Сможет ли легпром вытянуть экономику регионов, в каком формате перспективны малые предприятия этой отрасли, что для этого надо сделать — темы нашего разговора с членом Совета по развитию предпринимательства при Президенте, генеральным директором ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» Николаем Мартыновым.
Без рук, но дорого
Казус, но легкую промышленность таковой назвали напрасно. За красивыми вещами стоит тяжелый труд, нередко ручной. И далеки времена, когда монотонные роботы полностью вытеснят людей. Да, многие операции уже автоматизированы. В принципе, можно вообще без рук обойтись. «На 3D-принтерах уже не только подошву, но и верх можно печатать из любых искусственных материалов, — утверждает Николай Мартынов. — Те же кроссовки машина уже может сделать от начала до конца. Такие производства запускают некоторые известные немецкие компании. Но продукция получается дорогая. Пара спортивной обуви в рознице — около 200—250 евро». Цена проходная только для элитных торговых марок. И объемы реализации весьма скромные, как в любом премиальном сегменте. В Беларуси такая продукция однозначно неперспективна из-за своей дороговизны. К тому же наши потребители еще не отвыкли от натуральной кожи, предпочитают ее синтетике. Но готовы платить за пару кроссовок 25—30 долларов.
«Недаром же производства из развитых государств выносили в Китай, Вьетнам, сейчас Индия, Узбекистан подхватили отраслевое знамя, — объясняет Николай Мартынов. — Легпром перетекает в государства, в которых есть дешевая рабочая сила». В этом кроются определенные опасности развития таких производств в Беларуси. Ибо в сегодняшнем виде и состоянии отрасль не конкурентоспособна на рынке труда. Средний возраст работников весьма почтенный, молодежь никаким калачом не заманишь. Можно ли повысить заработки, не теряя ценовой конкурентоспособности? В принципе, да. Но для этого необходимо существенно менять стратегию. Не только отдельных компаний, возможно, пересмотреть отраслевую политику на государственном уровне. В том числе — программы импортозамещения.
Уже очевидно: в массовом сегменте белорусской продукции тяжело тягаться с азиатскими аналогами. Погнаться за высокими технологиями — не выход. Объективно — в стране нет премиальных брендов, которые своим логотипом могли бы обеспечить продажи по баснословным ценам. Причем на экспортных направлениях: на родине покупательская способность товаров luxury весьма скромная. По убеждению Николая Мартынова, перспектива есть в сегменте fusion. Коллекции, выполненные ограниченным тиражом, пользуются популярностью. Как утверждал его коллега по совету и отрасли Сергей Сериков, конкурировать с мировыми брендами фактически можно только одним оружием: постоянно выводя на рынок новинки. И не повторяться. Неповоротливые из-за своих размеров международные гранды не могут угнаться за небольшими предприятиями.
В принципе, в этой нише могли бы работать компании в регионах. Законодательно все условия для этого созданы, налоговые льготы, особенно в сельской местности, беспрецедентные, уверен Николай Мартынов. Но, по его убеждению, не хватает информационного сопровождения предоставленных государством возможностей. Словом, людей необходимо подтолкнуть к действию.
Надо больше торговать
Конечно, основные потребители fusion живут не в регионах, а в больших городах. Впрочем, и дизайнерский мир льнет к крупным урбанистическим формам. Но коммуникационные технологии сузили мир. И нынче даже в самой глуши обладатель 3G-модема не выпадает из ритма современной жизни. В онлайн-режимах можно создавать новые идеи, решения, технологии и обеспечивать сбыт, искать заказчиков. Но есть другая проблема: бесперебойное снабжение сырьем и материалами. Дилерские сети тех же белорусских производителей тканей, кожи, меха, других материалов даже в своей стране не развиты. Как и мелкооптовая торговля в принципе. Купить несколько дециметров кожи или с десяток шкурок пушнины, рулон ткани — настоящая проблема. Иной раз за своим заказом придется ехать в другой город. Да и производители не очень жалуют мелких покупателей. С точки зрения бизнеса позиция очевидна: для безбедной жизни большому производству необходимы серьезные заказчики. И возиться с потребностями небольшого предпринимателя не с руки: слишком серьезные накладные расходы. А торговать на местах через партнеров, развивать торгово-проводящую сеть не у всех руки доходят. Тем более достаточно часто слишком буквально выполняется требование: производитель должен реализовывать свой товар напрямую.
Николай Мартынов убежден: нужно развивать торговые технологии, полноценную сферу услуг в этой области. В конце концов, специализированные мелкооптовые организации в регионах — необходимая инфраструктура для развития малого бизнеса. Чтобы предприниматель мог прийти в такую специализированную организацию и купить все необходимое для отшива новой коллекции: сырье, материалы, фурнитуру, расходники. Пока же небольшим компаниям на периферии приходится гонять в три дали, чтобы обеспечить снабжение своего бизнеса. И зачастую находят поставщиков не в нашей стране, а в России, Турции, Азии. И ввозят не всегда полностью чистую продукцию с точки зрения ее происхождения и таможенной очистки. По убеждению Николая Мартынова, развитие торговых сервисов позволит полностью легализовать товарные потоки. К тому же инфраструктура для легпрома не только подстегнет малый бизнес, но и создаст новые рабочие места.
Тезисы справедливы и для системы сбыта продукции. «Сильно изменилась интернет-торговля, появились новые технологии в продвижении товара, — объясняет Николай Мартынов. — Некоторые виртуальные площадки уже требуют за свои услуги до 40 процентов от розничной стоимости». Так уж сложилась международная практика. Но и без цифровых приложений продвигать свой товар становится почти невозможно. И не стоит, как иной раз происходит в Беларуси, дискуссировать о справедливости распределения прибыли между производителем и реализатором. Необходимо развивать технологии продаж, информационные сервисы для обратной связи, системы прогнозирования… Создавать собственные продукты, чтобы выводить белорусские товары на широкие просторы международного рынка с минимальными затратами.
Учебная работа
Спрос на рабочих в регионах колоссальный, предложение вроде бы какое-никакое имеется. Но равновесия достигнуть не удается из-за тупика квалификации. Для отрасли готовят объективно немного специалистов. И качество знаний и навыков оставляет желать лучшего. Крупным предприятиям приходится мириться с реалиями и доучивать молодежь, да и в целом новичков, уже на рабочем месте. Да, дополнительные затраты, организационные усилия. Впрочем, волнует бизнес другая сторона медали, еще более проблемная: системные «побеги» с производства.
Николай Мартынов возмущен: «Как только получают достаточные навыки, сразу увольняются и открывают свое небольшое дело». Как человек государственный, он соглашается: развитие малого бизнеса — насущная необходимость. С другой стороны, ключевая цель стимулирования самозанятых и микробизнеса — чтобы он подтягивался до уровня среднего и крупного. Но сегодня очевидно: дефицит персонала и либерализация взаимоотношений между нанимателем-учителем и начинающим специалистом ставит барьеры для роста даже микробизнесу.
Николай Мартынов привел пример из личной практики: открыли в Лиозно цех по выпуску заготовок. «Дочка» упорно не может выйти на запланированные объемы: создали 25 рабочих мест, а с трудом удается наскрести полтора десятка работников. И текучка приличная. Недалеко Россия, которая пылесосом вытягивает дисциплинированные и рукастые кадры.
Словом, проблема перезрела. Предприниматель считает: законодательно необходимо отрегулировать взаимоотношения работников и нанимателя, чтобы учесть интересы всех. Ибо даже крупные предприятия не могут себе позволить становиться учебным полигоном для будущих ремесленников и ИП. И рублем на увольняющихся воздействовать нет возможности. А обучение все-таки должно окупаться.
Впрочем, для решения далеко не всех проблем, по убеждению Николая Мартынова, необходимо прибегать к помощи государства. Но пока бизнесу не хватает консолидации. Например, нет отраслевых ассоциаций, которые могли бы в интересах всех своих учредителей и маркетинговый анализ рынков проводить, и инфраструктуру выстраивать, и индустрию моды развивать… В конце концов, даже отечественные флагманы на международных рынках выглядят малыми предприятиями. В одиночку им конкуренцию не выиграть. По идее, этой работой должен заниматься концерн «Беллегпром». Но, видимо, у него и других забот хватает, связанных с управлением подведомственными активами.
«Наверное, бизнес еще не созрел для ассоциаций», — пожимает плечами Николай Васильевич. Хотя признает: потребность в такой структуре есть. И он готов по общим проблемам сотрудничать даже с конкурентами. Но рынок для этого должен созреть. Впрочем, не исключена и некоторая поддержка государства. Правда, Николай Мартынов считает: использовать прямой административный ресурс нецелесообразно. Велика вероятность, что созданные по государственной указке коммерческие структуры могут оказаться экономически недееспособными. Однако создание определенных преференций для отраслевых объединений могло бы способствовать повышению интереса бизнеса к консолидации, которая укрепит его позиции и на внутреннем, и на внешних рынках.
volchkov@sb.by