Легковушка по-белорусски

Когда на дорогах появится новое легковое авто, собранное в Беларуси?Для потенциальных инвесторов, желающих вложить деньги в организацию в Беларуси производства массового легкового автомобиля и его комплектующих, власти предоставили налоговые и таможенные льготы. Несмотря на сомнения скептиков, в белорусском правительстве уверены, что игра стоит свеч. При благоприятном исходе будут созданы новые рабочие места, граждане получат доступный по цене автомобиль, а государство сможет «ужать» отрицательное сальдо во внешней торговле.

Согласно подписанному Президентом Беларуси указу юридические лица, заключившие с Министерством промышленности соглашение об условиях производства легковых автомобилей, в течение трех лет будут освобождены от исчисления и уплаты налога на прибыль, акцизов и так называемого сельхозсбора. Кроме того, на период действия данного соглашения (до 10 лет, если будет организована  сварка, окраска и сборка кузова) производители легковых автомобилей при соблюдении определенных условий не будут уплачивать ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Этот документ, как признались его разработчики, готовился около трех лет и претерпел пять существенных редакций. Возможно, соглашаются в Минэкономики, принятие указа три года назад принесло бы более ощутимый эффект. Ведь тогда вся мировая экономика была на подъеме, долгосрочные инвестиции привлекались проще и дешевле. Но  тогда не было конкретных наработок с потенциальными инвесторами.
Сейчас, уверяют в Минэкономики, такие наработки есть,  правда, при этом конкретики избегают. Заместитель начальника главного управления промышленности, транспорта и связи этого министерства Игорь Рогозин лишь обнадеживает, что «определенный прогресс в этом направлении будет достигнут еще до конца нынешнего года». «Рано или поздно кризис закончится – и высокий спрос на машины вернется», – объясняет он.
Попытки наладить в Беларуси выпуск массового легкового автомобиля предпринимались и ранее. В свое время реализовывать проект в Беларуси  собирался «Форд», да как-то не сложилось. Относительно недавно в стране организовали сборку иранских автомобилей «Саманд». Но вместо обещанных тысяч авто пока в год собирают и продают лишь около 300 штук.
Для Беларуси, в которую только в 2008 году ввезли около 200 тысяч легковушек, в том числе
20–25 тысяч новых, такое количество иранских машин – сущий мизер. По оценке автодилеров, за минувший год в сравнении с 2007-м продажа новых легковых авто в Беларуси выросла почти в 1,5 раза. В пятерку самых популярных марок вошли Volkswagen, Toyota, Mazda, Kia, Daewoo. На них пришлось около половины проданных в стране новых легковых авто.
Цена вопроса, по данным Государственного таможенного комитета, составляет почти 1,5 миллиарда долларов. Именно на столько в 2008 году в страну было импортировано легковых автомобилей. За тот же период отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси сложилось на уровне около 4 миллиардов долларов. Таким образом, производство собственных легковых авто  значительно сократило бы отрицательное внешнеторговое сальдо.
В Беларуси уже делали, казалось бы, невозможное возможным. После развала СССР с нуля организовали выпуск собственных автобусов, а теперь не только продают их на внутреннем рынке, но и успешно поставляют в Россию, другие страны СНГ, в государства Евросоюза и даже в Латинскую Америку. Минские автобусы «МАЗ» «выросли» из сборочного производства немецких «Неопланов», а лидские «Неманы» – из российских «ЛиАЗов». В стране достаточно и производственных мощностей. Руководство Минского автозавода еще раньше заявляло о возможности производства легковушек.
Именно МАЗ, по мнению многих экспертов, и станет площадкой для нового производства. Скорее всего, будет налажена сборка китайских автомобилей. Это предположение аргументируется активной инвестиционной политикой Поднебесной, а также тем, что китайские легковушки хоть и не будут стоить 2 тысячи долларов, как самые дешевые в мире, предлагаемые индийцами, зато окажутся явно дешевле западноевропейских, японских и американских.  В минувшем году средняя стоимость ввезенного в Беларусь автомобиля составляла около 7,3 тысячи долларов. Если добавить к этому таможенные пошлины и прочие расходы,  то китайское авто, чтобы успешно продаваться, должно стоить не более 10 тысяч долларов. Чтобы выйти на такую цену, производство должно быть массовым. В Минэкономики предполагают объем не менее 10 тысяч легковушек в год. Эксперты говорят, что лучше ориентироваться на 25 тысяч.
Однако выпустить легковушку с конвейера – это только полдела. Нужно ее еще и продать. Именно на этом предыдущие попытки организации массового легкового автопрома и погорели, считает Сергей Варивода, председатель общественного совета дистрибьюторов китайских автопроизводителей при Белорусской научно-промышленной ассоциации. По его мнению, следует активнее заниматься протекционизмом. Тот же Китай не постеснялся ввести 100-процентные пошлины на импортные легковые автомобили, благодаря чему автопром в Поднебесной совершил настоящий рывок в своем развитии. В России для стимулирования покупок российских автомобилей предлагают льготные кредиты. В Германии обещают каждому покупателю нового авто компенсировать 2,5 тысячи евро. Впрочем, если Беларусь чрезмерно увлечется заградительными мерами, то рискует натолкнуться на аналогичные ответные меры со стороны других стран. И тогда могут возникнуть уже проблемы с экспортом белорусских авто.
Нынешнее падение спроса на машины явно не на руку планируемой белорусской легковушке. Объем продаж, по итогам первого квартала нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом минувшего, упал на 25–30 процентов. Однако рано или поздно все вернется на круги своя. Ведь, например, если в начале года автокредиты выдавал лишь каждый десятый белорусский банк, то сейчас – уже каждый четвертый. То есть, невзирая на кризис, жизнь продолжается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter