Тимофей Калачев завершает карьеру

Легенда № 2

Тимофей Калачев — один из самых крутых белорусских футболистов XXI века. И он, судя по всему, закончил свою карьеру. В 38 лет. Хотя его физические данные даже сейчас, когда он только восстанавливается после травмы, хороши настолько, что Тимофей легко может дать фору молодым. А уж в чемпионате Беларуси он и вовсе не имел бы себе равных еще года три как минимум. И в этом уникальность Калачева. Он всегда был будто бы двужильный и готов был перепахивать поле от своих ворот до чужих все 90 минут.



«Судя по всему, заканчивает» — формулировка, конечно, расплывчатая и неточная. Но другой у нас нет. После матча чемпионата России в минувшие выходные, в котором «Ростов» обыграл «Зенит» на своем поле — 1:0, Тимофея торжественно и с почестями, с салютом и качанием на руках, проводили из большого футбола — официально объявлено, что он уходит из команды, которой отдал более 10 лет своей блестящей карьеры. Означает ли это прощание с футболом вообще? Ответить на этот вопрос сегодня не может даже сам виновник торжества: «Во мне два разных человека. Один говорит: «Давай еще годик», а второй: «Заканчивай уже!» Скажу честно, мне бы еще хотелось играть, но сейчас мое решение такое. Хотя моя супруга сказала, что она против продолжения карьеры. Больше не выдержит моих отъездов. Тем более мы ждем пополнение в семье».

А мне вспоминается год 2003. Осень. Сырость и моросящий дождь. Маленький польский городок Вронки и большой футбол: матч плей‑офф молодежного чемпионата Европы. После домашней ничьей с поляками (1:1) нашей команде предстоял нелегкий бой за право впервые в истории выйти в финальную часть континентального турнира. И это была не игра, а песня — сборная Беларуси выиграла со счетом 4:0, буквально уничтожив мощного соперника на их поле. Так всходила звезда Тимофея Калачева, который в той звездной бригаде был мотором команды, ее движущей силой. Уже тогда не покидало ощущение, что внутри этого игрока заложен заряд такого тротилового эквивалента, что хватит, чтобы разнести вдребезги любого соперника.

Калачев — уникум, и в этом не может быть сомнений. На стенах «Ростов‑Арены» во время прощального матча появилась надпись: «Спасибо за все, легенда № 2!» Он не обладал таким ярко выраженным талантом, как Валентин Белькевич или Александр Глеб, его не целовал в голову боженька, но место Тимофея в футбольной истории страны вряд ли кто‑то посмеет оспорить. У Калачева был другой талант, не менее важный, — это талант трудиться и полностью отдавать себя любимому делу. За это его и любили.

Он начинал в Могилеве, где три года вместе со старшим братом Дмитрием защищал цвета местного «Днепра». Затем перебрался в гораздо более денежный солигорский «Шахтер», где выдал потрясающий сезон в том же 2003‑м и был признан лучшим футболистом первенства. В тот год Тимофей Калачев впечатлил многих. И не только у нас в стране. В другом «Шахтере», донецком, который был в те времена одним из самых богатых клубов Европы, за белорусского полузащитника готовы были везти в Солигорск наличные деньги прямо в чемоданах. И трансфер состоялся, правда, по всем правилам — официально и законно.

Калачеву не суждено было заиграть в больших клубах и попробовать себя в европейских топ‑чемпионатах. Он нашел себя в «Ростове», где играл под вторым номером и стал настоящей легендой команды. Мог ли достичь большего? Возможно. Однако жаловаться на судьбу Тимофей вряд ли станет. Да и нет в этом никакого смысла, потому что он легенда не только в Ростове, но и в Беларуси. Пусть и № 2. Потому что, находясь в тени более одаренных партнеров (Александра Глеба, например), тем не менее сумел сделать себе настоящее имя и состояться как большой футболист и большая личность. Он всегда приезжал в сборную по первому зову и никогда не подводил. Был искренен и не боялся высказывать свое мнение не только на футбольную тему: «Всегда считал Россию родной и близкой страной. Тем более у меня папа — белорус, а мама — русская. Так что для меня вообще различий нет — одни и те же люди. И к России отношусь замечательно. Вообще, идеально, если бы мы были одной страной». Даже Жозе Моуринью во время памятного матча «Ростова» с «Манчестер Юнайтед» не оставил Калачева без внимания: они сначала ругались, а потом мирились, обнимаясь. «Мы уважаем друг друга, — сказал после игры Моуринью. — Калачев извинился передо мной, а я сказал ему, что рад, что он не сыграет на «Олд Траффорд». Ну а во время игры мы в пылу эмоций просто сказали друг другу «заткнись».

Кстати, тренерская лицензия категории «А» у Тимофея Калачева уже есть и он планирует в дальнейшем посвятить себя этому ремеслу. Интересно, как бы у него получилось в сборной Беларуси?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter