Леди с собачками

Она идет по жизни спортивным шагом
Она идет по жизни спортивным шагом

Настоящая девушка всегда должна чуть–чуть опаздывать! Серебряная призерка последнего чемпионата мира по легкой атлетике Рита Турова показала себя «настоящей мадам». На нашу встречу она припозднилась. На три минутки... Как только поздоровались, спортсменка сразу же обратилась с просьбой: «Пожалуйста, только не называйте меня Маргарита! Меня зовут Рита! Уже устала бороться с коверканьем моего имени, постоянно твержу, что я Рита, а во многих изданиях все равно «обзывают» Маргаритой! А еще я знаю, куда мы сейчас направимся. Во дворик, за этим домом!» «Именно туда, — с изумлением ответил я. — А как вы догадались?» «Мне Надя Остапчук рассказывала, насколько я знаю, вы ведь с ней тоже общались, и тоже здесь», — пояснила Рита. «Вообще–то собирался пригласить вас в ресторан, но раз уж вы настаиваете на дворике...» — отшутился я. И мы отправились в «дальний путь». Уже через минуту я и моя собеседница уселись на лавочку.

— Вспомните, как вы начали заниматься легкой атлетикой?

— Первой пошла сестра. Вскоре «завербовали» и меня. Тренеры Юрий и Мария Максак приходили в школу и набирали детей. В детстве много чем занималась: самбо, волейболом и только в пятом классе стала ходить на легкую атлетику. Если честно, мне особо не нравилось. Несколько раз даже бросала. Но тренеры за мной постоянно бегали и уговаривали заниматься. Первый раз забросила легкую атлетику в 7-м классе, потом еще раз в 9–м. Но когда попала в 1998 году на юниорский чемпионат Европы, стала серьезней относиться. Тогда и стимул появился, в свои 17 лет уже получала в Министерстве спорта зарплату. Параллельно ходила на волейбол. Но наставники сказали, что либо ты вообще нигде не будешь заниматься, либо только у нас. Заставили. И за это огромное спасибо. До окончания 11-го класса тренировалась исключительно в школе. В 10-м классе, правда, пригласили на сборы в Могилев к Федору Кулаковскому, тренеру Валентины Цыбульской. Но мне там очень не понравилось, сбежала оттуда через неделю.

— Почему вы выбрали именно спортивную ходьбу?

— Как–то на тренировке Юрий Максак спросил у одной девчонки, не хочет ли она попробовать себя в спортивной ходьбе. Девочка ответила, что от ходьбы будут кривые ноги. А я сама вызвалась, Максак воспринял мою инициативу скептически. Потом его жена настояла, сказала: «Давай попробуем девочку!» Тренер сам делал мне специальную обувь. Брал обычные шиповки, стачивал шипы, наклеивал вторую подошву, в них я и «чапала». Начала выступать на соревнованиях, и сразу же был заметен прогресс.

— Не знаю почему, но у меня сложилось впечатление, что вы были довольно озорной девчонкой...

— Проблем со мной хватало. Стояла даже на учете в милиции. За драку с другой девочкой. Причем бились серьезно и долго. Я ее все–таки одолела, за что и поставили на учет.

— Как относились родители к вашим занятиям спортом?

— Они не препятствовали, но в то же время и не были от этого в восторге. Потому что из–за спорта училась не очень. Прибежишь домой, портфель бросишь — и сразу на тренировку. Тем более школа находилась в 3 километрах от нашего дома, а ходили пешком. Вот и наматывала в день по 12 километров. На сборы, соревнования родители отпускали без проблем.

— Где вы тренировались после окончания школы?

— Позвали на сборы к Станиславу Шапечко и вскоре зачислили в минское училище олимпийского резерва. И вот до сих пор работаю с этим тренером.

— А поступить в какой–нибудь вуз после 11-го класса не думали?

— Нет. В детстве все отдавала спорту. Тем более тренеры всегда уверяли, что спорт — это дорога в жизнь и возможность выбиться из нашей деревни.

— Дома в Дубровно часто бываете?

— Не очень. По правде, домой меня не тянет. В начале было тяжело, когда только переехала в Минск, постоянно домой ездила, а потом, когда тут прижилась, редко стала посещать Дубровно. Но если занесет на родину, то тренеров навещаю обязательно.

— Когда вы добились первого крупного успеха?

— В 1998 году на Открытом чемпионате Германии. Пятикилометровую дистанцию прошла очень быстро. По приезде домой тренер сказал: «Ты, наверное, на круг меньше всех прошла». Заняла там второе место. Вскоре в Венгрию поехала на соревнования, а там уже нужно было идти 10 километров. Я не готовилась к такой длинной гонке, но выполнила норматив мастера спорта.

— Почему вы бросили ходьбу и в 2001 году перешли в бег?

— Потому что все надоело. Пахала много, тренировалась в группе среди ребят, нагрузки невыносимые были. Терпела, но после одного случая не выдержала. Перед юниорским чемпионатом Европы мне сказали, что если попаду на пьедестал, то отправят на взрослый чемпионат мира в Эдмонтон. Завоевала серебряную медаль. Конкурентка за место в сборной Цыбульская в том году результатов вообще не показывала. На чемпионате страны выиграла у нее около 2 минут. Когда было тренерское совещание, у Шапечко спросили: «Стоит ли везти Турову в Эдмонтон?» Он ответил, что я не готова. После этого и ушла.

— Если у вас не лучшие отношения с тренером, почему бы его не сменить?

— У меня часто появлялись такие мысли, даже сейчас иногда об этом задумываюсь. Но на данный момент банально не к кому идти. Молодых специалистов нет. С другой стороны, есть прогресс у Шапечко, при нем я раскрылась, а если сменю Станислава Эдуардовича, неизвестно, как все пойдет с новым наставником.

— А уехать за границу не думали, сменить гражданство?

— Перебежчиком стать? Уезжать имело смысл в юниорском возрасте, а сейчас уже поздно. Тем более не очень–то и хочется. Пока у нас Президент поддерживает спортсменов, никуда я не уеду, ведь нас ценят.

— Как у вас обстояли дела с финансами после ухода из ходьбы?

— Помогала сестра. В то время у нее был подъем. Теперь у нее неважно, я помогаю.

— Почему и как вы вернулись в ходьбу спустя два года?

— Если честно, возвращаться не хотела. Но со мной в общежитии жил Иван Троцкий, и он меня постоянно убеждал, что бег — это не мое. К его словам не прислушивалась, он только и слышал от меня: «Не дури голову!» Ваня понял, что в одиночку он не справится, и давай подбивать сестру, чтобы она повлияла. Вдвоем начали «капать». Как известно, вода камень точит. Им удалось на меня воздействовать. А Шапечко, кстати, даже не пытался меня вернуть. Когда бросала, он сказал, что если уйду, то к нему уже возвратиться не смогу. И вот как–то пришла в манеж, подошла к Станиславу Эдуардовичу, и он изрек: «Я все равно тебя ждал». Вот так и вернулась.

— Вы преданы ходьбе?

— Спорт люблю, но с ума по нему не схожу. Когда придет время заканчивать, думаю, спокойно это сделаю. Даже сейчас не на все сто процентов отдаюсь спорту. Если будет стоять выбор: побегать или полежать — выберу второе.

— Для чего вообще вы занимаетесь спортом?

— Как и любой профессиональный спортсмен в первую очередь ради денег. Недавно Ольга Кравцова в интервью заявила, что деньги в спорте ее не интересуют. Такого просто не может быть!

— Есть ли у вас какие–нибудь хронические травмы?

— Основные проблемы со спиной. Вообще, тренируюсь не на износ, а, скорее, на здоровье. Поэтому о своем состоянии после завершения карьеры не очень беспокоюсь. В дальнейшем буду стараться работать так, чтобы не стать потом инвалидом.

— Сколько тысяч километров вы прошли за свою жизнь?

— Не знаю. Но в месяц на тренировках преодолеваем 600 — 700 километров.

— Вас часто снимали с дистанций за нарушение правил?

— Всего один раз. На не самых престижных соревнованиях в Минске в манеже. Мы тогда вернулись со сбора из Адлера, и на искусственном покрытии давно не ходила. Поэтому на дистанции прихватило надкостницу, но правила, на мой взгляд, не нарушала. Шла за Цыбульской, которая не могла от меня оторваться. Одному из судей–старичков показалось, что иду неправильно, поскольку он не поверил, что могу так быстро и чисто шагать. Он меня и снял. Через несколько месяцев на турнире в Бресте показала очень хороший результат. Во время гонки этот арбитр стоял рядом с моим тренером и спросил: «Смотри, как хорошо идет, кто это такая, не знаешь, Слава?» Шапечко ему отвечает: «Ты что, не помнишь, ты же ее снял недавно!» Кстати, заметила, что рефери предъявляют ко мне претензии, когда иду медленно. Мне гораздо легче быстро шагать. Когда иду медленно, стараюсь делать широкий шаг и, может, не успеваю выпрямлять ногу...

— Рита, когда «побьем» чемпионку мира россиянку Олимпиаду Иванову?

— Очень хочу с ней посоперничать на дорожке еще раз. Думаю, могу ее обогнать. Надеюсь, встретимся с ней в Токио на чемпионате мира в 2007 году.

— Вы до сих пор обитаете в общежитии?

— Нет. Живем в квартире вместе с сестрой. Купили ее два года назад. Сейчас хочу обзавестись своим жилищем, но не квартирой, а частным домиком.

— Частный домик действительно выглядит для вас идеальным вариантом, ведь, насколько я знаю, у вас несколько собак...

— С детства люблю собак. Тянет меня к этим животным. Сейчас у меня три немецкие овчарки. Выставляю своих питомцев на выставках. Помню, к подобному мероприятию в Минске готовилась больше, чем к своим собственным соревнованиям. Не спала ночами, переживала. Когда пришло время выступления моего кобелька, меня аж затрясло, так волновалась...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter