У деревни Крысово Дзержинского района несколько занимательных историй происхождения ее названия

Легенды и явь Крысово

У деревни в Дзержинском районе с созвучным грядущему году Крысы названием несколько занимательных историй его происхождения. Впервые двор Крысовский упоминается при размежевании земель имения Станьково в XVI столетии. В былые времена в Крысово располагался постоялый двор, что-то вроде недорогой крестьянской гостиницы, где путники ночевали, кормили и меняли лошадей. Молва гласит, что обслуга заведения подворовывала, то есть крысятничала. Мол, отсюда и пошло название. По другой версии, на протекающей рядом речке Уса водилось много водяных крыс. Ничего удивительного: в округе Станьково вода крутила лопасти 140 мельниц. Было где разгуляться грызунам! Рядом с Крысово тоже находился млын. 

Старейший житель Крысово Александр Бабок.
 
СТАРЕЙШИЙ житель деревни Александр Александрович Бабок и теперь сражается с нашествием вредителей съестных припасов в двух погребах. Его дом под березами и ясенем, двор ухожены, хотя живет Сан Саныч один. Мы приехали к старожилу с председателем Станьковского сельсовета Францем Кондратовичем и застали хозяина за приготовлением рульки к Рождеству. Сам он православный, а вот невестка одного из трех сыновей празднует Коляды 25 декабря. Намечались гости, и он хотел их попотчевать. Кулинарные способности у сельчанина гармонично уживаются с пристрастием к технике. 47 лет Александр Александрович трудился в местном хозяйстве механизатором, награжден орденом «Знак Почета». 

Он объездил весь район, да и много каких в Беларуси: 

— Но такой деревни, как наше Крысово, не видел нигде. Строения расположены друг от друга на большом расстоянии. Вон в агрогородке Заболотье крыша с крышей состыковываются, улица узкая. А у нас широкая. Я, оставшись один, даже корову не выпускал в поле — паслась прямо на улице, столько места вокруг! Потому что проходил здесь Екатерининский тракт — старые березы вдоль улицы долго росли.

Александр Бабок трудился в колхозе «Непобедимое знамя», потом — имени Ленина. 

В 1982-м заболел, долго лечился, находился на реабилитации в Сочи. Простой колхозник мог себе это позволить при Союзе. 

— Приезжаю, — вспоминает ветеран, — вызывает председатель Николай Антонович Козел: «Будешь у меня помощником». И вот я 22 года отработал бригадиром тракторной бригады. Сам тоже пахал и сеял. Не выйдет, бывало, механизатор или явится с утра выпивший — отправлю домой. А земля весной ждать не будет. Садился на «Кировец» — и вперед. Однажды вижу, приехал председатель, и я давай кружить с культиватором по полю, чтобы он не заметил, кто за рулем. Наконец остановился, но не признался, что пьяного тракториста домой отправил. Сказал, что он заболел. Хлопцы меня уважали и работали, как черти. Урожайность доходила до 40 центнеров, а разве можно то время сравнить с днем сегодняшним? У нас было 300 гектаров сахарной свеклы, по 300 — картофеля и льна. А сейчас только кукуруза и зерновые. Мне надо было запахать, пройти культиватором, а потом АКШ — всего три обработки сделать, теперь за один проход трактор после пахоты и культивирует, и сеет. Красота!

Историей деревни, куда приехал из Заболотья вслед за женой, интересовался у деда Пекарского, жившего по соседству. Обретались тут ферма графа Чапского, разные хозпостройки, из которых долго сельчане таскали камни на свои фундаменты. Была гора Шилова, названная по фамилии полководца войны с Наполеоном. Говорят, закопал вояка там карету с кладом. Но лес вырезали и гору снесли, строя «олимпийку» в 1970-х, а золота так и не нашли.

У Саныча три сына, восемь внуков и четыре правнука. В Крысово обосновался один наследник. Отец ему дом построил. Правда, сын редко бывает дома: колесит по шестой части суши и по Европе дальнобойщиком. 

Василий Иванович и Людмила Константиновна Борщевские слышали от матери, что селились в деревне батраки, работавшие на пана, помнят и муры бывшего имения, растасканные на дома сельчанами. Отец Василия Ивановича построился здесь в начале 1930-х одним из первых. 

Только четверо бывших колхозников остались в Крысово. Ветеранов труда не забывает руководство филиала «Пятигорье» агрокомбината «Дзержинский», к разным праздникам им выдают денежную помощь. Из 51 дома в двадцати живут постоянно. По одной стороне 17 домов подряд пустуют. А когда-то земля для селян была величайшей ценностью. Об этом третья версия происхождения названия деревни. И крыса отношения к ней не имеет. В давние времена односельчане, утверждают краеведы, получали наделы «пакрысе» — значит, понемногу. Но как бы ни образовалось название, деревня эта известна в Беларуси и далеко за ее пределами.

Староста деревень Коски и Крысово Валентина Симагина.

ОТ железнодорожной станции «Пятигорье», дальше мимо дачного поселка, полей и лесочка, к деревне по воскресеньям люди идут или приезжают на машинах на могилку Валентины Минской, первой белорусской святой, прославленной в чине блаженной. Если спросить у сельчан, как пройти на кладбище, они безошибочно угадывают: «Вы к Валентине?» Настоятель храма в честь святителя и чудотворца Николая в деревне Станьково отец Александр говорит, что этот путь в несколько километров — от станции до деревенского погоста — можно назвать крестным ходом. А в день канонизации 6 февраля людской поток не окинуть взглядом. 

Канонизирована Валентина Сулковская в 2006 году по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета спустя сорок лет после смерти. Говорят, что приезд в Беларусь митрополита предсказала сама блаженная. «Вот летит к нам из Германии владыка Филарет», — записано в воспоминаниях о святой.

В этой деревне люди верят в чудеса. Помнит Валентину Сулковскую и Александр Александрович Бабок. Он учился в Косках, и школа, располагавшаяся в трех бывших графских постройках, стояла рядом с домиком лекарки и провидицы Валентины: 

— Больше 30 лет до самой смерти она была прикована к постели тяжелым недугом. Ее смотрела беженка из России, оставшаяся у нас после войны. Мы, ученики с пятого по седьмой класс, заготавливали ей дрова в лесу. В тамбуре, пристроенном к скромному домику, складывали поленья. Над дверным косяком висела маленькая икона Ахтырской Божией Матери. Местные часто обращались к Валентине за исцелением, особенно от бесплодия. Она видела всех насквозь, такой дар имела. А от подарков, которые приносили ей в благодарность, отказывалась. 

Хоронили Валентину Сулковскую в присутствии властей. А вот священнику быть на похоронах запретили, так что он пришел скрыто — в светской одежде. Уже после к могилке с простым металлическим крестом потянулись люди. Сейчас над ней устроен полог из прозрачной ткани и цветных лент, дорожка к месту упокоения украшена. Войдя в надмогильный шатер, я ощутила особенный свет, хоть тот день был пасмурным и мрачным. На могиле лежали свежие розы. К Валентине Минской приходят не только белорусы. Приезжают и россияне, и украинцы, а порой гости из дальних стран.

Однажды у мужчины, который приехал из Украины с дочерью, лопнула на машине тормозная трубка, кто-то подсказал обратиться к Бабку: у него и эстакада, и целая мастерская. Саныч отремонтировал машину: 

— Паломник мне за это давал 50 долларов, но я не взял, ведь человеку еще домой надо было доехать. Он мне рассказывал, что, где бы ни был, ничего не помогло, а здесь дочке стало лучше. На кладбище как-то встретил мужчину, несшего хлопца на руках. Трижды он приезжал к Валентине, брал песочек, и последний раз сын зашел к ней на своих ногах. 

Вот уж действительно «по вере вашей да будет вам». В прошлом году могиле святой по инициативе Дзержинского райисполкома присвоен статус историко-культурного наследия третьей степени.


ДВА года в должности председателя Станьковского сельсовета, куда входит эта деревня, Франц Францевич Кондратович:

— Мне сразу сказали, что сельсовет необычный, 40 населенных пунктов, больше, чем где бы то ни было, архитектурных памятников, 16 воинских захоронений и обелисков, 21 кладбище. Хозяйство огромное! Дорога, пролегающая через Крысово, соединяет Дзержинск с дачными поселками, и по ней можно добраться до Фаниполя. Деревня ухоженная — сказывается близость к Минску и то, что приезжают сюда летом наследники коренных жителей. 

Много перемен и бурных событий пережила деревня. В этих местах проходила линия фронта Первой мировой, 15 сельчан погибли во время Великой Отечественной. И если крыса считается символом упорства, ловкости, запасливости и плодовитости, то местные жители вполне соответствуют этому знаку и названию своей деревни. 

klimovich@sb.by


Фото Екатерины СЕЙНОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter