Человеческое, отеческое отношение к ветеранам, к старшим – стиль поведения власти: от сельсовета до Президента

Легенда о вершине. Жизни

Век человека. Он ни с чем не сравним. Пожалуй, самое удивительное и непостижимое, что придумала вообще природа. У каждого из миллиардов людей на планете век индивидуален и уникален. По многим, если не всем, опциям. В том числе, а может, прежде всего, по продолжительности жизни. От рождения и до тризны — на любом этапе свои неповторимые и присущие только ему моменты. И кто скажет, который лучше, предпочтительнее, важнее? Не спешите с ответом, мол, конечно, молодые годы! Как знать. Как по мне, так и в почтенном возрасте море своих достоинств и преимуществ. И в сталом, и в старом! И не только по мне — так говорят многие ветераны. Говорят о пользе кладезя опыта, об умении сложное делать простым, о постижении мудрых истин… Да много в чем позитивны солидный возраст и прожитые годы.

В чем же главная причина возрастного позитива? Пожалуй, в ощущении своей нужности — семье, родным, коллегам, пусть и бывшим, своей стране. Верные признаки этой самой полезности — внимание и забота от всех названных и заинтересованных сторон. Вот это — про нашу Беларусь. У нас, как и раньше, молодым — везде дорога, старикам — везде почет. И выдвинутая в канун Нового года инициатива Президента объединить общество заботой и вниманием к старшему поколению, к людям, обеспечившим нам своим трудом возможность жить в мирной, прекрасной стране, лишь вершина айсберга белорусского социального государства. Кто не знает, насколько многогранна опека в нашей державе над ветеранами войны, труда. Особенно над теми, кто в этом очень нуждается в силу семейных и других обстоя­тельств, здоровья.

Знают об этом все, но кратко напомню. Без преувеличения, во всем мире нет такой отлаженной системы территориального социального обслуживания, как в Беларуси. Факт, признанный всеми! В каждом районе есть такие центры с хорошо обученным штатом специалистов, которые знают наперечет своих одиноких и нуждающихся в заботе пожилых людей. 146 территориальных центров и 83 дома-интерната! Социальный работник доходит до самой крохотной деревни, благодаря чему каждый, кто в нем нуждается, получает опеку и помощь. И еще. Практически во всех районах работают стационарные участковые больницы сестринского ухода, их у нас более сотни. Здесь принимают пожилых людей, и необязательно строго по медпоказаниям. Значительная часть с наступ­лением холодов физически не могут в одиночку справляться с домашним хозяйством. Цена вопроса? Не более 80 процентов пенсии. Но при этом много услуг оказывается бесплатно, а главное, человек здесь в окружении грамотного персонала и в обществе своих сверстников. 20 тысяч одиноких получают там временную и надежную прописку. А желающих переселиться в этот межсезонный комфорт еще больше...

Почему такое беспрецедентное внимание в Беларуси к старшим? Исключительно риторический вопрос. Но если нужен ответ, он — на поверхности. Это в нашем менталитете, воспитании, традициях, в крови и привычках. Оно с молоком матери входит в нашу жизнь и от нее потом никак не отделимо! И еще крайне важно. Человеческое, я бы даже сказал, отеческое отношение к ветеранам — стиль поведения и работы власти: от сельсовета до Президента! Своеобразный и давно вписанный в инструкции маркер, по которому представители власти избираются и назначаются.

И вычерчивает статистику заботы этот маркер не только в новогодние дни — на протяжении всего года. И так — лет 25 подряд! Иначе в Беларуси и быть не могло: при том примере, который еще на первых годах своего президентства подал в отношении к ветеранам Александр Лукашенко.

Откуда такая политика? Второй риторический вопрос. На него, по-моему, убедительно ответила председатель Совета Республики Наталья Кочанова при посещении дома-интерната для пенсионеров и инвалидов 10 января: «Вклад каждого из вас неоценим. Кто‑то из вас застал страшное лихолетье войны, кто‑то восстанавливал после войны страну из руин, создавая своим трудом блага, которые сегодня есть у молодого поколения. Учил детей, лечил людей, делал все для того, чтобы мы сегодня жили в такой прекрасной стране. Мы по праву гордимся родной Беларусью. Мы ее безмерно любим. Все, что мы имеем, есть благодаря вам, людям старшего поколения, людям, которые делали все для того, чтобы нас никогда не коснулась та страшная трагедия, которая произошла много лет назад».

Накрепко связанная цепь поколений — вот наша духовная скрепа, наш моральный кодекс! В то время, когда мир сошел с ума, когда ни в грош не ставятся нравственные ценности и отвергается, переписывается прошлое, низвергаются авторитеты и памятники, Беларусь хранит свою историю как самое дорогое. Через людей, эту самую историю сотворивших, через ветеранов, их судьбы, их трудовой и ратный подвиги.

Мне довелось посмотреть художественный фильм японского режиссера и сценариста Сехэя Имамуры «Легенда о Нараяме» (люди моего поколения, да и помоложе, уверен, его хорошо помнят). Тогда, в конце 80-х прошлого столетия, он собирал в киноте­атрах полные залы. В чем его философский смысл? В сути. А она в том, что испокон веков в японской деревне соблюдался жуткий обычай. Когда старику или старухе исполняется 70 лет, деревня и семья не должны больше кормить бесполезный рот. Старший сын на своих плечах относил пожилого человека на вершину горы Нараяма, чтобы там он умер от голода и жажды. Но хуже того, такая участь для 70-летних в конце жизни считается достойной, так как умереть на священной горе — это, согласно обычаю, возможность встретиться с Богом. Именно поэтому выполнять своеобразное харакири родному человеку надлежало мужественно как со стороны самого смертника, так и покорного страшному обычаю сыну. И всякие стенания, плач и лишние разговоры во время восхождения недопустимы. Бери старика и неси заживо в могилу…

То, что японцу, может, и хорошо, нам дико, недопустимо, даже преступно. Жизнь человека, если по-нашему, должна длиться столько, сколько судьбой и богом отведено. Причем длиться как можно комфортнее — своими усилиями, поддержкой родственников, державной заботой. Это и есть государство с истинно человеческим лицом. Звучит вроде формально, малость затасканно, но за этим — правда. Которую так не любят в иных европейских демократиях.

И знаете что? На японскую «красивую легенду» о горе, где совершаются постыдные убийства родителей (хотя фильм, повторю, классный!), у меня есть своя, можно сказать, белорусская легенда. Точнее, быль — о вершине. Жизни. Моей маме 91-й год. И хотя она еще сама в силах управляться по дому (когда большая семья собирается в родительском доме, мама такой стол накрывает!), мы, дети, внуки и правнуки, стараемся во многом ей помогать. И при этом государством матери-героине назначен социальный работник, который два раза в неделю принесет продукты, лекарства, окажет другие услуги. Мама живо интересуется деятельностью Президента, регулярно голосует за него, следит за политикой, новостями района. И лучше Беларуси для нее страны нет!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter