Народная газета

Леди управляют

Что нужно для раскрепощения деловой инициативы

Как выглядит белорусский бизнесмен? Солидный дядя в джинсах и модном пиджаке? Реальность противоположна. Самый массовый бизнесмен — предприниматель, а большинство предпринимателей в нашей стране — женщины. Например, в малом бизнесе прекрасный пол составляет 80%. Гомельская областная организация Белорусского союза женщин собрала самых активных бизнес-леди региона, чтобы обсудить актуальные проблемы.

cnnturk.com

Не женское это дело — быть добытчицей, говорят многие психологи.

Но современные дамы опровергают этот тезис. Татьяна Каребо, директор предприятия по нанесению печати на любые виды поверхности, рассуждает о деловых минусах и плюсах:

— Главные сложности для нас в том, что никто не снимает с бизнес-леди домашних обязанностей: уют, еда, воспитание детей. Если мужчина может оставить семью на хранительницу домашнего очага и посвятить себя высокой цели — увеличению капитала, то у нас так не получается. Нам приходится успевать всюду, поэтому все надо делать основательно. Из плюсов — во властных кабинетах иногда нам проще. Ведь там в основном сидят мужчины и к даме они относятся менее грозно.

Гендерные особенности, конечно, важны. Сильный пол пока не подпускает дам к серьезным капиталам, но эта тенденция уже меняется. Сегодня в крупном бизнесе страны женщины составляют до 15%. В среднем примерно 50 на 50. По данным Международной финансовой корпорации, почти в половине белорусских компаний в состав собственников входят очаровательные представительницы.

Психолог Анна Денисенко уверена: две половинки человечества в деловой сфере не соперники, а партнеры.

У каждого своя психологическая ниша:

— В восточной философии есть понятия “янь” и “инь”. Мужчины — это движущая энергия, женщины — цементирующая стабильность. Эти взгляды можно экстраполировать и на бизнес. Одни более склонны к риску, к производству, созданию нового, они нередко пренебрежительно относятся к торговле. Другие, наоборот, более обстоятельны и внимательны к мелочам. Они терпеливее и даже упорнее в достижении своих целей. Готовы годами понемножку двигаться вперед и поэтому чаще добиваются успеха там, где требуется усидчивость и отсутствие перемен. Уточняю, мы говорим об общей картине, немало бизнес-леди, которые рискуют, фонтанируют идеями, готовы к постоянным изменениям. Однако важен тот факт, что прекрасная половина человечества рациональнее мужчин, и это дает им преимущество.

На самом деле гендерный перекос в малом предпринимательстве обусловлен рядом объективных обстоятельств, говорит заведующий кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины кандидат экономических наук Ольга Башлакова:

— Мы наблюдаем сегодня явный перекос в сторону торговли. Это понятно. В этой сфере скорость оборачиваемости капитала самая высокая. Плюс минимум разрешительных процедур. Самая проблемная область для бизнеса — производство. Здесь необходимы доступные кредиты и простые нормы для открытия предприятия. В реальной жизни все очень сложно. Самое главное, что в обществе не формируется поддержка предпринимательской инициативы. Руководители на местах разрешают или запрещают, а не поддерживают.

В противовес такой позиции пример Китая, там есть льготирование на аренду, льготные кредиты, бесплатные консультации. Плюс необходимо развитие венчурных фондов.

В Китае бизнес дает до 60% ВВП, в Польше — 70%, у нас пока до 30%. Это низкий показатель. Количество предпринимателей ежегодно находится на одном уровне, качественного увеличения почти не происходит. В Евросоюзе, который мы любим ставить в пример за высокий уровень жизни, 70% населения заняты в деловой сфере. Именно бизнес — это путь к самотрудостройству. Чтобы человек мог работать на себя и зарабатывать, привлекать к семейному делу своих близких.

Председатель Гомельской областной организации Белорусского союза женщин Галина Пашед говорит о психологии:

— Сейчас на самом высоком уровне решается, что надо упростить, отменить, разрешить для развития частной инициативы. Мне кажется, мы должны заинтересовывать сегодня молодежь быть более самостоятельной. Не приучать к схеме “отучился — распределился”, а потом высказывать недовольство в соцсетях доходами молодого специалиста. У наших ребят и девчонок должен быть выбор и возможности для открытия собственного дела. Для этого необходимы консультативные советы при местных органах власти, общественных организациях. Мы должны выработать стереотип, что быть успешным полезно для семьи и государства.

Ученые вывели общемировую статистику, что всего 5—7% людей в любой стране могут заниматься бизнесом. Часто ее используют как оправдание отсутствия шагов в развитии частной инициативы. Однако эта статистика неполная, 5—7% — это люди, которые могут становиться руководителями собственного крупного предприятия, создавать рабочие места для 70% населения, формировать ВВП.

На встрече предпринимателей поднимались разные проблемы: необоснованно высокие коэффициенты на аренду, большие налоги на землю, проблемы перевода помещений из жилого фонда в нежилой. Можно составить целый том весьма формалистских запретов и необъяснимых норм. Не зря Президент остро поднял эти вопросы в феврале 2017-го, отметив, что “нужен минимальный набор нормативов, который действительно необходим для начала хозяйственной деятельности и идет от жизни. Субъекты хозяйствования должны четко знать свои обязанности и их объем”.

Когда условия ведения бизнеса понятны и приятны, и у женщин, и у мужчин появляются новые возможности.

МНЕНИЯ

Инна Кустова, директор Общественного объединения содействия развитию частного предпринимательства “Единство”:

— У нас легко стать предпринимателем — нужно буквально два дня. Но чтобы начать свой бизнес, иногда приходится потратить месяц, два, полгода, несколько лет. Причина в жесточайшей бюрократической волоките, основанной на огромном количестве различных согласований. Один из примеров: предпринимательница не может несколько месяцев согласовать вывеску для своего магазина, потому что районному архитектору не нравится ее цвет. Что это за произвол? Человек несет убытки, не работает, не создает рабочие места из-за цветовых предпочтений чиновника. Я уверена, что еще одним тормозом для упрощения процедур начала бизнеса становятся платные услуги государственных организаций. Любая справка, заключение, проект стоят немалых денег, от которых никто не хочет отказываться. В итоге у бизнесмена после многомесячного хождения по кабинетам просто заканчиваются средства. Бизнес регистрируется, не работает и умирает. Такие примеры не единичны.

Наталья Гарайда, визажист:

— Визаж, прически, маникюр — это то, что делают женщины для женщин. Чисто женский бизнес. К сожалению, сегодня многие мастера работают нелегально. В чем проблема? Средний доход от этой деятельности честно не покрывает единый налог и аренду кабинета (примерно 500 рублей). Хотя это такой вид деятельности, который можно осуществлять на дому или с выездом на дом. Уже сам клиент в зависимости от цены и качества будет выбирать, идти ему в салон или к домашнему мастеру. Мое предложение: для увеличения поступлений в бюджет для парикмахеров и визажистов надо оставить только единый налог и отменить ненужные нормы. Эти меры в масштабах страны поспособствуют выходу из тени сотен мастеров.

Ирина Петренко, индивидуальный предприниматель:

— Посещая Италию, Германию, Чехию, Францию, Испанию, мы все ахаем и охаем, какой там сервис в сфере услуг: море семейных кафешек, ресторанчиков, отелей, хостелов. Основа этого уюта — женщина. В 80 процентах семейных ресторанчиков готовит именно женщина. У нас подобная картина пока не возможна. Попробуйте открыть кафе во второй половине своего дома. Все санитарные, пожарные, архитектурные нормы направлены против этого. Вы умеете готовить, но у вас нет диплома — до свидания. Так что, каждая хозяйка, чтобы варить борщ, жарить котлеты, печь булочки, должна получить специальное, а то и высшее образование? Если так нужна бумажка, пусть государство откроет трехмесячные курсы домашних поваров, где будут учить не столько готовить, сколько рассказывать о нормах питания, принятых в мировом общепите. Когда обычная пенсионерка сможет испечь пирожки, прийти с ними на рынок, сдать один пирожок на проверку, продавать свою продукцию и платить с этого минимальный налог, тогда можно будет говорить о реальной свободе предпринимательства.

sb_gomel@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр, 40, Витебск
Варите борщи, жарьте котлеты и пеките булочки без специального образования, разрешений и допусков для своего мужа сколько угодно. Или вы хотите потравить  на хрен всех своими пирожками? В этой борьбе против излишних проверок не скатиться бы нам к другой противоположности, когда никто ни за кого и ни за что не отвечает. При этом наплевательски относясь к любым вообще установлениям и нормативам. А что? Плачу налоги и отстаньте! Все это напоминает давно пройденную риторику 90-х: главное дайте свободу, а рынок все отрегулирует... М-да, развиваемся!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?