Легко ли быть Примадонной

Глядя на народную артистку Беларуси Наталию Гайда, блистающую на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, невозможно угадать ее возраст.

Глядя на народную артистку Беларуси Наталию Гайда, блистающую на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, невозможно угадать ее возраст. Позитивная, улыбающаяся, молодая... А между тем два дня назад, 1 мая, звезда оперетты принимала поздравления с юбилеем — ей исполнилось 75! Знаменательная дата совпала с 55-летием ее творческой деятельности. На сцене музыкального театра она работает с 1970 года. Что помогает ей всегда оставаться в великолепной форме? Все ли роли даются легко? О чем мечтает сегодня? Это далеко не все вопросы, которые подготовила корреспондент “НГ” перед встречей с Примадонной.

— Наталия Викторовна, насколько мне известно, вначале вы планировали связать свою жизнь с юриспруденцией и даже окончили Свердловский юридический институт. Но желание реализовать творческие возможности привело вас в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского. Никогда не жалели о том, что стали артисткой?

— Я не сразу поступила в консерваторию: два года подряд безуспешно ездила в Москву. Решила, что таланта у меня нет и надо учиться чему-то другому. Поступила в Свердловский юридический институт. Но мне все равно хотелось заниматься музыкой. И после третьего курса института я решила попытать удачи в Уральской консерватории, которая находилась в моем родном Свердловске. Когда-то в этой консерватории училась моя мама, и я подумала, что здесь мне точно должно повезти. Так и случилось. Бросать институт было жалко, поэтому училась и в нем, и в консерватории. После окончания Свердловского юридического института пошла работать юрисконсультом, но педагог из консерватории сказала, что если я хочу серьезно заниматься музыкой, мне нужно все бросать. Я все бросила, и на четвертом курсе была приглашена в Свердловский оперный театр.

— Если бы предложили переписать кое-какие страницы из книги жизни, что бы вы исправили?

— В жизни и судьбе я ничего не меняла бы. Пожалуй, я только хотела бы быть немножко другой. По прошествии лет понимаешь, чего тебе не хватало в молодости. Мне не хватало смелости и настойчивости. Когда живешь с родителями, ощущаешь себя домашним цветком, а когда вступаешь в самостоятельную жизнь, сталкиваешься со сложностями. Мне не хватало уверенности и сил сказать: “Я хочу и я могу”. Они появились позже, когда я уже отработала несколько лет в Свердловском оперном театре и приехала петь в белорусской опере. Тогда в Минске создавали Государственный театр музыкальной комедии, и я уже могла точно сказать, что хочу работать именно в этом театре, что именно оперетта — мой жанр. Если в Свердловске я под напором и мужа, с которым мы вместе работали в оперном театре, и педагога не перешла в оперетту, то здесь я уже проявила силу воли, характер и сказала: все, приду и никуда уже отсюда не уйду. Так и получилось. В театре я с 1970 года.

— Неужели так просто вживаться в сценические образы? Были ли роли, которые вынашивались месяцами?

— Есть роли предсказуемые, которые ты хорошо понимаешь. Например, моя современница в советской музыкальной комедии. Но если я, положим, в свои 35 лет играю 17-летнюю (а такое было в моей карьере), то это непросто. Зритель может поверить тебе лишь в том случае, когда ты сохранил в себе ощущение этой девочки, когда ты чувствуешь себя молодым. А я и сейчас, признаться, не ощущаю себя в своем возрасте. Не на 17 лет, конечно. Все-таки мудрость уже появилась кое-какая. Тем не менее моложе своих лет.

— Каким зрители увидят в вашем юбилейном году творческий проект “Наталия Гайда приглашает...”? Изюминкой прошлого года стало большое количество приглашенных гостей. А на этот раз?

— В этом году проект пришлось перенести в связи с чемпионатом мира по хоккею. Надеемся, все удастся организовать ближе к октябрю. Зритель откроет для себя еще больше артистов из разных стран — и молодых, и очень опытных.

— Как вам кажется, от выбранной вами профессии ваша семья страдала или, наоборот, в чем-то выигрывала?

— Мой муж тоже ведь был артистом. Всю жизнь проработал в Большом театре. С его стороны я не чувствовала какого-то непонимания. Но оттого, что родители по вечерам постоянно пропадали на работе, страдала наша дочка. Однажды она сказала: “Мама, роди мне сестричку, или братика, или... собачку”. Помню, я вышла в другую комнату и заплакала. Тут ведь и на одного ребенка не хватало времени. Но никогда в жизни у дочки не было каких-то дополнительных расстройств из-за того, что родители актеры. Она выросла самостоятельным ребенком. И недостаток внимания, по нашему с мужем мнению, на ее характере никак не сказался. Ребенок формируется под влиянием личного примера, отношений в семье. А она видела, что мы с отцом работаем, стараемся, что мы никакие не тунеядцы и мы любим друг друга и ее.

— Но дочка по “музыкальным стопам” родителей не пошла?

— Бог не дал ей такого голоса. Но она окончила музыкальную школу. Мне казалось, что ребенок в ее время должен знать иностранный язык и быть музыкально подготовленным. Поэтому я старалась дать ей эти знания. Потом окончила музыкальный педагогический институт, преподавала, дополнительно получила образование по культурологии.

— Наталия Викторовна, как вам удается постоянно быть в прекрасной форме — и творческой, и физической? У вас есть какой-то помощник или, может, вы владеете какими-то секретами молодости?

— Ой, что вы! Как-то мне сказали: “Вы же актриса, надо за лицом следить, в косметические кабинеты ходить”. Один раз я сходила. Это был один-единственный раз. “Наталия Викторовна, — рассказывали мне, — это так прекрасно. Лежишь, расслабляешься, тебе делают маску, ты так успокаиваешься”. А я лежала и думала: “Когда это уже закончится?” Это не для меня. Единственное, что делаю, — протираю утром лицо кусочком льда, накладываю увлажняющий крем, крашу глаза — и в путь. На ночь не люблю ничего наносить. Мне кажется, кожа ночью должна отдыхать. В общем, я против всех этих указаний. А потом, знаете, Плисецкую как-то спросили, как ей удается себя сохранять. Она сказала: “Не знаю. Просто так получается. Вот вам подарили, скажем, пять роз. Вы поставили их в вазочку. Смотрите — через день две из них завяли, а три стоят пять дней, неделю. Почему? Одинаковые розы, среда, баночка... Так и люди: просто природа дает кому-то больше”.

— Вы всегда были довольны своей внешностью?

— Я всю жизнь сокрушалась, что у меня курносый нос. Надо мной все смеялись: “На сцену с таким курносым носом!” Я страшно переживала. А потом мама сказала: “Перестань, из твоего носа на сцене можно любой сделать. А потом, в жизни курносые всегда моложе выглядят”. Так что я себя этим успокоила. Шутки шутками, но, конечно, всегда хочется хорошо выглядеть. Я считаю, если душа у тебя не заскорузлая и тебе хочется и жить, и общаться, и нравиться, то ты вольно или невольно будешь за собой следить и хорошо выглядеть.

— Есть ли какая-то роль, про которую вы могли бы сказать: “В этой героине я узнаю саму себя”?

— Любая роль — это все равно я. Что бы ни происходило с героинями на сцене, в какие ситуации они ни попадали бы, все равно я иду от себя, но подчиняясь тем обстоятельствам, событиям, взаимоотношениям, которые происходят непосредственно в этом спектакле, в этой музыке. Но все равно это моя суть. Мы ведь и в жизни, даже если мы не актеры, действуем очень по-разному. Недаром человек говорит: “Не знаю, на что я еще способен”. Все зависит от ситуации. Конечно, каждый в силу своих внутренних качеств поступает так или иначе. В ситуации актерской “как поступать” задано сюжетом пьесы, музыкой и так далее. Но чтобы зритель воспринял все это как правду, я должна прежде всего поверить самой себе.

— А чем вы подпитываете свою душу, чтобы она была живой? Только ли работой?

— У меня нет каких-то особых увлечений. Основной источник вдохновения — работа и семья. Главное — радоваться жизни и общению. Никогда не должно пропадать желание нравиться, любить, увлекаться. До конца жизни нужно чем-то или кем-то увлекаться, тогда ты будешь чувствовать себя живым и порхающим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter