Самые пронзительные образы Наталья Андрейченко создала в военных картинах

Леди Совершенство

На этой прохладной, но озаренной светом праздника Великой Победы неделе заслуженная артистка России Наталья Андрейченко отметила свое 65-летие. По голливудской традиции актриса, прожившая не один год в США, не скрывает свой возраст, например, в одном из интервью 60 она назвала «десертом жизни». А что такое 65? Видимо, просто чашечка ароматного капучино, поданного к десерту?..


У  москвички Наташи Андрейченко (хотя детство и юность она провела в подмосковном Долгопрудном) был хороший творческий старт: ВГИК и, пожалуй, одна из лучших на тот момент вгиковских мастерских — Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Мэтры умели не только разглядеть, но и взрастить талант. Интересно, что при поступлении в Щепкинское училище Андрейченко провалилась, а к Бондарчуку попала с первой попытки. К слову, стать актрисой она мечтала с детства — с того момента, как в пять лет увидела по телевизору «Спящую красавицу» Большого театра.

В жизни внешне успешной Андрейченко хватило драматических событий. О каких-то из них она рассказала сама в программе «Секрет на миллион», а о каких-то можно только догадываться. Но Наталья Эдуардовна всегда идет по жизни с прямой спиной.

Русский характер

Ей разрешили сниматься уже на втором курсе ВГИКа, и в этом отношении она находилась в привилегированном положении. Дебютировала в 1975-м в фильмах «От зари до зари» и «Колыбельная для мужчин», увы, оставшихся в истории кино, но никак не в сердцах зрителей. Сыграла эпизод в экранизации чеховской «Степи» Сергея Бондарчука. И когда мучила режиссера: «Сергей Федорович, что мне играть?» — получила предельно лапидарный ответ: «Наташа, играй степь!» В титрах ее героиня обозначена предельно романтично — «девка на снопах».

К моменту окончания ВГИКа на счету Андрейченко было уже пять работ в кино. Звездной стала роль Насти Соломиной в «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Фильм удостоился Гран-при Каннского кинофестиваля.

Свою молодость Андрейченко проводила весьма бурно и никогда не скрывала этого. Кончаловский вспоминал: «Это не женщина, это головная боль. Накануне съемок она исчезала, найти ее было невозможно, где, по каким загульным компаниям ее носило, никто дознаться не мог. Потом она, так же нежданно, как и исчезала, возникала в группе, замечательно работала… В одну из бурных июльских ночей, проходивших вне пределов моего внимания, Наташа Андрейченко, Саша Панкратов и Павел Петрович Кадочников, народный артист СССР, были арестованы милицией за то, что купались голыми в реке — посреди Калинина, нарушали общественный порядок, громко кричали и пели. Подъехала милицейская коляска, их выудили из воды и мокрых доставили в участок».

Самая прекрасная няня

Андрейченко никогда не повторялась и не спекулировала своей славянской красотой. От чисто русских образов в «Сибириаде» Андрея Кончаловского и «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна пришла к элегантной няне из киносказки Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания». В этом фильме она сыграла недостижимый идеал, узрев в этой роли сияние мечты — то, чего не увидела в свое время Анастасия Вертинская, заявив композитору Максиму Дунаевскому: «Макс, я — дочь Вертинского! Какие тридцать три коровы?! Ты в своем уме?..» (Максим Дунаевский был первым мужем Натальи Андрейченко, у них общий сын Дмитрий.)

Голливудские холмы

Наталья Андрейченко всегда была дамой амбициозной. Видимо, не случайно вышла замуж за американца Максимилиана Шелла, лауреата премий «Оскар» и «Золотой глобус» за главную роль в фильме «Нюрнбергский процесс». Она была моложе его на 26 лет. Познакомилась с ним на съемках в СССР мини-сериала «Петр Великий». В 1989 году у них родилась дочь Настя.

Неравному браку Андрейченко с Шеллом и скорому отъезду в Америку в 1991 году почти никто из ее круга не удивился. Эмиграция тогда была в моде. Уезжали многие — от Елены Соловей до Савелия Крамарова. Но и в ее случае чуда не произошло: ничего путного Андрейченко в США так и не сыграла, в 2005 году развелась с Шеллом. После его смерти в 2014-м она унаследовала и долги экс-супруга. Однако новых ярких киноработ не появилось. Вряд ли роли в сериалах «Доктор Куин: женщина-врач» и «Полиция Нью-Йорка», а также в картине «Свечи в темноте» и фильме «Маленькая Одесса», даже получившем «Серебряного льва» на фестивале в Венеции в 1994 году, можно считать ее серьезными актерскими удачами.

«Торговка и поэт».

Голливуд не проникся своеобразием таланта Андрейченко, хотя актриса вспоминала, что весь мир был у ее ног — она читала по пять сценариев в день. Увы, проявить свою уникальную манеру игры за океаном Андрейченко не удалось. Однако в свой «золотой период» она успела покорить сердца миллионов зрителей, и эта любовь с годами не меркнет. В конце концов, 65 — не возраст для актрисы. Самое время играть злодеек, интриганок, аристократок и сердцеедок… Вперед, Наталья Эдуардовна!

Военно-полевой роман


«Военно-полевой роман».
Пожалуй, свои самые пронзительные образы актриса создала в военных картинах — фильмах «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и «Торговка и поэт» Самсона Самсонова по мотивам повести нашего белорусского классика Ивана Шамякина. Андрейченко хорошо чувствовала ретроэстетику. Порой ее героини прячут за внешней хамоватостью и крикливостью ранимость и страх, а вся их агрессивность — лишь защитная реакция. Каким «Оскаром» измерить степень актерской самоотдачи и перевоплощения всей талантливой троицы из «Военно-полевого романа» — Николая Бурляева, Инны Чуриковой, Натальи Андрейченко? Картина, кстати, была выдвинута на «Оскара», но не получила его, уступив антисоветской агитке «Диагональ слона». Однако за свою роль в «Военно-полевом романе» Андрейченко получила приз на международном фестивале в Вальядолиде.


Красота не спасала ее героинь от отчаяния. Зрители полюбили дуэт Натальи Андрейченко с Игорем Костолевским в мелодраме «Прости» по сценарию Виктора Мережко. Для ролей в картинах «Уходя — уходи» и «Дамы приглашают кавалеров» не хватило хорошо прописанных характеров. Стоит вспомнить и запутавшуюся в браке Ирину Куприянову из мело­драмы Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет». И пусть этот фильм не стал шедевром, а режиссер вместе со сценаристом Олегом Даниловым были вынуждены убрать свои фамилии из титров из-за конфликта с продюсерами, нам этот фильм дорог тем, что здесь красавица Андрейченко сыграла вместе с Николаем Еременко — младшим. Самой же экранной истории чего-то действительно не хватило: то ли смелости вый­ти за пределы анекдота, то ли сказалась внутренняя усталость творцов после бурных 1990-х, когда приходилось выживать и думать не о нюансах режиссуры, а о хлебе насущном.

КСТАТИ

В 1987-м за роль в фильме «Прости» читатели журнала «Советский экран» назвали Наталью Андрейченко лучшей актрисой года. А за роль Катерины Измайловой в картине «Леди Макбет Мценского уезда» она была номинирована на кинопремию «Ника» в категории «Лучшая женская роль».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter