Минск
+4 oC
USD: 2.2
EUR: 2.38

Белорусам предлагают обсудить проект указа о ценах на лекарства

Лекарствам пропишут новые правила игры

Важная новость: нам предлагают обсудить изменения в указе о ценах на лекарства и медицинскую технику. На Национальном правовом интернет‑портале pravo.by и сайте Министерства антимонопольного регулирования открыто общественное обсуждение. Какие изменения предлагают внести и как это отразится на нас, покупателях?


При действующем порядке формирования цен при ввозе в нашу страну лекарств и медицинской техники, естественно, сильно влияет цена от поставщика. Ограничение же всякого рода оптовых и розничных надбавок — фактор, мало отражающийся на конечной сумме. Судите сами. По подсчетам, самая значительная часть итоговой цены здесь — цена поставщика или производителя — в среднем колеблется от 72 до 97 процентов от отпускной стоимости. На долю оптовых и торговых надбавок приходится от трети до 3 процентов от ценника в аптеках. Сегодня действует по 7 диапазонов этих предельных надбавок на лекарства и по 5 — на медицинскую технику и изделия медназначения. Вот и предлагается их количество уменьшить до 3 и 2 диапазонов соответственно.

Сдержать же рост цен производителя, а следовательно, и саму итоговую стоимость хотят за счет установления предельной планки для основных, наиболее важных и востребованных лекарств и товаров с ограниченным предложением на рынке. Такой социально значимый перечень основных лекарственных средств давно подготовлен Минздравом. Кроме того, опробовать его в действии уже успели на 37 наименованиях онкологических и сердечно‑сосудистых препаратов. Практика показала, что почти по всем позициям производители и поставщики были готовы сдержать свои цены. К слову, около 48 процентов зарегистрированных у нас лекарств попадают в этот перечень. Введение же предельной для производителя цены поможет ее держать в рамках, а благодаря анализу цен на поставки в сопредельные страны или стоимости предыдущих поставок не даст ценнику необоснованно подскочить. Кроме того, предлагается обязать участников рынка подтверждать и отпускные цены на товары из этого перечня соответствующими экономическими расчетами.
По статистике, в среднем один белорус покупает лекарств почти на 98 долларов в год. При этом у нас зарегистрировано более 4 тысяч наименований препаратов.
 С медицинскими изделиями и техникой ситуация сложнее. Компании‑нерезиденты легко позволяют себе завышать стоимость товара в обход действующего ценообразования на нашем рынке. Пока изделие попадет к нам, оно обрастает целой цепочкой посредников, каждый из которых потребует свою долю, увеличивая конечную стоимость иногда даже в разы от заявленной цены производителя. Четко видна и понятна ситуация, когда выделенные на усовершенствование системы здравоохранения средства искусственно вымываются за пределы страны — уплатой поставщиками налогов в бюджет других государств. И задача нового проекта — заставить играть по правилам нашего рынка.

Что же будет с остальной частью лекарств, не из основного перечня? По планам тут должен включиться рынок: именно широкая конкуренция среди представителей этого бизнеса не позволит заломить цены на не включенные в перечень наименования. Однако так ли будет на практике, когда половина всех лекарств фактически попадет под свободное ценообразование? Сказать сложно. Нужно думать.

Обсуждение нового проекта указа продлится до 20 января. Будем надеяться, что все заинтересованные участники рынка выскажут свои соображения, которые помогут прийти к главному итогу — не ударить ценой по карману потребителя.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР
Загрузка...