Леди с железным характером

Военкор в душе и документалист по призванию Людмила Джураева не понаслышке знает цену выражениям «рисковать жизнью» и «свобода слова»...

Много ли вы знаете тележурналисток на постсоветском пространстве, которые стремятся в «горячие точки»? Мне навскидку припоминается только имя Елены Масюк. В 1997 году она попала в плен, компания НТВ выкупила свою журналистку со съемочной группой, по некоторым данным, за один или два миллиона долларов. На нашем телевидении есть женщина, которую отличает не менее храбрый характер. Военкор в душе и документалист по призванию Людмила Джураева не понаслышке знает цену выражениям «рисковать жизнью» и «свобода слова». Отображать реальность без прикрас она начала на своей исторической родине — в Узбекистане, затем получила предложение работать в России. Но только в Беларуси, по словам Людмилы, она нашла возможность выразить свой журналистский и режиссерский потенциал полностью. Ее авторские программы «Все о безопасности» на телеканале «Лад» и цикл хроникально-документальных фильмов «В интересах безопасности» на Первом канале занимают почетные места лидеров зрительского интереса.


— Людмила, что сподвигло вас заниматься такой сложной темой как война и государственная безопасность?


— Наверное, войну в Афганистане можно считать отправной точкой моей карьеры военкора. Я тогда еще жила и работала в Ташкенте на местном телевидении. На меня произвел неизгладимое впечатление тот факт, что мои сверстники — совсем еще молодые ребята — не возвращались с поля боя. А если и выживали, то оказывались никому не нужными на родине. Помню, ездили мы со съемочной группой к одному солдату домой, который был полностью обездвижен. Я тогда подумала: хорошо, что у него так много людей в семье, есть кому присмотреть. Но ведь было много тяжелобольных, за которыми никто не ухаживал. Конечно, такая щекотливая тема большинством СМИ была закрыта. Но меня это до такой степени потрясло, что я решила создать собственную программу под названием «Еще раз о милосердии», в которой старалась показать реальную жизнь.


— А как вы оказались в Минске?


— Можно сказать, что привез меня сюда мой нелегкий характер. Однажды я поехала в Москву снимать Первые всемирные юношеские игры. Узбеки тогда завоевали немало медалей. В кратчайшие сроки я сделала отличный фильм. Однако ему не суждено было попасть в эфир. Тогдашнее руководство страны потребовало, чтобы я вырезала из него все упоминания о Москве. У меня в голове не укладывалось, как такое можно требовать, если весь мир знал, что Игры проходили в столице России. Это был первый случай в моей журналистской практике, когда меня пытались, грубо говоря, заткнуть. Тогда я впервые и решила, что давить на меня в профессиональном плане не будет никто. После того как мне несколько раз позвонили домой с угрозами, я уехала в Москву. Ангажированность многих российских средств массовой информации, принадлежавших олигархам и, естественно, обязанных выражать их интересы, мне была очень несимпатична. Я решила, что не стоит менять «шило на мыло», и уехала в Беларусь. Сейчас я чувствую, что нахожусь на своем месте.


— Но у нас же тут тишь да гладь, никаких «горячих точек». А некоторые и вовсе жалуются на то, что в Беларуси слишком спокойно... Откуда вы черпаете идеи?


— Ну, во–первых, пока хватает в мире мест, где можно получить свою порцию адреналина. Я бы с удовольствием съездила в Афганистан, Ирак. Да в ту же Чечню! Понимаю, в чем истоки того, что происходит, но хочется увидеть это все своими глазами и попросить белорусов ценить то, что они имеют. Когда не с чем сравнить, кажется, что у кого–то жизнь лучше и насыщеннее. По–моему, мы должны радоваться, что, кроме Великой Отечественной войны, нам и вспомнить–то больше нечего. Мир — это на самом деле очень дорогое удовольствие. Вот постоишь перед разъяренной толпой, которая хочет на куски тебя разорвать только потому, что у тебя не тот цвет волос (потряхивает в воздухе кончиком пшеничной косы), и начинаешь понимать разницу.


— Вы сняли около 30 документальных фильмов. На ваш взгляд, хроникальное кино сегодня — это документ, который можно использовать как достоверный источник, или же это один из популярных жанров ТВ?


— Документалистика — это в первую очередь фиксация истории. С сожалением отмечу, что в Беларуси ее пока не хватает. Конечно, она не приносит такой прибыли, как художественное кино. Но по боевикам и комедиям никто за рубежом не сможет понять, какова Беларусь на самом деле. А чтобы привлечь зрителя к документальному кино, нужно уметь его снимать. Без ложной скромности могу заявить, что у меня это пока получается. Очень приятно, когда звонят на телеканал и просят снять фильм на тему из сферы национальной безопасности именно меня. Значит, я сумела убедить людей, что этот продукт получается у меня лучше, чем у коллег. Единственное условие успеха моей работы — я все делаю сама. Сама пишу сценарий, сама его режиссирую, подбираю помощников и т.д.


— А что вы сами любите смотреть?


— Ой, если бы на это было свободное время... Люблю смотреть любую документалистику, художественное кино, детективы. Кстати, когда смотрю детективы, то в 99% случаев предугадываю развязку. Наверное, потому, что сама стараюсь раскрыть как можно больше преступлений, фактов нарушений закона и прав личности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter