Насколько «закупки по импорту» помогли российскому футболу
«6+5». Если кто-то подумал, что так называется новый фильм про любовь на Черноморском побережье, он ошибся. Это – про футбол.
Халк – это зрелище! Публика! Касса! К сожалению, далеко не каждый из 143 легионеров, играющих в РФПЛ, – это Халк. Фото: ТАСС
Формула вновь утвержденного лимита на легионеров. Комбинация цифр расшифровывается просто: не более шести иностранцев, но не менее пяти россиян могут одновременно находиться на поле в составе каждой команды в матчах стартовавшего чемпионата РФПЛ. До этого действовала формула «7+4». Ужесточить ее заставили неутешительные результаты сборной команды России, которая все чаще стала ощущать острый кадровый голод, отрицательно влияющий на игру главной команды страны.
Судя по последним матчам сборной, решение половинчатое, компромиссное. Но даже и такой, щадящий вариант лимита пробивался с большим трудом. Итальянцы в свое время поступили жестче – они ввели полный запрет на импорт иностранных игроков в свое национальное первенство, а через четыре года сборная Италии выиграла мировой чемпионат.
Легионеры – это зло или благо? Ясности нет до сих пор. Дело, вероятно, в их количестве и качестве. Француз Вальбуэна или бразилец Халк – это здорово! Зрелище, публика, касса… Проблемы начинаются тогда, когда в открытую из лучших побуждений дверь вдруг начинает валом валить серая футбольная масса.
Между тем владельцы клубов, делающие ставку на футбольный импорт, неизменно попадают в коварную ловушку. Речь о зарплатах игроков. Иностранцев, даже среднего уровня, на обычные для Европы гонорары к нам сюда не заманишь. Они просто не поедут. Приходится умасливать контрактную коврижку. Дальше следует эффект цепной реакции. Чтобы не провоцировать российских футболистов, играющих в его клубе, на тихий или громкий саботаж, владелец клуба вынужден был поднимать зарплату им тоже. Как результат – бюджеты клубов росли в геометрической прогрессии. Кто-то метко назвал этот процесс гонкой бюджетов. Выдержать ее и не споткнуться удалось лишь считанным командам – тем, кто гонку эту, собственно, и начинал. Кто не выдержал, тот вылетел в трубу. Другие – скрипят-кряхтят, но держатся пока. Точнее сказать – существуют в состоянии перманентного кризиса, когда игрокам, в том числе и заезжим, месяцами не выплачивают зарплату и премиальные.
Еще хуже другое. Наплыв легионеров уже больше не освежает российский футбол, как это было на первых порах, скорее, наоборот, – превращает его в некое заболоченное пространство. Жизнь есть постоянное движение. Круговорот, который можно наблюдать во всех ведущих европейских чемпионатах: иностранцы приезжают, свои игроки уезжают. Приезжают – уезжают. В Россию только приезжают. Уезжают в основном опять же иностранцы. Свои же – вот они все – пригрелись, как на печке, в дорогу не торопятся. Становиться легионерами даже ведущие российские игроки давно не стремятся – смысл? У многих и здесь все хорошо, в Европе все равно заплатят меньше, чем дома.
А легионеры все едут и едут.Они шлагбаумом ложатся на пути молодых российских игроков, выдавливая тех в низшие дивизионы. Простой пример – в 2006 году юношеская сборная под руководством Игоря Колыванова выиграла чемпионат Европы. Звездочкам, вспыхнувшим тогда, предсказывали блестящее будущее. Не сбылись предсказания. Более или менее сложилась карьера только у Александра Прудникова, который играет сейчас за пермский «Амкар». Другим ребятам повезло меньше. Кто-то вообще пылит в любительской лиге, в самом низшем российском дивизионе. А кто-то – вовсе закончил досрочно с футболом. Причина все та же – засилье посредственных легионеров, стена, преодолеть которую ребятам так и не удалось. Переход из юношеского футбола во взрослый – процесс непростой. Тут главное – терпение и время. Но клубам некогда ждать, время – деньги, результат нужен здесь и сейчас. А легионеры, пусть и средненькие, зато готовые, с ними не надо возиться, доводить до необходимых кондиций.
Российская футбольная молодежь сегодня на подъеме. Семнадцатилетние мальчишки недавно взяли европейскую бронзу, девятнадцатилетние – серебро. Игроки в обеих командах есть очень перспективные. Гадать об их будущем, однако, не хочется, опасаясь легионерского сглаза.
Как раз о будущем хорошо сказал недавно Андрей Аршавин. Его спросили, не мечтает ли он выступить на чемпионате мира 2018 года? «Надеюсь, что к тому времени в сборной обязательно появятся молодые, задорные ребята, лучше меня», – ответил Андрей. Мы тоже на это надеемся. Но чтобы молодым-задорным дорасти до сборной, им надо играть в основе своих клубов, а не протирать скамейку за спинами легионеров.
Борис ОРЕХОВ, obalobin@mail.ru
А как в Беларуси?
Идти своим путем
Вспомнилась недавняя беседа с Михаилом Вергеенко – известным белорусским футболистом, заслуженным тренером Беларуси, который несколько лет возглавлял национальную сборную. О легионерах он высказался недвусмысленно: «Опыт Англии и других стран говорит, что сильные легионеры в клубах тормозят рост своих игроков, не дают им сформироваться в настоящих лидеров. Поэтому, уверен, наша перспектива – это терпеть, но идти своим путем».
На этом простом тезисе и строится работа Белорусской федерации футбола. Кто-то может сказать, что это обусловлено нехваткой ресурсов у клубов. Но в белорусском футболе есть команды, у которых с финансами все в порядке. Просто федерация предпринимает конкретные шаги по ограничению количества легионеров в командах.
Чемпионат в Беларуси проходит по традиционной схеме «весна-осень». И с нового сезона во время игры на поле в команде не должно быть больше четырех (до этого – пяти) легионеров. Хотя в заявке их количество не ограничивается, за пятого и последующего легионера размер взноса, который платит клуб в фонд федерации на развитие детского футбола, увеличивается в пять раз.
Такая тактика федерации привела к тому, что за последние пять лет легионеров в белорусских клубах стало в два раза меньше: около полусотни. Есть клубы с одним-двумя иностранцами – «Минск», «Неман» (Гродно), а где-то и вовсе обходятся без них, как в «Гомеле», допустим.
Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by
Мнение
Александр АЛЕКСЕЙЧИКОВ: «Надо быть на голову выше других игроков…»
Известный футболист Александр Алексейчиков – из того золотого поколения, которое в 1982 году подняло минское «Динамо» на вершину чемпионата СССР. Сейчас он замгендиректора ФК «Минск», клуба, в составе которого больше половины игроков – воспитанники клубной ДЮСШ.
– Александр Геннадьевич, можно ли в современном футболе обойтись без легионеров?
– В любой стране приглашение легионеров обусловлено дефицитом своих игроков. Это не так просто – вырастить молодого футболиста. Мне доводилось на семинарах УЕФА общаться с менеджерами ведущих европейских клубов, и представитель дортмундской «Боруссии» озвучил такую цифру: за 10 лет академия этого известнейшего клуба в среднем воспитывает всего двух игроков, которые соответствуют нужному уровню. Подтверждение сложности реализации такой стратегии и сильнейший клуб Беларуси – БАТЭ, в составе которого сегодня играет только один воспитанник борисовского футбола.
– Думая о завтрашнем дне, футбольный клуб «Минск» изначально делает ставку на своих воспитанников...
– Пять лет назад председатель наблюдательного совета ФК «Минск» Александр Валентинович Керножицкий поставил перед нами такую задачу, и сегодня мы добились того, что большинство игроков основы команды «Минск», которая играет в Высшей лиге чемпионата Беларуси, воспитанники клуба. Главное, чтобы молодые люди понимали, что место в основном составе команды им гарантировано не потому, что они воспитанники клуба, а потому, что соответствуют нужному уровню.
– И все же, может и белорусский футбол обойтись без легионеров?
– Легионер должен быть на голову выше своих игроков и стабильно показывать классный футбол. Иначе приглашение не имеет никакого смысла.
– Кто сегодня из иностранных игроков, участвующих в чемпионате Беларуси, может претендовать на звание сильнейшего легионера?
– Все хвалят минского динамовца Фатоса Бечирая из Черногории – хорошо играет, много забивает. Мне импонирует серб Никола Лукич, который выступает в нашей команде. Думаю, у каждого эксперта свой ответ на этот вопрос, но подождем осени. Итоги сезона покажут.
Кошелек+
Зарплаты самых известных игроков-иностранцев (млн евро в год)
Это’о («Анжи») 20
Халк («Зенит») 7
Роберто Карлос («Анжи») 6,5
Кураньи («Динамо») 5,7
Гарай («Зенит») 5
Витцель («Зенит») 4
Дани («Зенит») 3,4
Вальбуэна («Динамо») 3,4
Тимощук («Зенит») 3
Сейду Думбия (ЦСКА) 2,4
Вагнер Лав (ЦСКА) 2,2
Эйден Макгиди («Спартак») 1,9
Ким Чельстрем («Спартак») 1,8
Кейсуке Хонда (ЦСКА) 1,5
Промесс («Спартак») 1,5
По данным Forbes и Sports.ru.