Ледяной деликатес.

Рыбоперерабатывающие отрасли России и Беларуси нуждаются в реформах.

Проблемы рыбопереработки актуальны как для России, так и для Беларуси. Так, например, почти одновременно в двух странах были подняты вопросы очередной реорганизации отрасли.

В конце января директор департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Беларуси Анатолий Булыня напомнил, что год назад рыбоперерабатывающие предприятия страны были переданы в муниципальную собственность. Однако за прошедшее время они не улучшили свою работу и находятся в тяжелом положении, констатировал он. В связи с этим Правительство Беларуси поручило заинтересованным министерствам и ведомствам в ближайшее время подготовить предложения по реформированию рыбной отрасли.
В России ситуация с кураторством отрасли со стороны государства обстоит еще хуже. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний отметил, что в настоящее время полномочия его ведомства заканчиваются причалом. «Выловили рыбу, выгрузили – и до свидания», – сказал он. Поэтому многими важными вопросами, связанными, например, с рыбопереработкой или созданием альтернативной системы торговли, «приходится заниматься факультативно», отметил Крайний.  По его словам, сами переработчики недовольны такой ситуацией, и неоднократно он слышал от них следующее: «Возьмите нас, потому что мы без руля и ветрил болтаемся».
О том, что такой разговор был, подтвердил председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев на первой Всероссийской конференции рыбоперерабатывающих предприятий:
– На сегодня рыбопереработка не относится ни к одному ведомству, в силу чего она представляется как некая terra incognita для государственных органов и непонятна им, а на федеральном уровне ею никто не занимается.
В связи с этим участники конференции приняли решение обратиться к Правительству РФ с просьбой о закреплении за федеральным органом исполнительной власти функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбопереработки. Одним из вариантов может стать «приписка» отрасли к Росрыболовству.
Андрей Крайний согласен с тем, что весь рыбохозяйственный комплекс надо закреплять за одним ведомством. Кроме того, чиновник добавляет, что в полномочия новой структуры необходимо добавить еще судостроение и судоремонт.
Последнее сильно сказывается на всей отрасли. Например, в Мурманске осталось только одно наливное судно, которое может везти рыбу в трюмах живой. Остальные суда – сплошь морозильные, на которых рыба либо замораживается, либо проводится ее первичная обработка. В результате из-за отсутствия технологий на берег сырье приходит в виде ледяной глыбы.
Другой проблемой остается доставка продукции потребителю. На Дальнем Востоке добывается 56% от всего российского промысла, а основные потребители находятся в центральной части страны. Как пишет в своем докладе «Обзор состояния парка рефсекций в России в 2011 году» эксперт Россоюзхолодпрома, академик Международной академии холода Анатолий Рукавишников, «в период «большой путины» рыба с судов зачастую переваливается в рефсекции и рефрижераторные контейнеры с температурой в теле не более минус 10 – минус 12 градусов, при существующей норме – минус 18.  Перевалка рыбы с более высокой температурой в надежде на последующее домораживание приводит к перекристаллизации, что ведет к ухудшению тканевой структуры рыбы и потере ее качества».
Но это еще не самая главная беда, академик предупреждает, что к 2015 году ожидается выбывание из грузооборота по старости основного состава рефсекций и рефрижераторных вагонов в России.  «В итоге пострадают качество и безопасность скоропортящихся пищевых продуктов и может быть парализована их транспортировка на дальние расстояния во многих регионах России», – пишет Рукавишников.
Но даже если рыбопереработчикам доставляют идеальное сырье, у них у самих встает проблема его хранения. Сегодня дефицит холодильных складских помещений оценивается только в Московском регионе более чем в 400 тысяч тонн хранения охлажденной и свежемороженой продукции.
Все эти недочеты приводят к тому, что потребитель получает на свой стол рыбную продукцию, сделанную из некачественного сырья. Поразительно, что эта проблема коснулась даже консервированной продукции. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов рассказал, что раньше консервы делали в море на плавучих рыбозаводах из свежей рыбы. В последние годы плавзаводов почти не осталось. Поэтому консервы делают на берегу из мороженой рыбы. В итоге покупатель может найти в банке больше воды, чем рыбы.
Пока же получить свежую рыбу для переработки под силу только крупным игрокам рынка. Например, белорусская компания «Санта Бремор», один из лидеров отрасли Союзного государства, доставляет семгу напрямую из Норвегии, самолетом. Время от вылова до доставки не превышает 48 часов. Сырье лежит во льду в специальных пластиковых коробах. Для такой продукции это – идеальные условия хранения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter