Доктор Юзеф Ясинский лечил отца Адама Мицкевича и цитировал Конфуция

Лекарь и философ

Жан Эммануэль Жилибер.
Продолжим разговор о славных медиках, практиковавших на белорусской земле в прежние века. Для этого перенесемся в самое начало XIX века. Вот перед нами книжка в потертой обложке, имитирующей разводы зеленого мрамора: «Антропология о свойствах человека, физических и нравственных». Дата — 1818 год. Вильно, типография Юзефа Завадского. Знаменитый типограф расплатился с автором 50 экземплярами этой книги. А вот и имя автора: Юзеф Ясинский, доктор философии, хирургии и медицины. Эта книга — первый труд по антропологии, то есть науке о человеке, в истории белорусской и польской медицины. А об авторе неизвестен даже год рождения! 

Ученик Жилибера

Что же известно? Родился Юзеф Ясинский под Гродно и учился в знаменитой Гродненской медицинской академии, созданной Жаном Жилибером. То есть это 1775—1781 годы. Французский анатом, ботаник, физиолог и масон Жан Жилибер был приглашен в Речь Посполитую всемогущим подскарбием Антонием Тизенгаузом для создания первой медицинской школы. Жилибер с заданием справился успешно, но не без трудностей. Горделивая шляхта не желала отдавать отпрысков учиться «низкому» докторскому ремеслу. Так что в конце концов Жилибер настоял, чтобы в школу принимали даже детей ремесленников и крестьян. Так что вряд ли семья Юзефа Ясинского была очень богатой. 

Зато те, кому посчастливилось обучаться в академии, приобщались к самым прогрессивным идеям — Жилибер, хоть и был в прекрасных отношениях с королем Станиславом Понятовским, убеждения имел республиканские. 

После падения Тизенгауза Гродненскую медицинскую академию закрыли. Она переместилась в бывшую Виленскую иезуитскую академию, которую преобразовали в светское учебное заведение. Юзеф Ясинский последовал туда за своим учителем, Жаном Жилибером. 

Хирург — не цирюльник

Гродненская медицинская академия.

Главную Виленскую школу (так теперь называлась академия) Ясинский окончил в 1789 году — со званием доктора в области философии, медицины и хирургии. Философией, наукой наук, следовало овладеть каждому. А вот между медициной и хирургией существовала разница. Цех хирургов долго считался ремесленническим. Хирурги приравнивались к цирюльникам, которые могли и кровь пустить, и зуб вырвать, и нарыв вырезать. Жан Жилибер в числе прочего боролся за признание хирургии полноправной частью медицины. 

После учебы пришлось работать. Польский историк Станислав Гронкевич говорит: «Прежде чем обсуждать работы Ясинского, следует напомнить, что он был практикующим врачом, и он трудился в провинции в течение длительного времени, что не способствовало научной работе». 

Впрочем, что, кроме практики, даст врачу настоящие знания? 

Знаменитые пациенты

Адам Мицкевич.
Если открыть титульную страницу «Антропологии о свойствах человека», увидим традиционные посвящения меценатам, в данном случае — магнатам Обуховичам, Михалу, Филиппу и Ксаверию. Это три брата, именно у их отца, пана Юзефа Обуховича, и служил молодой врач Ясинский. Почему же имени отца нет в списке благодетелей? Да потому что Юзеф Обухович, камергер польского двора, стал участником восстания Костюшко, после его подавления скрывался в Украине. Упоминать имя инсургента Ясинский не мог. На его научном труде есть подпись цензора. В этом качестве выступил профессор Виленского университета Август Бекю, персона весьма примечательная, отчим поэта Юлиуша Словацкого и известный медик. Бекю проявит себя как доносчик в деле филоматов и филаретов, и Адам Мицкевич навсегда заклеймит его в поэме «Деды».

Кстати, об Адаме Мицкевиче… Наш герой Ясинский работал не только во дворцах магнатов Обуховичей, он долгие годы был новогрудским городским врачом. Станислав Гронкевич утверждает, что среди его пациентов — адвокат Михал Мицкевич, отец великого поэта. 

Верующий вольнодумец

Ясинский преподавал антропологию как учение о человеке с использованием данных анатомии, физиологии, медицины и философии, принадлежал к Виленской школе эволюционизма. В своем труде цитирует Линнея, Ньютона, Коперника, Монтескье, Руссо, Гумбольдта. Утверждает, что все люди созданы Богом равными. Равны мужчины и женщины, «те, кто родился как в городах, так и в деревнях, как во дворцах, так и в хижинах». Правда, отличия между людьми есть. Ясинский ссылается на Конфуция, который делил всех по способностям. Есть те, кто склонен к умственной работе, и те, кому ближе физический труд. Как и Конфуций, Ясинский полагает, что эти способности не определяются социальным происхождением.

Трактат Юзефа Ясинского стал первой работой по антропологии на белорусской земле.
К своей работе Ясинский взял эпиграфом высказывание стоика Сенеки: «Все люди хотят жить счастливо, но они смутно представляют себе, в чем заключается счастливая жизнь». Как Руссо и прочие физиократы, Ясинский полагает «натуральным образом» жизни человека земледелие, рыболовство, скотоводчество. Но параллельно рассуждает о душе, о том, что человеку естественным образом присуща вера в Бога.

Станислав Гронкевич отмечает, что Ясинский намного опередил свое время, ведь только в 1850 году было создано первое отделение антропологии в Музее искусств в Париже. 

Известна дата смерти Юзефа Ясинского — 1833 год. Он похоронен в Новогрудке. 

rublev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter