“Легких” наркотиков не бывает

Проблема с распространением наркотиков в последнее время озвучивается на всех уровнях. Принимая недавно с докладом председателя Государственного комитета судебных экспертиз Андрея Шведа, Президент потребовал принять самые жесткие меры в борьбе с наркоманией.

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”

Проблема с распространением наркотиков в последнее время озвучивается на всех уровнях. Принимая недавно с докладом председателя Государственного комитета судебных экспертиз Андрея Шведа, Президент потребовал принять самые жесткие меры в борьбе с наркоманией. Задуматься есть о чем: начиная с 2009 года в молодежной среде отмечается рост потребления так называемых синтетических наркотиков в виде курительных смесей, галюциногенных “марок” и так далее. Формулы психотропов синтезируются в лабораториях на территории различных азиатских государств, а реагенты доставляются в нашу страну через границу с Российской Федерацией. Проблема также заключается в том, что отдельные формулы являются новыми, неизвестны национальному законодательству и соответственно не содержатся в специализированном Перечне наркотических веществ Министерства здравоохранения. Такая ситуация приводит к так называемому легальному обороту, когда недобросовестные дельцы, пользуясь юридическими коллизиями, организуют наркобизнес и при этом уклоняются от ответственности.

Задачи Госкомитета судебных экспертиз в этой ситуации заключаются в сокращении сроков и совершенствовании качества криминалистических исследований, изучении зарубежных прецедентов и работе на опережение в вопросах отнесения веществ к категории наркотических. Дело в том, что сегодня  существуют определенные бюрократические процедуры, заключающиеся в наличии правоотношений между МВД, изымающим наркотическое вещество, ГКСЭ, проводящим соответствующую экспертизу, и Минздравом, принимающим решение о пополнении Перечня новой формулой. Адекватным разрешением подобной ситуации видится создание коллегиального ответственного органа — антинаркотической комиссии, включающей представителей трех вышеперечисленных ведомств и оперативно принимающей решение об отнесении вещества к категории запрещенных после получения результатов экспертизы, то есть в течение 24 часов с момента изъятия. Другим важным моментом является серьезное ужесточение ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. За ввоз в нашу страну наркотиков, изготовление их в условиях лабораторий, а равно организацию сбыта несовершеннолетним МВД предлагает ввести наказание от 8 до 12 лет лишения свободы.

Такие серьезные санкции вполне оправданны не только внутрибелорусской ситуацией, но и сложившейся международной обстановкой, так как являют собой меры превентивного реагирования на предстоящие вызовы и угрозы. С учетом рекордного роста производства афганского героина в ходе “антитеррористической операции НАТО”, а также планов американцев и их союзников в течение этого года вывести войска из Афганистана прогнозируется дальнейшая экспансия наркотического сырья на территорию России и расширение географии потребления. Таким образом, Беларусь обязана не только заблаговременно обезопасить себя от подобных эксцессов, но и указать на правильные практики противодействия наркотизации партнерам по военно-политическому блоку ОДКБ.

Немаловажным для понимания остроты ситуации является негативный пример Европейского союза, где отдельные государства пошли по либеральному пути декриминализации так называемых “легких” наркотиков, что привело к утверждению их легального статуса в линейке товаров и соответственно взрыву наркопотребления по причине правового бессилия полицейских структур. Вследствие разности подходов стран — членов ЕС к вопросам антинаркотической политики сформировалась ситуация фактически свободного перемещения наркотиков и их прекурсоров по территории Евросоюза. Значительное развитие получила уличная торговля, социальной базой которой являются выходцы из арабского и африканского миров. Распространяются не только растительные, но и синтетические психотропы, а также инъекционные наркотики опийной группы. Печальным следствием подобной капитуляции перед наркотизацией стал тот факт, что в государствах ЕС около пяти процентов всех случаев смерти лиц в возрасте 15—39 лет связано с употреблением наркотических средств.

Проблема распространения “спайсов” в наибольшей мере характерна для наших ближайших соседей — прибалтийских государств. Например, в Латвии “курительные смеси” реализуются индивидуальными предпринимателями в системе розничной торговли. Причем латвийский Сейм только в начале апреля нынешнего года утвердил поправки к национальному уголовному кодексу, предусматривающие ответственность за торговлю “легальными наркотиками” сроком до двух лет. До этого момента латвийское законодательство, как и нормативно-правовая база большинства государств ЕС, не предусматривало уголовной ответственности за продажу “курительных смесей”, вызывающих наркотический эффект.

Таким образом, Беларусь, практически ликвидировавшая конспиративный рынок наркотиков (героин, метадон и прочие), а после принятия Декрета Президента “О некоторых мерах государственного регулирования оборота семян мака” упразднившая и возможности для оборота опиатов, может служить примером эффективной борьбы с распространением наркотических веществ для всего региона. Последним позитивным штрихом такого рода должны стать законодательные коррекции, исключающие предпосылки для реализации синтетических наркотиков. Подобные изменения полностью соответствуют высоким целям воспитания здорового молодого поколения, которые ставит перед собой белорусское общество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter