Учитель английского языка рассказывает, как повторить большие объемы информации в сжатые сроки

Легкости перевода

Четкий план и спокойствие — главные составляющие успеха на ЦТ по иностранному языку

Если абитуриентам начинают «приходить» сны на английском, можно смело обойтись без сонника. И так понятно: значит, совсем скоро испытание по иностранному. ЦТ по этому предмету пройдет 26 июня. Времени немного, поэтому собираем волю в кулак и выжимаем максимум из оставшихся на подготовку дней. Учитель высшей категории средней школы № 121 Минска Наталья Филиппова сориентирует, как повторить большие объемы информации в сжатые сроки. А заодно подскажет программу действий для тех, кто будет сдавать английский в следующем году.

Наталья Филиппова берет в руки мел и выводит на доске крупным шрифтом число 80:

— Лексика перейдет из пассивной в активную, только если вы встретите нужное слово не менее 80 раз — в разговоре или разных типах упражнений. 

Поэтому, когда кто-то обещает, что поможет выучить английский за два месяца (и тем более за два дня!), говорите такому человеку «до свидания». Волшебства не бывает: настраиваемся на кропотливый труд.

В обучении педагог строго придерживается принципа: с учениками разговаривать только на иностранном. Где бы школьники ни встретили учительницу (в коридоре, столовой и даже в магазине), знают, что она обязательно задаст вопрос по-английски. Наталья Францевна подмигивает:

— Со мной не забалуешь — даже классные часы провожу на иностранном. А на уроках мне нравится добавлять игровые элементы. С их помощью любую тему можно подать «вкусно». Это на заметку педагогам. Если же говорить о подготовке к ЦТ, то сложно провести параллель между учебой в 11‑м классе и тестированием. Я как учитель в первую очередь готовлю одиннадцатиклассников к выпускному экзамену. Здесь надо иметь в виду, что важнейшая цель обучения в школе — развитие коммуникативных навыков. Поэтому грамматике уделяется не так много времени. При этом большая часть заданий на ЦТ состоит именно из нее. Даже если ребенок хорошо справляется в школе, может относительно свободно говорить по-английски, это вовсе не означает, что он сдаст тест на высокий балл. 

Но это не повод расстраиваться. Педагог рекомендует учить сперва грамматику, а в ее контексте — лексику. Когда делаете упражнения и тесты, выписывайте каждое незнакомое слово — так они отложатся в памяти лучше. Многие советуют клеить стикеры с новой лексикой, но этот способ хорош для младших школьников. Старшим же лучше учить фразовые глаголы, устойчивые выражения.


Наталья Францевна каллиграфическим почерком выводит на доске слово «дрессировка»:

— Целенаправленно не использую более корректные синонимы. Это слово наиболее точно подходит, когда речь идет о подготовке к ЦТ. Только сразу уточню: не учитель занимается дрессурой. В первую очередь ученик тренирует свои навыки изо дня в день. А для этого лучше всего использовать тесты. 
Сейчас скажу фразу, которая должна успокоить всех, кто будет сдавать английский: 95 процентов заданий в централизованном тестировании похожи на прошлогодние. Так что смело ориентируемся на готовые сборники тестов и РТ. Единственное — не угадаешь, какие будут тексты и лексика. Но можете быть уверены: за рамки школьной программы они не выйдут. 
Самая распространенная ошибка абитуриентов — спешка. Когда не до конца дочитывают условие, предложение или варианты ответов. Увидели знакомое слово, порадовались и наспех выбрали ответ. Огорчу: чаще всего он оказывается неверным. Поэтому лошадей не гоним.

Учитель из года в год анализировала ошибки, о которых говорили ее выпускники, и сделала вывод, что в большинстве случаев проблемы возникают в заданиях на лексику и словообразование. Легко перепутать похожие по значению слова, не распознать синонимы или омонимы. Со словообразованием сложности из-за того, что конкретных правил в этой теме нет. Есть множество суффиксов, приставок, сочетающихся со словами рандомно. Опять-таки лучше всего оттачивать эти нюансы, выполняя упражнения. Чем больше сделаете, тем меньше оплошностей совершите.

— Очень важно фильтровать и структурировать теорию, чтобы применять ее на практике. Для своих учеников составляю таблицы и схемы, — Наталья Францевна показывает лист бумаги, испещренный мелким почерком. — Пять страниц теории помещается на одном листе.

Когда до экзамена остается мало времени, используйте принципы тайм-менеджмента. Четкий план действий приводит к успешному результату. Наталья Филиппова неожиданно становится напряженной, обхватывает голову руками:

— Именно так ведут себя некоторые абитуриенты за несколько дней до испытания — словом, паникуют. Отбрасываем эмоции, пишем план подготовки и методично его выполняем. Максимально абстрагируемся на самом экзамене. Представим, что вы получили лист с тестами. Считаем до десяти, чтобы успокоиться, и приступаем. Просмотрите вопросы, ознакомьтесь с инструкциями, типами предложенных заданий и начните с тех, которые вам кажутся наиболее легкими. Если решаете по порядку, не зацикливайтесь на одном. Не получается — откладываем и возвращаемся позже. Вы в курсе, что у каждого задания есть своя ценность — то количество баллов, которое вы за него получите. Я бы советовала оставить на потом пункты с текстами. Их стоимость не такая большая в отличие от части В. А застрянешь на них, можно не успеть выполнить более «дорогие» задания. Останется время — к ним вернетесь. Помните, что в день перед экзаменом лучше отложить все книги и просто отдохнуть.


РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НАТАЛЬИ ФИЛИППОВОЙ:

♦ Ежедневная тренировка

Обращаюсь к будущим абитуриентам: готовьте сани летом. Помимо английского в школе, вы должны три — пять раз в неделю заниматься дома. Уделяйте занятиям хотя бы пару часов, но идеальное решение — разбить их на два раза по два часа. Например, в первой половине дня вы учите материал, во второй — повторяете и решаете упражнения.

♦ Повторяем теорию

Подготовиться к ЦТ только на школьных уроках сложно, поэтому даю готовый план для самостоятельной работы. В первую очередь он полезен для будущих выпускников. Очень важно знать 16 времен действительного и десять — страдательного залога, артикли, предлоги. Самые сложные темы (словообразование, предлоги, исключения из правил на артикли, устойчивые выражения и фразовые глаголы) нужно повторять ежедневно в течение учебного года.  Берем по 10 — 20 слов или выражений и штудируем их по пять — десять минут несколько раз в день.

Неделю планируем так, чтобы в некоторые дни вы один-два часа уделяли теории и делали упражнения из учебников, а в другие — такое же количество времени посвящали решению ЦТ прошлых лет.

♦ Отрабатываем навык чтения

Особую сложность для учащихся представляют задания по чтению. Здесь необходимо развивать навыки просмотрового, поискового, ознакомительного и изучающего чтения. Находите в интернете иностранные газеты, журналы, книги — и вперед.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter