Легко писать — тяжелое дело

Так любил повторять великий русский историк Василий Ключевский

Так любил повторять великий русский историк Василий Ключевский


СОБЫТИЯ тысячелетней давности до сих пор волнуют историков, археологов, библиографов, подпитывая их творческие поиски. Так, Житие святой Евфросинии Полоцкой, рожденной в 1104 году, изучали многие исследователи, среди них русский историк, автор многочисленных трудов, замечательный лектор Василий Осипович Ключевский, 170–летие со дня рождения которого мы отмечаем в эти январские дни. А ушел он из жизни сто лет назад.


В сочинениях Василия Ключевского можно найти немало ссылок на Беларусь, в его лекциях неоднократно упоминаются такие города, как Полоцк, Туров, Минск, Друцк, другие местности и веси средневековой Белой Руси. В его лекции под номером двенадцать, например, читаем о событиях на Руси, датируемых XI–XII веками: «При сыновьях и внуках Ярослава владельческая очередь простиралась на всю Русскую землю. В дальнейших поколениях Ярославова рода, когда он распался на отдельные ветви, каждая ветвь заводила свою местную очередь в той части Русской земли, где они утверждались. Эти части земли, как их называет летопись XII века, почти все были те же самые городовые области, которые образовались вокруг древних торговых городов еще до призвания князей: Киевская, Переяславская, Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Новгородская, Ростовская...»


Подход Ключевского к историческому процессу всегда отличался глубиной и основательностью. В классификации Жития Евфросинии Полоцкой он отмечает: первоначальный текст жития, изобилующий многочисленными историческими реалиями, был создан в домонгольский период. Однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное влияние так называемого стиля «сплетения словес», получившего известность в русской литературе не ранее рубежа XIV–XV веков. С уверенностью, считает ученый, можно сказать о редактировании текста, рассказывающего о полоцкой игуменье, святой, чей жизненный путь оборвался в Иерусалиме.


Василий Ключевский слыл также знатоком крепостного права, монастырской колонизации Русского Севера, сословий, историографии, финансов.


Он стал профессором Московского университета и одновременно лектором духовной семинарии в Сергиевом Посаде (в юности Ключевский учился в духовном училище). Его защита докторской диссертации «Боярская дума Древней Руси» в присутствии московского чиновничьего начальства была признана блестящей.


Корреспондент газеты «Голос» писал о защите диссертации как об «истинном событии». «Впечатление, — говорилось в заметке, — произведенное диспутом г–на Ключевского, было близко к восторженному энтузиазму. Знание предмета, меткость ответов, исполненный достоинства тон возражений — все это свидетельствовало, что мы имеем дело не с восходящим, а уже взошедшим светилом русской науки».


Изучая зарождение и становление древней Руси, Василий Ключевский уделял первостепенное внимание образованию централизованного Русского государства. Его интересовало, как расселялись славяне на территории Восточной Европы, как формировался их язык, был ли он первоначально единым, а уже потом распался на диалекты в процессе формирования княжеств? Любопытен тезис В. Ключевского о влиянии природы на историю. Если еще один маститый отечественный историк Сергей Соловьев считал, что природа влияет на ход событий, то Василий Ключевский такую взаимосвязь рассматривал прежде всего в ракурсе борьбы трудовой деятельности человека с природой. Иначе говоря, Василий Осипович важную роль в мире, в развитии цивилизации отводил экономическим и социальным явлениям.


Особо отметим: многочисленные труды В. Ключевского, объединенные в девятитомный Курс лекций, читаются легко, они афористичны, доступны даже неспециалисту. Сам историк любил повторять: «Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжело дело».


Иван Александров


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter