Легенда, рассказанная после жизни

Неоцененный достойно при жизни герой Финской и Великой Отечественной войн стал настоящей легендой после смерти.

Неоцененный достойно при жизни герой Финской и Великой Отечественной войн стал настоящей легендой после смерти.

Сегодня о Зиновии Колобанове пишут газеты, о нем издают книги. В популярнейшей у миллионов людей по всему миру компьютерной игре World of Tanks («Мир танков») игрокам-победителям присваивается виртуальная медаль его имени. В его честь проводят автопробеги, ходатайствуют о присвоении высоких воинских званий.

А при жизни слава к нему «не прилипала»: после увольнения из армии в запас в 1958 году Зиновий Колобанов пришел работать на Минский автомобильный завод простым контролером ОТК.

Как-то на собрании рабочих он вскользь обмолвился о боях Великой Отечественной. И получалось, по его словам, что он, скромный контролер ОТК, совершил на войне то, что никому больше не удалось повторить. И это было настоящим подвигом. И подвиг этот достоин войти в анналы танкового искусства: за один только бой Зиновий Колобанов с товарищами подбил 43 фашистских танка.

На собрании ему не поверили: фронтовики по прошествии времени любили преувеличивать свои боевые деяния – это было всем известно. Поэтому Колобанов больше никогда не вспоминал на людях о том боевом эпизоде.

20 лет назад – 8 августа 1994 года – подполковника запаса Зиновия Колобанова не стало. Возможно, на этом, по законам жанра, можно было бы ставить точку. Но однажды в Минск прибыла делегация из Германии. Один из германских гостей изъявил желание посетить могилу «известного русского танкиста», чей подвиг описан в немецких учебниках военного искусства. Для принимающей стороны такая просьба стала как гром среди ясного неба: в заводских архивах среди уймы бумаг и личных дел отыскали короткий формуляр со скупо изложенной биографией легендарного танкиста.

Из личного дела следовало, что «Зиновий Григорьевич Колобанов родился в 1910 году в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии. После окончания восьми классов был зачислен в Горьковский индустриальный техникум. 16 февраля 1933 года призван в ряды РККА. В мае 1936-го окончил Орловское бронетанковое училище имени М.В. Фрунзе в звании лейтенанта. С октября 1937 по 1938-й обучался на курсах усовершенствования командного состава, в звании командира роты».

Рассказывая о подвиге Колобанова, стоит вспомнить историю легендарного танка КВ-1. Сухопутный дредноут, как в шутку называли его конструкторы, массой 42,5 тонны и бронебойной пушкой 6,9 метра в длину (а во времена финской кампании КВ имел даже две пушки), по праву можно назвать супертяжем. Цельнометаллическая броня – 60 мм, два бака (внутренний и внешний) на 610 и 210 литров, 12-цилиндровый зиловский двигатель «В-2к» – в общем, машина-зверь! Но, как выяснилось, многие преимущества танка стали его ахиллесовой пятой: машина была не маневренной, люки иногда заклинивало, из-за чего экипаж горел заживо. На обкатку технику направили на поля сражений с финнами. Именно в советско-финской кампании экипаж под руководством Зиновия Григорьевича впервые отличился и был представлен к наградам.

Но когда корреспонденты советских изданий снимали подписание мирного договора, объектив фотокамеры запечатлел момент вполне дружеского обмена папиросами солдат обеих стран. С советской стороны «братались с противником» подчиненные Колобанова. И этого ему простить не могли: хотя трижды горел в танке, хотя был награжден орденом...

Правда, звание ему вернули довольно быстро, тем более что уже после начала Великой Отечественной острой стала нужда в танкистах-асах, умеющих обращаться с тяжелыми машинами.

Шел второй месяц войны, Зиновий Колобанов и его экипаж 20 августа дали бой немцам, который и вошел в учебники как хрестоматийный.

Фашисты уверенно двигались на Ленинград. Тяжелые бои шли уже в Гатчинском районе. Пять бронемашин «Клим Ворошилов» (КВ) под командованием Колобанова двинулись наперерез вражеской колонне: им был дан приказ задержать наступление, стоять насмерть.

Понимая, что неповоротливость «Клима Ворошилова» делает его идеальной мишенью, Колобанов дал приказ закопать и замаскировать танки.

Первые выстрелы колобановцев сокрушили головную часть колонны врага, затем  выстрелы по хвостовой части колонны образовали затор. Немцы начали палить наугад, а танк Колобанова стал нещадно бить по середине колонны. Покинув укрытие, его КВ медленно катился вдоль дороги, расстреливая в упор вражеские танки: за 30 минут боя экипаж Колобанова подбил 22 немецкие бронемашины. Всего по окончании боя насчитали 43 уничтоженные единицы вражеской техники.

Вместе с экипажем он был представлен к званию Героя, но кто-то из вышестоящего руководства представление о высоком звании  «завернул» и снизил награду до ордена Красного Знамени. Наградные листы с зачеркнутыми красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза хранятся в ЦАМО РФ.

В сентябре 1941 года он был контужен, затем были четыре года госпиталей. Но это не помешало танкисту снова проситься в строй: ну и что, что война закончилась?! Так военная судьба забросила муромчанина Колобанова в Беларусь.

Подвиг героя, неоцененный при жизни, не остался забытым благодаря энтузиастам: минский предприниматель и историк-любитель Василий Монич за счет собственных средств установил мемориальный памятник танкисту на Чижовском кладбище в Минске в 2006 году. Он первый заявил о необходимости наградить героя достойно, хотя бы посмертно. В июне 2011 года с просьбой о присвоении подполковнику Зиновию Колобанову звания Героя Российской Федерации (посмертно) обратилось и Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Но, увы, пока безрезультатно.

Вера в справедливость не оставляет энтузиастов. Союз писателей Беларуси обратился к союзным парламентариям с просьбой поддержать инициативу о том, чтобы «награда нашла героя». Справедливость и память нужны не мертвым, они нужны живым.

Михаил ИВАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter