20 ноября 95-летие со дня рождения народного артиста СССР Алексея Баталова отметят его поклонники

Легенда без пафоса

Его редкое человеческое обаяние, энциклопедические знания в области искусства позволяли ему воплощать самых разных героев: от шофера Саши Румянцева в детективе «Дело Румянцева» до чеховского Гурова из экранизации рассказа «Дама с собачкой». «Главный интеллигент СССР», как его часто называли, более 40 лет щедро делился знаниями с молодежью во время своей преподавательской деятельности во ВГИКе.

Кадр из фильма «Дело Румянцева».

Мхатовское детство

Алексей Баталов родился во Владимире в известной творческой семье: отец Владимир Баталов и мать Нина Ольшевская служили в МХАТе, там же работали дядя Николай Баталов и тетя Ольга Андровская. «У мамы и папы была комнатка во дворе МХАТа, где складывали декорации — на них в буквальном смысле я и вырос, — вспоминал актер. — Я москвич, но родили меня во Владимире. Фамилия наша, Баталовы, — крестьянская. Она происходит от слова «ботало» — это колокольчик, который вешали на шею коровам».

Всего в МХАТе того времени работали девять близких родственников Алексея Владимировича. В своей книге «Судьба и ремесло» актер подробно описал свое детство. Увы, в начале 1930-х родители развелись. Мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова, между отчимом и пасынком сложились хорошие отношения. Семья жила в доме на Большой Ордынке, куда часто приходили в гости Анна Ахматова, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко.

«Тайная дверь»

Когда началась Великая Отечественная война, Алексея вместе с матерью и двумя братьями эвакуировали в город Бугульма в Татарстан. Там Нина Ольшевская организовала небольшой театр. 14-летний Алексей Баталов сначала всячески помогал матери: топил печи и расставлял лавки, а после сам начал играть в труппе из эвакуированных артистов. По его воспоминаниям, именно тогда ему открылась «тайная дверь» в актерскую профессию. После войны театр, организованный матерью Баталова, продолжил работать. Его труппа путешествовала по всему Советскому Союзу. С 2008 года Бугульминскому государственному русскому драматическому театру присвоено имя Алексея Баталова.

Школьный кинодебют

Вернувшись в Москву, Алексей возобновил занятия в школе. Однажды к ним в класс пришли работники одной из киностудий, чтобы отобрать ребят для съемок в фильме «Зоя» режиссера Лео Арнштама о партизанке Зое Космодемьянской. В этой ленте состоялся его кинодебют.

После окончания учебы Алексей Баталов подал заявление в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Станицына. Окончил ее в 1950-м. Диплом ему подписала Ольга Книппер-Чехова. Потом он стал актером Центрального театра Советской армии, где прошел срочную военную службу. Через три года вернулся в МХАТ, но больших ролей в спектаклях не было.

Настоящий успех ждал Алексея Баталова в кино. В 1954-м он сыграл в фильме с символическим названием «Большая семья» Иосифа Хейфица. Позднее Баталов еще не раз успешно снимался у Хейфица в кинолентах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». В 1955-м в кинофильме «Мать» Марка Донского​ получил возможность поработать с великой актрисой Верой Марецкой.

«Летят журавли» и каннский триумф

В картине Михаила Калатозова «Летят журавли», снятой по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», сыграл роль Бориса Бороздина. Его партнершей стала восхитительная Татьяна Самойлова. Фильм ждал мировой триумф. В 1958 году лента получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Потрясающую актерскую игру, новаторскую работу оператора Сергея Урусевского оценили зрители по всему миру.

Спустя четыре года Баталов сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева в картине Михаила Ромма «Девять дней одного года». По опросу журнала «Советский экран» фильм признали лучшим в 1962-м, а исполнителя главной роли Алексея Баталова — лучшим актером года. В 1969-м зрители увидели его в интересном образе Феди Протасова в экранизации пьесы Льва Толстого «Живой труп» режиссера Владимира Венгерова.

Следствие показало

Без Баталова невозможно представить масштабный фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» по пьесе Михаила Булгакова: он сыграл здесь Сергея Павловича Голубкова, тихого интеллигента, оказавшегося в эпицентре исторических событий. В драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» Баталов успешно перевоплотился в князя Сергея Павловича Трубецкого. Актер чувствовал себя естественно и в камерном английском детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство». Его герой — доктор Ботвинк неспешно распутывал клубок преступлений.

Белорусские встречи

Много времени Баталов уделял радиопостановкам, часто читал закадровый текст в мультфильмах. Именно ему Юрий Норштейн доверил закадровый текст «Ежика в тумане»: «Его голос нужно разливать по пузырькам и продавать в аптеках. Божественный терапевтический голос». Более 40 лет Алексей Владимирович преподавал на актерском факультете ВГИКа. Был распределен в Минск, в Театр-студию киноактера, когда им руководил режиссер Борис Луценко.

— Это был белорусский курс, — вспоминает вдова режиссера Людмила Луценко. — Главной звездой курса был Дмитрий Иосифов, который сыграл Буратино у Леонида Нечаева. Баталов тогда дважды побывал у нас в доме. Было много разговоров и общения… Каким мы видим Алексея Баталова в лучших ролях в кино, таким он был и в жизни: необыкновенно тонким, деликатным и очень сердечным. Он не только великий актер, но и человек.

Алексея Баталова не стало в 2017 году. Артисту было 88 лет. Похоронили его на Преображенском кладбище Москвы. Но с нами остались его роли, фильмы, голос, мысли…

Он же Гоша, он же Гога

В мелодраме «Москва слезам не верит» сыграл одну из самых знаменитых ролей — Георгия Ивановича (Гошу). Картина была удостоена премии «Оскар» и Государственной премии СССР. Совсем иным предстал актер в драме Игоря Таланкина «Время отдыха с субботы до понедельника». Глубоко запрятанную драму своего героя Павла Баталов прожил серьезно и убедительно. Его партнером здесь выступила Алла Демидова. Также картины с участием артиста: «Скорость», «Поздняя встреча», «Зонтик для новобрачных» и другие.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Стоит вспомнить о Баталове-режиссере. Он снял картину «Шинель» с потрясающим Роланом Быковым в роли Акакия Акакиевича, сказку Юрия Олеши «Три толстяка», в которой не только сыграл Тибула, но и выполнял все трюки без страховки. Точной и атмосферной получилась и экранизация повести Федора Достоевского «Игрок» с Николаем Бурляевым и Любовью Добржанской в главных ролях.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

На телеканале «Культура» 19 ноября увидим документальную ленту из цикла «Острова» с участием актера и художественный фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Этот же фильм в эфире «Беларусь 3» —  20 ноября.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter