Член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Николай Мартынов – о развитии бизнеса в регионах, дефиците кадров и инфраструктуре моды

Легпром: модель на вырост

Конвейер и массовое производство убили много классических, некогда уважаемых профессий в их настоящем первозданном виде. Сапожник, портной, скорняк… Они раньше были в каждой деревне. Теперь их днем с огнем не сыщешь. Автоматизация атрофировала ручной труд, сделала вещи дешевыми, но безликими. А покупатели все больше страдают от отсутствия самоидентификации, все чаще готовы переплачивать за индивидуальность. Конечно, хенд-мейд никогда уже не вытеснит массового производства. Но является вполне перспективным сегментом для приложения усилий малого бизнеса.

Сможет ли легпром вытянуть экономику регионов, в каком формате перспективны малые предприятия этой отрасли, что для этого надо сделать — темы нашего разговора с членом Совета по развитию предпринимательства при Президенте, генеральным директором ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» Николаем Мартыновым.

Развитие торговых сервисов позволит полностью легализовать товарные потоки. К тому же инфраструктура для легпрома не только подстегнет малый бизнес, но и создаст новые рабочие места. 

Без рук, но дорого

Казус, но легкую промышленность таковой назвали напрасно. За красивыми вещами стоит тяжелый труд, нередко ручной. И далеки времена, когда монотонные роботы полностью вытеснят людей. Да, многие операции уже автоматизированы. В принципе, можно вообще без рук обойтись. «На 3D-принтерах уже не только подошву, но и верх можно печатать из любых
искусственных материалов, — утверждает Николай Мартынов. — Те же кроссовки машина уже может сделать от начала до конца. Такие производства запускают некоторые известные немецкие компании. Но продукция получается дорогая. Пара спортивной обуви в рознице — около 200—250 евро». Цена проходная только для элитных торговых марок. И объемы реализации весьма скромные, как в любом премиальном сегменте. В Беларуси такая продукция однозначно неперспективна из-за своей дороговизны. К тому же наши потребители еще не отвыкли от натуральной кожи, предпочитают ее синтетике. Но готовы платить за пару кроссовок 25—30 долларов. 

«Недаром же производства из развитых государств выносили в Китай, Вьетнам, сейчас Индия, Узбекистан подхватили отраслевое знамя, — объясняет Николай Мартынов. — Легпром перетекает в государства, в которых есть дешевая рабочая сила». В этом кроются определенные опасности развития таких производств в Беларуси. Ибо в сегодняшнем виде и состоянии отрасль не конкурентоспособна на рынке труда. Средний возраст работников весьма почтенный, молодежь никаким калачом не заманишь. Можно ли повысить заработки, не теряя ценовой конкурентоспособности? В принципе, да. Но для этого необходимо существенно менять стратегию. Не только отдельных компаний, возможно, пересмотреть отраслевую политику на государственном уровне. В том числе — программы импортозамещения. 

Уже очевидно: в массовом сегменте белорусской продукции тяжело тягаться с азиатскими аналогами. Погнаться за высокими технологиями — не выход. Объективно — в стране нет премиальных брендов, которые своим логотипом могли бы обеспечить продажи по баснословным ценам. Причем на экспортных направлениях: на родине покупательская способность товаров luxury весьма скромная. По убеждению Николая Мартынова, перспектива есть в сегменте fusion. Коллекции, выполненные ограниченным тиражом, пользуются популярностью. Как утверждал его коллега по совету и отрасли Сергей Сериков, конкурировать с мировыми брендами фактически можно только одним оружием: постоянно выводя на рынок новинки. И не повторяться. Неповоротливые из-за своих размеров международные гранды не могут угнаться за небольшими предприятиями. 

В принципе, в этой нише могли бы работать компании в регионах. Законодательно все условия для этого созданы, налоговые льготы, особенно в сельской местности, беспрецедентные, уверен Николай Мартынов. Но, по его убеждению, не хватает информационного сопровождения предоставленных государством возможностей. Словом, людей необходимо подтолкнуть к действию. 

Надо больше торговать

Конечно, основные потребители fusion живут не в регионах, а в больших городах. Впрочем, и дизайнерский мир льнет к крупным урбанистическим формам. Но коммуникационные технологии сузили мир. И нынче даже в самой глуши обладатель 3G-модема не выпадает из ритма современной жизни. В онлайн-режимах можно создавать новые идеи, решения, технологии и обеспечивать сбыт, искать заказчиков. Но есть другая проблема: бесперебойное снабжение сырьем и материалами. Дилерские сети тех же белорусских производителей тканей, кожи, меха, других материалов даже в своей стране не развиты. Как и мелкооптовая торговля в принципе. Купить несколько дециметров кожи или с десяток шкурок пушнины, рулон ткани — настоящая проблема. Иной раз за своим заказом придется ехать в другой город. Да и производители не очень жалуют мелких покупателей. С точки зрения бизнеса позиция очевидна: для безбедной жизни большому производству необходимы серьезные заказчики. И возиться с потребностями небольшого предпринимателя не с руки: слишком серьезные накладные расходы. А торговать на местах через партнеров, развивать торгово-проводящую сеть не у всех руки доходят. Тем более достаточно часто слишком буквально выполняется требование: производитель должен реализовывать свой товар напрямую. 

Николай Мартынов убежден: нужно развивать торговые технологии, полноценную сферу услуг в этой области. В конце концов, специализированные мелкооптовые организации в регионах — необходимая инфраструктура для развития малого бизнеса. Чтобы предприниматель мог прийти в такую специализированную организацию и купить все необходимое для отшива новой коллекции: сырье, материалы, фурнитуру, расходники. Пока же небольшим компаниям на периферии приходится гонять в три дали, чтобы обеспечить снабжение своего бизнеса. И зачастую находят поставщиков не в нашей стране, а в России, Турции, Азии. И ввозят не всегда полностью чистую продукцию с точки зрения ее происхождения и таможенной очистки. По убеждению Николая Мартынова, развитие торговых сервисов позволит полностью легализовать товарные потоки. К тому же инфраструктура для легпрома не только подстегнет малый бизнес, но и создаст новые рабочие места. 

Тезисы справедливы и для системы сбыта продукции. «Сильно изменилась интернет-торговля, появились новые технологии в продвижении товара, — объясняет Николай Мартынов. — Некоторые виртуальные площадки уже требуют за свои услуги до 40 процентов от розничной стоимости». Так уж сложилась международная практика. Но и без цифровых приложений продвигать свой товар становится почти невозможно. И не стоит, как иной раз происходит в Беларуси, дискуссировать о справедливости распределения прибыли между производителем и реализатором. Необходимо развивать технологии продаж, информационные сервисы для обратной связи, системы прогнозирования… Создавать собственные продукты, чтобы выводить белорусские товары на широкие просторы международного рынка с минимальными затратами. 

Учебная работа 

Спрос на рабочих в регионах колоссальный, предложение вроде бы какое-никакое имеется. Но равновесия достигнуть не удается из-за тупика квалификации. Для отрасли готовят объективно немного специалистов. И качество знаний и навыков оставляет желать лучшего. Крупным предприятиям приходится мириться с реалиями и доучивать молодежь, да и в целом новичков, уже на рабочем месте. Да, дополнительные затраты, организационные усилия. Впрочем, волнует бизнес другая сторона медали, еще более проблемная: системные «побеги» с производства. 

Николай Мартынов возмущен: «Как только получают достаточные навыки, сразу увольняются и открывают свое небольшое дело». Как человек государственный, он соглашается: развитие малого бизнеса — насущная необходимость. С другой стороны, ключевая цель стимулирования самозанятых и микробизнеса — чтобы он подтягивался до уровня среднего и крупного. Но сегодня очевидно: дефицит персонала и либерализация взаимоотношений между нанимателем-учителем и начинающим специалистом ставит барьеры для роста даже микробизнесу. 

Николай Мартынов привел пример из личной практики: открыли в Лиозно цех по выпуску заготовок. «Дочка» упорно не может выйти на запланированные объемы: создали 25 рабочих мест, а с трудом удается наскрести полтора десятка работников. И текучка приличная. Недалеко Россия, которая пылесосом вытягивает дисциплинированные и рукастые кадры. 

Словом, проблема перезрела. Предприниматель считает: законодательно необходимо отрегулировать взаимоотношения работников и нанимателя, чтобы учесть интересы всех. Ибо даже крупные предприятия не могут себе позволить становиться учебным полигоном для будущих ремесленников и ИП. И рублем на увольняющихся воздействовать нет возможности. А обучение все-таки должно окупаться. 

Впрочем, для решения далеко не всех проблем, по убеждению Николая Мартынова, необходимо прибегать к помощи государства. Но пока бизнесу не хватает консолидации. Например, нет отраслевых ассоциаций, которые могли бы в интересах всех своих учредителей и маркетинговый анализ рынков проводить, и инфраструктуру выстраивать, и индустрию моды развивать… В конце концов, даже отечественные флагманы на международных рынках выглядят малыми предприятиями. В одиночку им конкуренцию не выиграть. По идее, этой работой должен заниматься концерн «Беллегпром». Но, видимо, у него и других забот хватает, связанных с управлением подведомственными активами. 

«Наверное, бизнес еще не созрел для ассоциаций», — пожимает плечами Николай Васильевич. Хотя признает: потребность в такой структуре есть. И он готов по общим проблемам сотрудничать даже с конкурентами. Но рынок для этого должен созреть. Впрочем, не исключена и некоторая поддержка государства. Правда, Николай Мартынов считает: использовать прямой административный ресурс нецелесообразно. Велика вероятность, что созданные по государственной указке коммерческие структуры могут оказаться экономически неде­еспособными. Однако создание определенных преференций для отраслевых объединений могло бы способствовать повышению интереса бизнеса к консолидации, которая укрепит его позиции и на внутреннем, и на внешних рынках.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter