Легализовать нелегала

Только в Минске работает около 1500 нелегальных таксистов

Комитет госконтроля совместно с инспекциями Министерства по налогам и сборам, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, сотрудниками ГАИ провел проверки в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси с целью изучения ситуации и пресечения правонарушений в данной сфере услуг. О результатах очередной такой комплексной проверки и шла речь в интервью корреспондента «Р» с Александром ПЕГАНОВЫМ, заместителем начальника отдела КГК Беларуси.

— Александр Михайлович, сколько народу сегодня работает на рынке пассажироперевозок и стало ли больше порядка в службах такси?

— Количество субъектов хозяйствования, оказывающих услуги такси, в нашей республике постоянно растет. За 2010 год, например, общее количество субъектов предпринимательской деятельности, работающих с пассажирами, увеличилось почти на 900 и на начало текущего года составило более 8000.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые на государственном уровне меры по упрощению налогового законодательства, либерализации деятельности частного бизнеса, качественных улучшений в этой сфере услуг, сокращения правонарушений в отрасли не произошло.

— Какие правонарушения являются наиболее распространенными?

— В числе таковых случаи оказания услуг такси без лицензии (выдается Минтрансом), без государственной регистрации в исполнительных органах местной власти в качестве субъекта предпринимательской деятельности, без использования таксометра. Настораживает то, что нередко деятельность нелегальных таксистов имеет «организованный» характер. Отдельные диспетчеры службы радиотакси за определенную плату передают заказы на перевозку пассажиров нелегальным перевозчикам. Выручка за такие «посреднические» услуги, как правило, по кассе не приходуется.

— Можете привести конкретные примеры по результатам проводимых проверок?

— Еще в октябре прошлого года служба радио­такси унитарного предприятия «Мозырьтакси» не­однократно передавала заказы на перевозку пассажиров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. При этом у диспетчеров службы такси имелась конкретная информация о таких нелегалах (имена, марки автомобилей, контактные телефоны, позывные). В диспетчерской предприя­тия обнаружены денежные средства в размере более 0,5 млн. рублей с приложением списка перевозчиков, которыми была передана данная сумма.

Отмечу, что нередко деятельность нелегалов представляет серьезную угрозу для жизни и безопасности пассажиров, воспользовавшихся их услугами. Так, в Гомеле в феврале текущего года граждане Д. и К. занимались перевозкой пассажиров без соответ­ствую­щих документов — регистрации и лицензии. Более того, К. управлял автомобилем, не имея водительского удостоверения, а Д. эксплуатировал автомобиль, технический осмотр которого не осуществлялся в течение пяти лет.

— Сколько денег государство теряет на нелегалах?

— По оценке Комитета госконтроля, только в Минске работает около 1500 нелегальных таксистов. Количество их меняется в зависимости от времени года, дней недели и т.д. На постоянной основе работает около 300 нелегалов. Столичный бюджет от деятельности такси (включая нелегалов) в год недополучает минимум 12 млрд. рублей налогов.

— Ну а штрафы, административная ответственность, наконец, возможная конфискация автомобиля серьезно влияют на ситуацию или, на ваш взгляд, нужны более решительные меры?

— Меры предупреждения и штрафы, к сожалению, не останавливают нарушителей законодательства. Типичный пример. В Барановичах одному гражданину в феврале 2008 года было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в установленном порядке. Однако это не возымело действия, и уже в октябре 2009 года он снова был привлечен к административной ответственности в виде штрафа за аналогичное правонарушение. В текущем году в очередной раз установлен факт осуществления им предпринимательской деятельности, на его автомобиль ориентировочной стоимостью 13 млн. рублей наложен арест, материалы направлены в суд. Решением Хозяйственного суда Брестской области этот житель Барановичей привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 350 тысяч рублей. Тем не менее нелегал продолжил незаконную деятельность и в очередной раз был пойман с поличным контролерами…

Пренебрежительное отношение к закону со стороны легальных и нелегальных таксистов провоцируется также и безразличием граждан, пользующихся услугами такси. К этому надо добавить нарушения, которые допускают непосредственно перевозчики. В частности, в большинстве случаев пассажир не требует включить счетчик в автомобиле, если таксист этого не сделал, либо вообще не придает значения тому факту, что таксометр в салоне отсутствует, а значит, за рулем находится нелегал.

— Вы хотите, Александр Михайлович, сказать, что порядка было бы больше, не попустительствуй перевозчикам-нелегалам пассажиры?

— Конечно. Нередки случаи, когда пассажиры сами способствуют тому, что перевозчики избегают наказания — привлечения к административной ответственности. Например, в ходе проверки при выезде из Витебска был остановлен автомобиль, следовавший по маршруту Витебск—Городок, в салоне автомобиля находилось шесть пассажиров. У водителя отсутствовали документы на право занятия предпринимательской деятельностью. В то же время он сообщил контролерам, что пассажиры якобы являются его знакомыми и он перевозит их бесплатно. Пассажиры при этом скромно промолчали.

Случается, что пассажиры, представляясь знакомыми либо родственниками водителя, сами отрицают договоренность с ним об оплате проезда.

— А среди легальных таксистов выявляются нарушения?

— О серьезных проблемах в сфере перевозки пассажиров автомобилями-такси свидетельствуют результаты проведенной проверки УП «СОЮЗ­СПЕЦАВТО». Так, в мае диспетчерскими службами такси на исполнение 16 водителям данного предприятия было передано 1918 заказов, однако в официальных документах водителями отражено немногим более 400 заказов.

Ни один из водителей предприятия в мае текущего года не отразил в путевых листах реальные итоги своей работы. У некоторых водителей официальная месячная выручка не превышала 150 тысяч рублей.

Вызывает подозрение и размер официальной заработной платы некоторых водителей. Так, в мае 2011 года им начислялось всего до 305 тысяч рублей. При этом необходимо учитывать, что все затраты по эксплуатации автотранспорта возложены на водителей и согласно их объяснениям работа в УП «СОЮЗ­СПЕЦАВТО» — единственное место получения дохода.

— Где же роль государства? Какие рычаги стоило бы использовать, чтобы и пассажиры оставались довольными, и казна не страдала?

— Государство заинтересовано в развитии предпринимательской дея­тельности, создании дополнительных рабочих мест, расширении видов услуг для населения, получении дополнительных налогов и т.д.

Вместе с тем принимаемые в стране меры по либерализации не означают для субъектов хозяйствования и для физических лиц проявлений с их стороны вседозволенности, попустительства, неисполнения требований законодательных актов. Ведь в итоге добросовестным субъектам предпринимательской деятельности постоянно приходится сталкиваться с нездоровой конкуренцией со стороны граждан, открыто игнорирующих нормы законодательства.

На наш взгляд, наведение порядка в сфере пассажирских перевозок — это задача не только контролирующих органов. Многое зависит и от активной позиции общества, т.е. каждого человека, пользующегося услугами такси. Учитывая проблемы, порожденные нелегальным извозом, одной из мер воздействия на незаконопослушных перевозчиков, кроме штрафа и конфискации транспортного средства, может послужить введение в законодательные акты такой нормы, как лишение права управления транспортным средством на несколько месяцев. Такая же норма возможна и для легальных перевозчиков, «забывающих» приходовать наличные деньги по кассовому аппарату либо включать таксометр.

За неуплату налогов (ведь выручка от нелегальной деятельности полностью остается в кармане автоперевозчика) ни физическое лицо (таксист), ни юридическое не должны оставаться безнаказанными!

Кроме этого, мы считаем, что для законопослушных граждан — индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять услуги по перевозке пассажиров на постоянной основе, целесообразно рассмотреть вопрос введения в законодательство нормы, предусматривающей продажу им «путевок» на период около месяца с пропорциональным уменьшением суммы налога.

Нашей общей задачей является не привлечение как можно большего числа таксистов-нелегалов к административной ответственности, а искоренение их незаконной деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter