствуя себя асом, но остальные водители смотрели на меня, как на шальную.

На следующем занятии я уже слушала радио и, посвистывая, входила в поворот с помощью заноса, не поворачивая руль. Пока рядом опять не оказался инструктор... С разворотом на 360 градусов возобновилось мое методичное «А–а–а!». Ездили мы по льду, по которому не то что ездить — ходить невозможно. Я узнала, что такое снос передней оси, торможение левой ногой и подруливание... Хватило пяти занятий, чтобы научиться водить по гололеду, заходить в поворот юзом, проезжать между флагами в спортивном режиме и многому другому. Но главное, в городе и на трассе, в любую погоду я себя чувствую очень уверенно.

Впрочем, экстремальной езде учатся вовсе не для того, чтобы устраивать гонки на светофорах и делать на перекрестках полицейские развороты. Те, кто прошел курсы, говорят, что, наоборот, стали ездить медленнее. Почему? Потому что не предполагали, что машину может так занести. Теперь едут с той скоростью, при которой, если машину развернет, они смогут справиться с ситуацией.

— Попадают ли в аварии ваши ученики? — интересуюсь у Сергея Овчинникова.

— Где–то раз в две недели звонят водители, которые закончили курсы и потом сумели избежать аварии. Говорят: спасибо, что научили.

В школе высшего водительского мастерства занимаются и инкассаторы, и телохранители, и сотрудники служб безопасности. Здесь особые навыки: блокирование дороги, таран, как прижимать, как уходить, ведение наблюдения, контрнаблюдение. Например, чтобы научиться чувствовать и предугадывать действия других водителей, применяется простое упражнение: позади едет автомобиль, и ты должен доехать туда, куда направляется эта машина, всю дорогу двигаясь впереди нее. При этом водитель не должен понять, что ты за ним наблюдаешь...

Тормози, тормози! Ты за

рулем, ты и тормози...

— Есть и специальный курс для женщин, который включает навыки разгона и торможения, движение задним ходом, тоннели, парковки, змейки, упражнения на то, чтобы научиться чувствовать габариты машины, — рассказывает Сергей Овчинников.

— Это что, нужно только женщинам?

— Нет, просто они чаще обращаются. Женщины более самокритичны и отдают себе отчет в том, что действительно не умеют управлять автомобилем. У них инстинкт самосохранения лучше развит, поэтому они, пока не научатся, стараются не садиться за руль. А мужчины... Многие тоже не умеют ездить, но никогда в этом не признаются. Они просто садятся и едут. Хуже–лучше, кое–как, с авариями, но едут.

— Сейчас, говорят, упал уровень обучения в автошколах. Это ощущается на дорогах?

— Так всегда учили. Инструктора, автошколы и требования те же самые, что и 10 — 15 лет назад. Другое дело, что нельзя человека выпускать на дорогу, если он научился делать диагональную парковку, бокс и эстакаду, но не ездил змейку: он не умеет крутить руль быстро. При движении по городу человека готовят к тому, что у него всегда все будет спокойно, нормально на дороге, все по правилам едут. Это же нереально! Может ли ученик проезжать площадь Бангалор, площадь Победы с теми навыками, которые ему дают в автошколе? Происходит это примерно так: «О, машина далеко–о, вклю–ча–ю пе–ре–да–чу, плавненько тро–га–юсь»... Чтобы проехать круговое движение, первое, что нужно уметь, — быстро ускоряться. А в программе подготовки автошколы этого нет.

— Назовите типичные ошибки водителей, которые приходят на ваши курсы?

— У меня столько было людей, которые тормозить не умеют, вы себе представить не можете! Человек боится резко нажать на педаль тормоза: а вдруг машина перевернется? В прошлом году в школе занималась дама. Она тормозила в последний момент. Я говорю: тормозите чуть раньше, плавно, вы же видите, что машины впереди тормозят. Она: а откуда я знаю, что они тормозят? Ну вот же, говорю, красные фонари загораются. «Да? — удивляется. — А как они их включают? Что, и у меня загораются? Точно?»

В общем, получил права человек, но водителем его назвать можно с трудом. Учится на своих ошибках, от которых в лучшем случае страдает только машина. Я же решила научиться вождению без ошибок. Двух недель для этого, конечно, недостаточно. Ошибки продолжаю делать, но уже — осознанно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter