Заметки провинциала

Легко ли правду-матку резать

Давновато в деревне не был, а вот на днях пришлось съездить. К хорошим знакомым дети погостить приехали — пригласили разделить радость. Соседи, как всегда, пришли. Разговорились... И в какой-то момент кряжистый, общительный мужик по ходу общей беседы в запальчивости почти вскрикивает:


— Вот я вам сейчас честно скажу...

Почти в тот же момент понял: придется писать о вещах не очень приятных. Но потому лишь только, чтобы и себя, и всех нас видеть лучшими.

Ну вот почему он изрек именно эту фразу? Что ж ты, дяденька, до сих пор изрекал? Лапшу на уши вешал?

Поневоле вспомнился посыл одного из зарубежных социологов. Мол, любой из нас с незначительной поправкой на характер и воспитание врет за день около двадцати—тридцати раз! Для чего? Чтобы, оказывается, не обострить отношения с людьми, не повредить карьере.

Оставим на совести ученого метод подсчетов, но итог грустный даже при меньшей итоговой утере. Выходит так, что подвирание — один из способов выживания? А раз так, то по прямой логике хуже всего тем, у кого трудности с таким «жанром».

Как-то слышу с телеэкрана в интервью с киноактрисой Лужиной объяснение некоторых своих неудач:

— К сожалению, так и не научилась обманывать.

Транслировала мысль по-актерски убедительно, интонационно безупречно, душевно искренне. Иначе почему ж для освежения памяти не поленился найти тот пушкинский томик, где одним из героев сказано: «К несчастью, не имел и тени лицемерия».

Это что ж получается? Заранее в проигрыше правдивый? Более беззащитен, уязвим... Даже в одной из русских сказок («Морозко», по-моему) нелегко было псу, лающему правду. В итоге о правдивости приходится сожалеть.

И все же в отношении суетного, мелкого, ситуационного вранья не спешил бы с окончательными выводами. Ученый на то и ученый, чтобы выдвигать концепции, а нам просто жить. Хотелось бы по правде, совести, нравственным ориентирам...

С нашей общей точки зрения, барон Мюнхгаузен слывет за отъявленного лгуна. Напрасно... Все изрекаемое симпатичным господином не столько ложь, сколько забавная литература в стиле фэнтези. Откровенная «дурилка» начинается там, где за специально подтасованной интонацией явно маячит личная выгода.

Да, в подвирании в плане личных интересов больше пользы, чем от правды. Упертые правдоискатели лучше других знают: искал справедливость — нашел неприятность. И только обман с минимальными прагматичными потерями для себя лавирует среди жизненных мизансцен. Ведь лгуны нередко чрезвычайно правдоподобны.

Так неужели все так безнадежно? Согласен, не всегда легко и целесообразно резать правду-матку. Но при этом к прямой лжи никто не склоняет. Коль знаю, что не соврал, то для душевного равновесия повод вполне достаточный.

Очень уж неприятно, когда развратник говорит о чистоте отношений к женщине. Вор — о неприкосновенности чужого имущества. Необязательный — о важности быть точным, последовательным в своих обещаниях и действиях.

Когда музыкальный инструмент фальшивит, какая разница — труба это или скрипка, барабан или флейта. Так и с человеком — ложь одинаково противна и\з уст любого. Хоть бы уже самим себе не врали. Для человека, долго живущего во лжи, правда однажды может оказаться серьезной контузией.

Уже и захочешь стать честнее, а не сможешь. Или с очень и очень большими трудностями. Заигрался... Нельзя же долго и безнаказанно быть амфибиями нравственности. Существовать попеременно в двух взаимоисключающих сферах. И во лжи пополоскаться, и в правде поплавать.

Вранье мало того что безнравственно, так по сути своей еще и эгоистично. Соврав, ты подвел другого. Попытался манипулировать его сознанием. Распорядился чужим временем. Переориентировал начальные усилия в ложном направлении. В такие моменты поневоле думаешь: почему бы всем нам не пребывать в продуктивном партнерстве, имя которому — мораль.

...Наверняка тот, кто громко заявил о «честности» предстоящего высказывания, был искренен. И то, чем я озаботился, не придирка, а невольно спровоцированный повод еще раз задуматься о важных вещах.

Ведь что касается деревенской жизни, там-то как раз все и определеннее, и честнее. Все рядом ведь и на виду. Слова и понятия чаще всего употребляются по своему прямому назначению. Рыжего блондином едва ли назовут. Фраза типа «обошлась посредством носового платка» тем более не в ходу. От иных рискованных параллелей вообще воздержусь.

Чего уж там реагировать на изящество фразы. Куда как привлекательнее смысл и степень правды, искренности в ней.

Да и вообще нельзя без веры в потенциальные возможности стать лучше, открытее, прямее... Максимально приблизиться к соответствию библейским заповедям.

Трудно? Да.

Напряженно? Еще бы...

Но необходимо!

г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter