Легенды "Белой дачи"

Жил-был в дореволюционном Минске генерал Курасов. Именно в честь него была названа деревенька, а после и современный район Минска - Курасовщина...
Жил-был в дореволюционном Минске генерал Курасов. На склоне лет решил старый вояка построить себе дачу - конечно, не простую, а самую что ни на есть генеральскую. Расположился белый одноэтажный домик на живописном холме у берега реки Лошанки - месте весьма выгодном с фортификационной точки зрения. Каждый вечер поднимался Курасов по скрипучей лесенке, ведущей на площадку башни, что возвышалась над домом, и по старой армейской привычке осматривал свои владения в подзорную трубу. Именно в честь генерала была названа деревенька, а после и современный район Минска - Курасовщина...



СПРАВКА "СБ"

"Белая дача" - один из немногих сохранившихся до нынешних времен памятников архитектуры на территории одного из микрорайонов Минска - Курасовщины. Название этого микрорайона происходит от деревни Курасовщина, которая была включена в городскую черту в 1924 году. Эта деревня обозначена на картах Минского уезда начиная с конца XVIII века. Судя по "Камеральному примечанию Минской губернии...", которое датируется 1800 годом, "деревня Курасовщина" находилась "при большой Пинской дороге". Первые известные сведения об этом населенном пункте относятся к XVI веку. Так, в Актах Минского городского суда 1580 - 1590 годов упоминается двор Яна Кураша, владельца имения Лошица, быть может, именно ему этот район города обязан своим названием...

На протяжении последнего десятка лет усадьба сменила целую вереницу хозяев. В какой-то момент возникло даже впечатление, что власти города просто не могут придумать, под что приспособить многострадальный памятник старины. Нынешний хозяин "Белой дачи" - администрация Октябрьского района. Сейчас усадьбу обустраивают под филиал центра внешкольной работы "Ветразь".



Такую легенду вам расскажет практически каждый сознательный житель микрорайона Курасовщина. Возможны лишь небольшие отступления. К примеру, в одном из вариантов генерал является графом, а белокаменные хоромы он построил не себе, а своей любовнице.

Конечно же, все эти "экскурсы в историю" - сказки. Но именно эта сказка на протяжении полувека стала основной версией происхождения "Белой дачи" не только среди обывателей, но даже и в околонаучных кругах. О генерале Курасове было опубликовано немало статей, некоторые даже претендовали на роль исследовательских. Возникала только одна проблема - такой фамилии не значилось ни в одном архиве, генерала Курасова на самом деле попросту не существовало.

О том, как вымысел становится фактом

Впервые внимание на "Белую дачу" обратили в середине 70-х годов. В то время стоящий в одичавшем парке, принадлежавшем БелНИИ почвоведения и агрохимии, особняк, в котором располагались подсобные помещения, никому не был известен. Сознательное руководство института решило, что негоже памятнику старины пропадать в безвестности. Было решено "Белую дачу" реставрировать и модернизировать под музей истории почвоведения. К сожалению, события 80 - 90-х годов, прежде всего экономические проблемы, вынудили институт отказаться от этой идеи.

Но все-таки многое сделать успели: дачу практически полностью обновили, надстроили над ней второй этаж (архитекторы до сих пор спорят о целесообразности такой "модернизации"). А перед началом реставрационных работ историки, как положено, были обязаны провести исследовательские работы. Удивительно, несмотря на то что возраст здания насчитывает немногим больше века, в архивах не было найдено ни одного документа, указывающего не только на точный возраст дачи, но даже на ее владельца. В проектной документации, подготовленной к реставрации в конце 70-х, так и значилось: построена в конце XIX века, точную дату указать невозможно из-за отсутствия документального исторического материала.

И со всеобщего молчаливого согласия дача продолжала "принадлежать" мифическому генералу Курасову - за неимением альтернативы.

Так бы оставалось до сих пор. Но несколько лет назад, перед началом очередной реставрации усадьбы, ею занялись ведущий научный сотрудник Национального исторического архива Беларуси Владимир Денисов и историк Ростислав Боровой. После долгого изучения документов они впервые нашли факты, указывающие на настоящего владельца усадьбы.

Как же появилась в Курасовщине любимая горожанами "Белая дача"?

Дом из "несгораемого материала"

- В 1910 году Минской городской управой была проведена подробная инвентаризация недвижимого имущества жителей Минска, - рассказывает Владимир Николаевич. - В этом документе было сказано, что интересующий нас участок принадлежал тогда некоей Валентине Молодецкой. Его площадь составляла 9 десятин и 22 квадратные сажени. Участок был ограничен с трех сторон рекой Лошанкой, Курасовской дорогой и дорогой, ведущей в деревню Брилевичи. О рельефе местные чиновники, которые проводили инвентаризацию, писали: "место: высокое, среднее, низкое, наклонное" - в общем, рельеф, как и сейчас, сложный. Все постройки, принадлежавшие Молодецкой, были деревянными - новый одноэтажный жилой дом, построенный в 1898 году, конюшня, сеновал и старый одноэтажный дом, состояние которого оценено как "ветхое".

Но самое интересное началось немного позже.

- Вскоре после проведения этой инвентаризации участок был выкуплен господином М.Роговым, - продолжает Владимир Денисов. - Новый владелец решил построить на нем каменную дачу. 28 июня 1911 года он обратился в Минскую городскую управу с прошением: "представляя при сем проект с копией, покорнейше прошу Городскую управу разрешить мне постройку каменного одноэтажного дома с башней из несгораемого материала... на плаце моем, расположенном в 4-й части г. Минска в урочище "Курасовщине". Вскоре пришел ответ: "В разрешении препятствия не встречается".

Судя по проекту, дача имела довольно оригинальную планировку. Через парадный вход можно было попасть в переднюю, из нее - в столовую, к которой примыкали спальня, гостиная и кабинет, летняя веранда. Из гостиной был выход на открытую террасу. С северо-западной стороны находились основные хозяйственные помещения: кухня, комната для прислуги и кладовая. Между кухней и прихожей размещена лестница, ведущая в башню. В северо-западной части передней был выход на "зимний балкон", украшенный витражами. В общем, выглядела усадьба по тем меркам весьма нарядно.

На копии проекта дачи, сохранившегося в ее архивном деле, есть надпись: "С подлинным верно. Архитектор И.Явниш..." Вероятнее всего, этот архитектор и является автором проекта дачи в Курасовщине.

Вскоре, 28 июля 1911 года, проект строительства дачи М.Рогова был рассмотрен на заседании Минской городской управы. В решении, вынесенном после окончания совещания, предписывалось: "...разрешить домовладельцу кандидату естественных наук М.У.Рогову постройку каменного одноэтажного дома с башней..."

При этом строительство разрешалось при условии, что: "...отвод места под постройку должен быть сделан инженером или землемером, с участием полицейского чиновника, после указания городским санитарным врачом места и способа к устройству отхожих мест, выгребной и помойной ям... чтобы каменная постройка была покрыта железом, а все лестницы были устроены каменные, с покрытыми огнеупорным материалом ступенями..." При этом Рогов лично отвечал за все отступления от утвержденного плана и фасада.

Строительство дачи было завершено во второй половине 1912 - начале 1913 года. При описании помещений здания было подчеркнуто, что дача "занята только летом".

Несмотря на грозные предупреждения, кандидат естественных наук М.Рогов все-таки внес в первоначальный проект некоторые изменения. На вершине башни была сделана наблюдательная площадка с кованым фигурным ограждением, кроме того, был частично изменен декор фасадов здания.

Новые загадки

История происхождения "Белой дачи" наконец раскрыта. Загадкой остается лишь ее послереволюционная судьба - уж очень много в ней "белых пятен". Известно, что в начале 1920-х годов дача в Курасовщине была национализирована и передана сельскохозяйственной школе. После в соответствии с постановлением правительства БССР о расширении городской черты Минска в 1924 году к городу были присоединены территория Лошицы, всей Курасовщины и "...земельные угодья сельскохозяйственной школы". В 1931 году на основе этой школы была создана экспериментальная база Института почвоведения и агрохимии. После окончания Второй мировой войны в здании бывшей дачи разместились различные службы БелНИИ почвоведения и агрохимии.

Легенду о генерале Курасове уже заменили новые, не менее интригующие байки. Говорят, что во время Великой Отечественной войны в усадьбе располагался немецкий штаб. А еще есть сведения, не подтвержденные архивными источниками, что до войны "Белая дача" была одной из правительственных резиденций, где отдыхали представители руководства БССР.

Правда это или нет, нам еще предстоит узнать.

Автор благодарит архитектора Владимира Выростока и историка Ивана Сацукевича за помощь, оказанную в подготовке материала.



КСТАТИ

Дачное движение - новый вид отдыха, который стал популярен среди минской интеллигенции и зажиточного купечества в начале XX века. Горожанам уже было недостаточно традиционного похода в гости на чаепитие или гулянья на ярмарке, хотелось чего-то новенького. Этим новшеством и стали выезды на природу в выходные - так называемые "поездки на дачу". О масштабах "дачной болезни", охватившей практически всех, кто мог себе это позволить, говорит хотя бы то, что в городе существовал целый "Дачный прашпект" (на этом месте сейчас располагается современная улица Маяковского - от Денисовской до камвольного комбината). Шел "прашпект" к дачному поселку под названием Козорево.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter