Легкомыслие абстрактных принципов

О мультикультурализме

В Норвегии идет суд над Андерсом Берингом Брейвиком — «норвежским стрелком», ставшим знаменитым после двух терактов, осуществленных в один день. Брейвик признан вменяемым (хотя изначально было другое заключение), поэтому мотивация его поступка не лежит в сфере психиатрии. Как минимум официально.


Ясно одно, раздражителем для Брейвика стал так называемый исламский фактор, который в настоящее время активно влияет на европейскую политику. Он напрямую связан с наплывом приезжих мусульман и попыткой правительства наладить бесконфликтное сосуществование между автохтонами, то есть местными, и иммигрантами. Результатом этой попытки стал мультикультурализм, против которого как раз и выступил в самой дикой форме Брейвик.


Давайте порассуждаем, в чем смысл мультикультурализма. В том, что он направлен на сохранение культурных различий среди неоднородного населения страны. Вроде как все хорошо, гуманные заявления, но, как обычно водится, смысл политики начинает выхолащиваться различными активистами. В среде поддерживающих мультикультурализм есть свои радикалы, которые ради возможности приезжему сохранять не вписывающиеся в европейские нормы черты готовы судиться со всем коренным населением Европы. В общем, мультикультурализм сейчас все чаще и чаще дает сбои по простой причине: для сосуществования различных культур нужна какая–то общая база, то есть поле идей и принципов, которые вынуждены разделять все. Причем эти идеи и принципы должны быть местными, а не завезенными извне.


Законы в данном случае не подойдут, потому что им иногда подчиняются только потому, что они обязательны для исполнения, а не потому, что их одобряют и поддерживают (вспомните хотя бы закон о запрещении курить в общественных местах, курильщики его не одобряют, но подчиняются). Именно поэтому в качестве общего поля должны выступать какие–то культурные нормы, которые являются неким условным эталоном жизни на данной территории. А вот как раз мультикультурализм в своей реальной политике очень редко на это обращает внимание. В итоге и происходит ситуация, когда приезжие не стремятся интегрироваться в общество принимающей страны, но живут за счет ее дотаций. Такое положение дел для них очень выгодно, нет стресса социализации, можно не учить иностранный язык, а, живя в замкнутой общине, общаться на языке родины и при каких–то проблемах постоянно напоминать автохтонному населению про мультикультурализм и политкорректность. К чему это может привести, показывает современное состояние европейского общества. Вспомните арабские погромы во Франции, вспомните, что происходило в норвежской столице за некоторое время до появления у Брейвика желания совершить теракты.


По–моему, политика мультикультурализма как таковая показывает свою нежизнеспособность. Самое сложное и гуманное для обеих сторон (и местного населения, и иммигрантов) — поменять принципы этой политики, чтобы приезжие, не теряя своих культурных особенностей, все–таки интегрировались в европейское общество и начинали считать его своим. А кроме того, еще и ощущали ценность для себя этого европейского общества. Подумайте, как правоверный мусульманин может без проблем интегрироваться в общество, которое допускает как норму гомосексуализм или феминизм? И в данном случае это проблема не мусульман, а европейских политиков, которые разрабатывают мультикультуральные практики.


В общем, Запад запутался в том, кому отдать предпочтение, своим или приезжим. Эта путаница неудобна европейским политикам, и они предпочитают скрываться от нее за сухими законами, которые не учитывают ни этнокультурное происхождение, ни автохтонность или пришлость индивидуумов. Подобная путаница порождает таких людей, как Брейвик.


Поэтому стоит задуматься о том, что мультикультурализм рождает не только условную дружбу абсолютно непохожих в культурном плане людей, он рождает вполне конкретных борцов с этой условной дружбой. А самое опасное в деле Брейвика то, что он может стать неким символом борьбы с чрезмерными претензиями иммигрантов. И если героизация произойдет, то у «героя» всегда найдутся последователи. Именно поэтому Брейвик должен понести наказание не за свои идеалы, а за конкретные убийства. Это может охладить пыл новых «героев».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter