Восстановление после COVID-19 стоит дорого, но государство на медицину выделяет финансы в необходимом объеме

Легкого доля

Для полного выздоровления пациентам требуется помощь профессионалов. Ее сейчас оказывают, в частности, в Гомельской областной детской клинической больнице медицинской реабилитации.


Подходящее место

Поселок Ченки в нескольких километрах от Гомеля имеет статус курортной зоны и славится красотой природы. Чистый воздух, сосновые леса, река Сож — неспроста урочище пользовалось популярностью еще у помещиков, строивших здесь летние усадьбы. Советские власти также оценили местечко по достоинству. Ченки решили превратить в местную здравницу. Строить первые санатории, пионерские лагеря и другие оздоровительные учреждения здесь начали почти 100 лет назад. Был среди них и ревматологический санаторий для детей, впоследствии носивший имя «Живица». (В обиходе больницу называют так и сегодня.) К слову, в 2010 году за вклад в развитие системы детской медицинской реабилитации и многолетний добросовестный труд коллектив учреждения удостоился премии Президента «За духовное возрождение».

В последующем на базе «Живицы» была создана Гомельская областная детская клиническая больница медицинской реабилитации.


Около года назад работу медицинских учреждений нарушили чрезвычайные обстоятельства. В Беларусь пришел COVID-19, на борьбу с которым система здравоохранения мобилизовала все резервы. Не осталась в стороне и детская больница в ­Ченках. Главный врач Олег Зимелихин объясняет мотивировку решения:

— В штате нашего учреждения большое количество высококлассных врачей, которые специализируются непосредственно на реабилитационном лечении. У многих есть опыт работы с последствиями пандемии свиного гриппа 2009 года. Полученные тогда знания пригодились и в нынешней ситуации. По сути, делаем свою привычную работу, внеся коррективы с учетом особенностей коронавируса.

В основном учреждению пришлось решать чисто хозяйственные вопросы. К примеру, по замене детских коек на кровати для взрослых. Впрочем, и с этим благополучно справились. Некоторый дискомфорт если и есть, то вполне приемлем с учетом главной цели пребывания пациентов — восстановить здоровье после серьезного заболевания.

Эффект совместными усилиями

Сегодня в больнице находятся 150 человек. (Всего же с прошлой весны помощь получили более 2000 пациентов.) Одновременно ведется работа по основному профилю — реабилитационному лечению детей.

Взрослых пациентов сюда направляют как больницы, так и поликлиники. Главное — отрицательный ПЦР-тест, означающий, что человек уже не является разносчиком вируса. После изучения истории болезни комиссия назначает лечение. Учитываются возраст, хронические заболевания, общефизическое состояние и множество других факторов.

Направляемся в корпус, где сейчас находятся люди, переболевшие коронавирусом. В коридорах оживленно. Пациенты терпеливо дожидаются в очередях перед кабинетами. Большинство процедур проходит до обеда, когда человек бодрее, а его организм более восприимчив к лечению.

В небольшом спортзале врач-инструктор проводит занятие. Это, конечно, не фитнес и не шейпинг. Да и цель у лечебной физкультуры другая. Главное не упругость мышц и тонкость талий, а в том, чтобы помочь восстановить работу легких. К слову, здешние инструкторы ЛФК совместно с коллегами из Гомельского медицинского университета разработали курс гимнастики, предназначенный специально для тех, кто перенес COVID-19. Комплексы упражнений, записанные на видео, размещены на сайте больницы.

— Эффективность реабилитации зависит от степени тяжести болезни, текущего состояния пациента, его образа жизни и отношения к собственному здоровью, — констатирует старшая медсестра отделения Ольга Клепик. — И прежде всего тех усилий, которые сам человек прилагает для своего выздоровления. Ничего сверхъ­естественного не требуется, лишь строго выполнять указания врача и соблюдать режим.

На случай внезапного ухудшения и падения сатурации имеются кислородные концентраторы. Такое иногда случается, когда человек начинает давать нагрузки, с которыми его легкие еще не справляются. Вспомогательную, но немаловажную роль играет климатотерапия. По-простому — прогулки на свежем воздухе. Благо в курортной зоне с этим проблем нет.

Пациенты временно перепрофилированной Гомельской областной детской клинической больницы медицинской реабилитации во время занятий по лечебной физкультуре.

Температура росла до 39,9 °С

Пациент Анатолий соглашается поделиться своей историей, но просит его не фотографировать и не указывать фамилию. А местом жительства называет «один из районов Гомельской области». Дело в том, что пожилая мама, живущая в другом регионе, не в курсе болезни сына: у родительницы проблемы с сердцем и Анатолий не хочет ее волновать. Кстати, сам он — сотрудник санэпидемслужбы:

— По работе посещал различные объекты, в том числе красную зону в больнице. Носил маску, перчатки, обрабатывал руки дезинфицирующими веществами. Однако при таких масштабах абсолютной гарантии это дать не может.

Проблемы у Анатолия начались с температуры, поднявшейся до 38 °С. В поликлинике диагностировали бронхит и назначили лечение. Первые три дня наблюдалась положительная динамика. Но затем температура вновь стала расти, достигнув на пике опасной отметки в 39,9 °С. Понадобилась срочная госпитализация и восстановление сатурации с помощью кислорода. Только так удалось избежать реанимации.

Клиническая картина улучшилась лишь через две недели. Анатолия направили на реабилитацию:

— В первые дни я даже на второй этаж поднимался с тремя остановками для отдыха. Сейчас уже могу пройти с ускорением несколько километров. Как медик я всегда знал, что реабилитация — это серьезный этап, способствующий быстрому восстановлению. Но теперь еще убедился в этом лично.

На здоровье не экономят

Для государства медицинская реабилитация обходится недешево. Затраты на одного пациента составляют около 70 рублей в сутки. Не считая оплаты больничных листов тем, кто трудится. Однако когда речь идет о здоровье граждан, деньги не главное.

Пандемия коронавируса ­стала серь­езным испытанием для всей страны. А для системы здравоохранения — еще и проверкой на прочность, которая пока не завершилась. Однако то, что отечественной медицине удалось избежать коллапса, не вызывает сомнений.

В кабинете физиотерапевтических процедур.

Оптимальный алгоритм оказания помощи врачи отработали еще в первую волну эпидемии. Сегодня значительная часть больных лечится на дому. Такой подход позволяет сохранить резерв для оказания помощи тем, кому действительно не обойтись без госпитализации.

Хорошо и то, что люди стали менее подвержены панике. Однако восприятие коронавируса как обыденности влечет некоторую расслабленность. Под ее влиянием многие по-прежнему игнорируют элементарные меры безо­пасности.

Кстати, ни одного человека без маски в больнице мы не увидели. Медикам объяснять такую необходимость не требовалось с самого начала. А из пациентов если кто-то и сомневался, то уже наверняка изменил мнение. Случись это раньше, возможно, многие имели шанс избежать болезни. Выводы из этой аксиомы делайте сами.

prolesk@sb.by

Фото Татьяны КАВЕРИНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter