Легко ли учителю жить на селе?

Директор школы Лилия ГОЛУБЦОВА не понимает людей, которые жалуются на трудности и списывают на них свои неудачи. Если ты не лентяй, человек с головой и умелыми руками, где бы ты ни жил – в городе или деревне, никакие временные экономические трудности не страшны, считает опытный педагог.

Плюсы и минусы
— Но что мы видим сегодня? На всех телеканалах только и разговоров, что о кризисе и проблемах. Настроение портится. Зачем же так драматизировать? — ставит вопрос директор Черноручского УПК “Детсад — средняя общеобразовательная школа” Шкловского района. — Жизнь  идет своим чередом. И учителя на селе не выживают, а живут нормально. У нас достойная зарплата. К тому же каждый сельский педагог получает 20-процентную надбавку. Да и нагрузка несколько выше, чем у учителя в городе, значит, есть возможность заработать еще больше. И свое подсобное хозяйство — хорошее подспорье для семейного бюджета.
Лилия Николаевна и ее муж Владимир Владимирович — учителя. 28 лет “стоят у доски”, поэтому все плюсы и минусы жизни сельских педагогов знают наперечет. Сами когда-то приехали сюда по распределению. И завертелась жизнь! Как пролетело столько лет, даже заметить не успели.
Сегодня у четы Голубцовых добротный дом, большое подсобное  хозяйство. Поскольку Лилия Николаевна математик, она быстро раскладывает семейную экономику на главные составляющие.
— Мы держим корову, двух поросят, кур. Есть огород 70 соток.  35 из них отвели под картофель, 15 — зерновые, остальные засеяны травой, — рассказывает. — На небольшом огородике выращиваем овощи, в саду яблоки и груши, ягоды. У нас все свое. Огурцы, помидоры, капусту, картофель, свеклу, морковь, горох и фасоль — ничего покупать не приходится. Осенью только  успевай закатывать урожай в банки. Чтобы сохранить его, построили три погреба. Но и магазин не обходим стороной. Покупаем хлеб, муку, сахар, рыбу, молочные продукты, когда нет своего молока. Уже два года в Черноручье завозят все, чего душа пожелает — и мясные продукты, и фрукты. Было бы за что покупать. Но я никогда не беру здесь колбасу, рыбные консервы — все стараюсь готовить сама. Так и вкуснее и здоровее получается.
Конечно, сказать, что у сельских учителей денег куры не клюют, значит  слукавить. Но и этой зарплаты хватает, говорит Лилия Николаевна, если расходовать ее с умом.
— Труднее тем учителям, которые живут в городе, а работают на селе, — поясняет директор. —  Проезд до места работы педагогам теперь не оплачивается. А ежедневные поездки быстро “съедают” всю учительскую надбавку.
Есть ли поддержка сельским учителям от местной власти? По-прежнему ли обеспечивают уважаемых на селе специалистов дровами и торфом? — интересуюсь у педагога.
— А зачем нам это? — вопросом на вопрос отвечает педагог со стажем. — Льготы давно отменили и сделали правильно. Ведь рядом с нами живет немало людей, у которых зарплата значительно ниже, но они же управляются сами! У сельских учителей нет проблем ни с приобретением дров, ни с обработкой участка, ни с заготовкой сена. Отказа ни в чем не знаем. Жить можно. Главное, вовремя подать заявку. А там каждый будет решать, какие именно дрова ему нужны: захочешь — привезут колотые, а могут и просто бревна. Мы с супругом вносим плату и заготавливаем дрова сами. Думаете, денег жалко? Для нас это лучший отдых! В лесу легко дышится, красота кругом. И даже если есть проблемы, здесь они отступают.
Экономика на пальцах
Как-то все гладко у вас получается, Лилия Николаевна, честно замечаю директору школы. Неужели учителя так и не ощутили, что в стране изменились экономические условия?
— Ощутили, конечно, — соглашается директор. —  Некоторые брали в банке кредиты: кто-то на ремонт дома, кто-то на большую покупку, свадьбу или другое. А сейчас возвращать деньги стало труднее. Жизнь-то подорожала. Мы с мужем тоже воспользовались кредитом на приобретение автомобиля. Но, к счастью, успели рассчитаться. А когда дочь замуж выдавали, получили отпускные, поэтому обошлись своими средствами.
На одном из совещаний председатель Шкловского райисполкома призвал всех экономить не только в большом, но в первую очередь — в малом. Казалось бы, ну сказал и сказал. Послушали люди и разошлись. Но Голубцова задумалась: с чего начать экономию в своем доме? И, поразмыслив, пришла к выводу, что за электричество ее семья вполне сможет платить меньше. Лилия Николаевна решила экономить... на подогреве воды. Вместо того чтобы греть ее в электрочайнике, ставит теперь воду в печь. Разницы никакой, а экономия очевидная. Каждый день ведь приходится подогревать для мытья посуды 4 литра воды. В неделю получается 28 литров, а это без малого 3 больших ведра. Казалось бы, мелочь, а за электроэнергию Голубцовы платят теперь меньше.
Хорошая прибавка!
Чтобы жить не тужить, учительская семья крутится как белка в колесе, ей удается произвести на своем подворье столько овощей и молока, что  остаются излишки. Потому и начали Голубцовы сдавать молоко государству. В прошлом году удалось сдать больше двух тонн — а это не менее 300—400 литров в месяц. Семейный бюджет ежемесячно прирастал 200 тысячами рублей. И в нынешнем каждый день ждут молокосборщика. Недавно продали свыше 2 тонн картошки по 650 рублей за килограмм. Это тоже заметно укрепило финансовое положение. А поскольку урожай убирали всей семьей, вырученные деньги решили поделить между всеми членами семьи. Таким было поощрение двум взрослым дочерям Голубцовых.
Впрочем, заработанные деньги накопить не всегда удается. Учитель на селе — фигура заметная и уважаемая. Он словно под увеличительным стеклом из-за повышенного внимания окружающих к его персоне. Поэтому всегда нужно быть в форме. Даже несмотря на то что жизнь дорожает. Дети всегда замечают, в каком наряде пришел на урок педагог, поэтому одежда — существенная статья расходов в каждой учительской семье.
— Это святое, — говорит Лилия Николаевна. — Три раза в год  покупаю себе обновки. Обычно готовлю наряд к последнему звонку в школе, 1 сентября и обязательно к Новому году. К тому же дома у нас традиция — встречать этот семейный праздник в новой одежде.
Не только работа
Лилия Николаевна рисует картину жизни сельского учителя и с горечью замечает, что молодые люди все реже остаются на земле. Работают здесь в основном механизаторы. А учителя в большинстве своем — женщины.  И хотя некоторые из них вышли замуж и живут счастливо, есть немало педагогов, которые так и не нашли свою половинку.
— Не хочу сказать ничего плохого, но часто наши женихи и невесты — очень разные по взглядам и интересам люди, — говорит директор школы. — К нам в Черноручье приехали две выпускницы педуниверситета — прекрасные учительницы! Одна из них уже вышла, к счастью, замуж, другую скоро переведут на работу в город. И я не стану возражать, поскольку для каждой женщины в первую очередь важна семья и только потом работа.
Как-то на собрании, где обсуждались вопросы создания агрогородка, директор школы подняла проблему молодых специалистов, увязав ее с обеспечением жильем. То, что у нас строят дома, — это очень хорошо, сказала Лилия Голубцова, минус в том, что жилье отапливается автономно. Представьте, отработает учитель в школе, вернется домой, а там холодно. Вот если бы новостройки отапливались, как в городе, жизнь была бы проще и привлекательнее для молодых. Директор припомнила еще один случай: “Как-то я поздравила специалиста с будущим новосельем. И была несколько расстроена, когда услышала, мол, зачем мне это жилье? Меня в любую минуту могут вызвать на работу, сказал молодой человек, а вернусь домой, там холодина”.
— 28 лет назад мы с мужем приехали в Черноручье, — вспоминает женщина. — Для нас никогда не было проблемой отопить дом, наносить воды. Но сейчас другое время и другая молодежь. И с этим нужно считаться. Молодым к тому же хочется всюду бывать: в театре, в кино. Знаете, что в деревне плохо? Иногда мы бываем оторваны от праздников, которые проводятся в городе, — признает директор школы. — На Новый год в Шклове все идут к городской елке, общаются, встречаются, а сельчане, у которых нет машин, этого лишены. И это еще один минус. Но я стараюсь, чтобы наши педагоги чаще бывали на спектаклях в областном театре, на концертах, даже в ресторане на праздники. Учитель ведь должен не только заботой о работе и хлебе насущном жить. Ему необходимо постоянно подпитываться новыми знаниями и впечатлениями. Тогда и жизнь будет интересной и достойной. Но это при одном условии — работать придется много.

Экономные рецепты от Лилии ГОЛУБЦОВОЙ

Копченая скумбрия
Дома можно приготовить копченую скумбрию, которая будет лучше покупной, а стоить в 1,5 раза дешевле.
Приобретаем три свежие рыбины, удаляем головы и внутренности, обрезаем плавники по бокам. Хвост оставляем.
Затем делаем рассол: на 1 л воды берем 6 столовых ложек соли, 2 — сахара, горсть луковой шелухи. Все смешиваем и ставим кастрюлю на огонь. Кипятим не более 10 минут.
Даем остыть.
Обрезаем сверху 1,5—2-литровую бутылку от минеральной воды. Отверстие должно быть таким, чтобы проскользнула рыба хвостом вверх. Закладываем туда все три скумбрии. В рассол добавляем 100 г “жидкого дыма” и заливаем в бутылку. Ставим бутылку в холодное место на три дня. Можно в холодильник на дверцу. Достаете скумбрию. После того как она обсохнет, будет готова к употреблению.
Кстати, точно так же можно делать и копченое сало.

Фирменный сыр
Этим сыром всегда с удовольствием угощаются  все знакомые и друзья Лилии Голубцовой.
Итак, берем 3 л свежего молока. Кипятим его, а потом добавляем около 2 кг деревенского творога. Варим недолго. Когда содержимое кастрюли еще раз закипит, снимаем с огня. Кладем на дуршлаг марлю и процеживаем. Перекладываем полученную смесь в кастрюлю, добавляем 1—2 куриных яйца, 1 чайную ложку соды, 1 столовую ложку соли. Снова ставим кастрюлю на огонь. Как только увидите, что масса створожилась, выкладывайте ее на фольгу, закрутите и — под пресс.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter