Леденцы с привкусом смерти

Въезжая на "Опеле" во двор своего дома по улице Коммунистической в Минске, Ольга Ревина вынуждена была слегка притормозить.
Въезжая на "Опеле" во двор своего дома по улице Коммунистической в Минске, Ольга Ревина вынуждена была слегка притормозить. В этот момент возле ее автомобиля внезапно появился человек, который через приоткрытое окно водительской двери показал удостоверение сотрудника милиции и попросил Ольгу выйти из машины. Ревина резко ударила по газам, сбив оперативника. Только когда коллега пострадавшего выхватил табельный пистолет, Ольга Ревина остановилась. Столь агрессивное поведение дамы во время незапланированного "рандеву" с милиционерами объясняется тем, что в капюшоне ее куртки был спрятан пакетик с наркотиком метадоном. И это обстоятельство не сулило Ревиной ничего хорошего...

Младший научный сотрудник Института биоорганической химии Национальной академии наук 32-летний Виктор Грач был из тех счастливцев, для которых работа является любимым увлечением. Дома у него был собран целый арсенал химического оборудования, приборов и реактивов. Надо полагать, это было проявлением "чистой любви" к науке, поскольку никакими опытами Грач своей семье не досаждал. Экспериментами Виктор Леонидович занимался исключительно в рабочее время. Впрочем, там полету его научной мысли явно не хватало простора. Дело в том, что после окончания факультета биологии БГУ Грач 7 лет проработал в Институте радиобиологии Академии наук. А когда узнал, что его родное учреждение вскоре перебазируется из Минска в Гомель, перешел в более стабильный Институт биоорганической химии на должность младшего научного сотрудника лаборатории нуклеотидов и полинуклеотидов. Грачу поручали вначале выполнение самых простейших операций. Как впоследствии призналась заведующая лабораторией, поисковых и научных работ Грач самостоятельно не проводил, а трудился строго по предварительно разработанным методикам. Видимо, для столь увлеченного человека, как Виктор Леонидович, этого было явно недостаточно. И в какой-то мере это обстоятельство могло предопределить ход последующих событий...

По версии Грача, озвученной на суде, в 2002 году он познакомился с неким Андреем Ревиным. Когда их отношения стали достаточно доверительными, Ревин признался, что балуется наркотиками, но очень хочет избавиться от пагубного пристрастия. Для этого якобы ему необходим препарат метадон. А поскольку Виктор Грач является химиком, не мог бы он помочь своему товарищу и изготовить хотя бы пару "целительных" доз? По словам Виктора Леонидовича, предложение его заинтересовало. Он решил выяснить, можно ли это вещество синтезировать "в частном порядке". Для этого пришлось засесть за изучение специальной литературы. В конце концов, в некоторых реферативных и химико-фармацевтических журналах (в том числе в "древнем" журнале "Медицинская промышленность СССР") Грач отыскал подробное описание полного технологического процесса изготовления метадона, включающее в себя формулы и перечень необходимого оборудования. Горе-химик решил рискнуть. Для производства метадона необходимы были два ключевых ингредиента, которых в Беларуси Грач не нашел. Поэтому он попросил о помощи свою знакомую, под чьим руководством работал еще в Институте радиобиологии и которая сейчас живет за границей. В один из своих приездов в Минск она привезла Грачу три банки емкостью по 500 граммов нужного вещества. А потом уже сам Виктор Леонидович во время туристической поездки разжился необходимыми препаратами. После этого Грач прямо на своем рабочем месте в лаборатории института стал изготавливать метадон. Впоследствии на суде эксперт пояснял, что избранная Грачом методика производства метадона - "теоретически качественная". Причем два ключевых вещества, которые при этом использовал обвиняемый, в нашей стране, как ни странно, даже не входят в перечень запрещенных веществ! Возможно, это дилетантское мнение, но автору этих строк процесс синтеза наркотика, описанный в материалах уголовного дела, показался весьма трудоемким. Готовый продукт хранился прямо в ящике рабочего стола научного сотрудника. Однако ни коллеги Грача, ни его руководство ничего и не заподозрили. Хотя подпольная лаборатория действовала в течение нескольких лет. Сколько всего метадона было изготовлено за это время, не вспомнил в итоге даже сам производитель. Хотя признался в суде, что за реализацию наркотика получал деньги...

5 февраля нынешнего года, как показал в суде Грач, Ревин в очередной раз попросил передать некоторое количество метадона. Сказал, что за наркотиком к магазину "Европейский" на проспекте Скорины подъедет его жена Ольга. В условленном месте Грач и передал Ольге Ревиной один пакетик метадона массой примерно 1 грамм, упакованный в коробку из-под леденцов "Минтон". С этими "леденцами" женщину вскоре и задержали во дворе собственного дома сотрудники милиции. А на следующий день был обезврежен и сам поставщик, у которого в ходе обысков было изъято около 200 граммов промежуточного продукта производства метадона и около 90 граммов самого метадона. Кроме того, у него была обнаружена весьма специфическая информация. Например, обзорная статья, посвященная наркотическим анальгетикам пиперидиновой группы; электронные варианты книг о кактусах рода Lophophora, содержащих психотропное вещество мескалин, а также книги о синтезе психотропных веществ, производных индола. А еще - электронные варианты научных статей, в которых описываются синтез и химические свойства различных соединений, в том числе наркотических, психотропных и взрывчатых.

Опасное рационализаторство в итоге стоило Виктору Грачу шести лет свободы - к такому сроку заключения он был приговорен судом.

Случай производства наркотика с использованием "мощностей" академического института в нашей стране можно считать уникальным и вопиющим. Но он должен стать тревожным звоночком для руководителей всех организаций, в чьем ведении находится любое оборудование, потенциально привлекательное для различного рода преступников. Иначе благодушие и бесконтрольность могут стоить очень дорого. В соседней России факты обнаружения подпольных нарколабораторий фиксируются довольно часто. И в роли главных действующих лиц там тоже фигурируют отнюдь не дилетанты, слабо знакомые даже с таблицей Менделеева. Скажем, в Новосибирске к 5 годам лишения свободы приговорен кандидат химических наук, старший научный сотрудник Конструкторско-технологического института монокристаллов Сибирского отделения РАН. Он по заданию местных криминальных группировок изготавливал метадон в лаборатории химических исследований своего института. Подпольную лабораторию по производству синтетических наркотиков устроил у себя дома 26-летний аспирант химического факультета Санкт-Петербургского технологического университета, которого задержали при попытке продать бром-амфетамин. При обыске сотрудники милиции изъяли 14 граммов готового наркотика, компоненты для его изготовления, лабораторное оборудование, а также добросовестно составленные химиком конспекты с описанием технологии приготовления синтетических наркотиков - метадона, фенамина, "экстази" и ЛСД.



КСТАТИ. Версия Виктора Грача об изготовлении им метадона для нужд больного наркоманией друга подтверждает, что осужденный в итоге химик досконально изучил суть вопроса. Дело в том, что в некоторых странах метадон действительно применяется для спасения от героиновой зависимости. Там полагают, что метадон позволяет наркоману снять симптомы абстинентного синдрома, так называемой ломки, а постепенное снижение дозы препарата под наблюдением врача может привести к полному отказу от употребления наркотиков. Однако существенным недостатком метадоновой программы является то, что к метадону, как и к любым другим опиатным и опиатоподобным препаратам, в относительно короткие сроки развивается физическая зависимость. По утверждению специалистов, абстиненция в этом случае протекает даже тяжелее, чем при героиновой зависимости. Исследования французских ученых показали, что употребление метадона вызывает приступы агрессии, часто приводит к алкоголизму. Кроме того, около 70 процентов пациентов, употребляющих метадон, принимают и другие наркотики. Метадон, в отличие от героина, нередко приводит к остановке дыхания, а в США от передозировки метадона погибло больше наркоманов, чем от передозировки героина. Метадон разрушает организм, способствует выведению из него кальция. В результате появляются боли, кости становятся хрупкими и легко ломаются. Так что неудивительно, что еще в 1989 году Парламентская Ассамблея Совета Европы разослала правительствам всех стран документ с рекомендацией запретить на государственном уровне легальное и нелегальное распространение метадона.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter