Чем сумасшедшая конкуренция среди российских фигуристок-одиночниц может помочь Беларуси?

Лед тронулся

20 января в Австрии стартует чемпионат Европы по фигурному катанию.

На этом турнире самое большое внимание наверняка будет приковано к женским состязаниям, которые в последние недели стали одной из наиболее обсуждаемых спортивных тем. В прошлом январе континентальный форум принимал Минск, а одной из самых звездных его участниц была олимпийская чемпионка из России Алина Загитова. На льду «Минск-Арены» эта фигуристка стала лишь второй — проиграла еще одной россиянке Софье Самодуровой. Но на чемпионате в Австрии не будет обеих. Перед новогодними праздниками Загитова заявила, что решила приостановить свою спортивную карьеру. 17-летняя фигуристка сделала акцент на том, что со спортом она не заканчивает: будет и дальше тренироваться и выступать в шоу. Не примет участия в турнире и Софья Самодурова — на чемпионате России она стала лишь девятой, почти 70 баллов проиграв победительнице — Анне Щербаковой. Которая, к слову, не так давно вместе с другими призерами чемпионата страны, вундеркиндами группы Этери Тутберидзе Аленой Косторной и Александрой Трусовой, блистала в финале Гран-при в Турине. Эти три 15—16-летние спортсменки и будут бороться за медали чемпионата Европы

Алина Загитова решила приостановить карьеру — пока олимпийская чемпионка сосредоточилась на выступлениях в ледовых шоу.
Фото Юрия Мозолевского

Для многих решение Загитовой поставить карьеру на паузу стало сенсационным. После того как в СМИ появилась информация о больших планах фигуристки на ближайшее время — например, о том, что ее участие в ледовых шоу расписано на несколько месяцев вперед, специалисты и болельщики стали задаваться вопросом: сможет ли Алина после этого вернуться в спорт и снова бороться за награды? Да еще и в условиях, когда более молодые соперницы наступают на пятки. На самом деле в том, что фигуристки завершают карьеру в молодом возрасте, нет ничего удивительного. Олимпийская чемпионка украинка Оксана Баюл выиграла золото главного старта четырехлетия в 16 лет и ушла из большого спорта. Американка Тара Липински, в 15 лет победив на Играх, ушла в профессиональные ледовые шоу. Еще одна фигуристка из США Сара Хьюз стала олимпийской чемпионкой в 16 лет, а в следующем году попрощалась со спортом. Еще один достаточно свежий пример — россиянка Юлия Липницкая. В 15 лет она стала чемпионкой Олимпийских игр в командном турнире, но тот сезон так и остался самым успешным в карьере спортсменки. Липницкая взрослела. Результаты падали, появились травмы и начались проблемы с весом, которые фигуристка пыталась решить кардинальными методами — отказавшись от еды. На пятки наступали молодые фигуристки, и в итоге Юлия прошла лечение от анорексии и в 19 лет заявила о завершении карьеры.

Руководитель технического комитета Директората по фигурному катанию на коньках Белорусского союза конькобежцев Александр Морозов говорит:

— В 16—17 лет у девочек начинается переходный возраст, и происходят физиологические и гормональные изменения. Организм сильно перестраивается, растет, у спортсменок нарушается координация движений. Приходится корректировать прыжковую технику, которую им ставили в детские годы — с 4 до 13 лет, то есть 8—9 лет работы надо полностью пересматривать. Не все могут это сделать. Только процентов 10 проходят через этот возраст и после 18 лет продолжают прогрессировать. Остальные 90 процентов ломаются, не могут перестроить свое тело.

Современное фигурное катание, говорит Александр Морозов, построено на прыжках и чем-то похоже на акробатику и цирковое искусство. Парни, выступающие в одиночном катании, переходный возраст переносят проще. Девушки же понимают, что новые сложные элементы им в их возрасте разучить будет трудно, а без них конкурировать с более молодыми и верткими девушками сложно. Высокая конкуренция — еще одна причина, по которой фигуристки уходят из большого спорта. Особенно в странах, где скамейка запасных насчитывает не единицы, а десятки спортсменов. Взять, например, Россию. Новое поколение учениц Этери Тутберидзе уже не раз заставило мир восторженно затаить дыхание — в 14 лет девчонки прыгают четверные прыжки и выполняют сложнейшие элементы, устанавливая новые мировые рекорды. Специалисты спорили: не стоит ли поднять возрастную планку в фигурном катании, чтобы, например, взрослый уровень начинался с 15—17 лет, а красивейший вид спорта не терял свою эстетику и женственность? Сложность элементов — не единственная причина огромной популярности фигурного катания во всем мире. Важнейший компонент этого вида спорта — артистизм, без которого фигурное катание превращается в робототехнику. Именно такое сравнение приводит заслуженный тренер России Нина Мозер.

15-летняя Анна Щербакова выиграла чемпионат России в Красноярске и готовится бороться за медали чемпионата Европы.
Проблему взросления остро переживают фигуристки во всем мире. В Беларуси, где пока сумасшедшей конкуренции среди одиночниц нет, она тоже существует.

— Детско-юношеские спортивные школы по всей стране готовят немало фигуристок до 14—15 лет, но большинство из них в этом возрасте заканчивают со спортом, — говорит Александр Морозов. — Оканчивают школу и уходят — таких около 90 процентов. А что дальше? Многие получают образование. Кроме того, у фигуристов есть возможность уйти в ледовые шоу. Правда, попасть туда не так просто: чтобы получить сольные партии, нужны хорошие спортивные регалии. Если их нет, можно оказаться, например, в кордебалете. Некоторые белорусские фигуристы после завершения карьеры тоже пошли по этому пути — те, кто в прошлые годы выигрывал чемпионаты страны, выступают в разных странах. Виктория Ковалева и Юрий Беляев, Александр Казаков, Виталий Лученок, Алексей Мелехин… Но большинство уходит из спорта. Лишь единицы становятся тренерами.

В женском одиночном катании на Олимпийских играх Беларусь была представлена лишь однажды — в 2002 году за нашу страну выступала российская фигуристка Юлия Солдатова. В последние годы на крупные международные старты отбирались наши спортивные пары в танцах на льду да мужчины-одиночники. Ни одной из девушек не удалось набрать технический минимум и для выступления на чемпионате Европы, который в прошлом году принимал Минск. В Белорусском союзе конькобежцев говорят: и сейчас можно было бы укомплектовать российскими спортсменами нашу национальную команду. Но приглашение в сборную легионеров — не панацея, уверяет председатель Директората по фигурному катанию на коньках Белорусского союза конькобежцев Юрий Тишков:

— В первую очередь мы принимаем меры для того, чтобы создать стимул к росту у наших нынешних юниорок: мы задаем им новые ориентиры. Строго следим за соблюдением спортивного принципа и поощряем тех, кто этим нашим ценностям следует. Но в составе взрослых фигуристок у нас, к сожалению, нет спортсменок, которые легко преодолевали бы технический барьер для участия в чемпионатах Европы, и в эту категорию мы пригласили девушку из Москвы — Викторию Сафонову. Она легко набирает технический минимум и в этом сезоне выступит на чемпионате континента. Более юные девушки, которые идут за ней — Милана Ромашова, Анастасия Сидоренко и Анастасия Балыкина, — тоже вышли на неплохой уровень: уже могли бы выступать на чемпионате Европы и проходить квалификацию из короткой программы в произвольную. Но пока не все из них вошли даже в юниорский возраст — это девушки 2005—2007 годов рождения и наше завтра.

На вопрос о том, как появился вариант с приглашением в Беларусь Сафоновой, Юрий Тишков отвечает: после предложения, озвученного Главой государства Александром Лукашенко, в БСК поступило множество запросов из России и других стран.

Виктория Сафонова, перейдя в белорусскую сборную, уже не раз становилась призером международных турниров.
Фото Алексея Вязмитинова

16-летняя Виктория Сафонова живет и тренируется в Москве. Юрий Тишков говорит: во время переходного возраста не растеряла того, что умела, и сейчас прыгает даже олимпийский каскад Загитовой. Среди главных достижений фигуристки — победа на международном турнире Ice Star в Минске в 2018 году, золото международного турнира в Риге, завоеванное уже под белорусским флагом в минувшем ноябре. А еще серебро декабрьского турнира серии «челленджер» в Загребе, где, кстати, Сафонова проиграла только опытной россиянке Елизавете Туктамышевой и опередила Софью Самодурову, занявшую четвертое место. Кроме Виктории, в нашу команду пригласили 25-летнего одиночника Константина Милюкова, вошедшего в шестерку лучших на прошлом чемпионате России. Правда, он на чемпионате Европы выступать не будет — к этому старту готовится серебряный призер чемпионата Беларуси Александр Лебедев, который, к слову, переехал в Витебск из России почти два года назад.

— Результат Виктории Сафоновой на чемпионате Европы будет зависеть от того, насколько высокой будет конкуренция на нем. Фигурное катание совершило большой рывок: в командах других стран — Польши, Азербайджана и так далее — также много российских легионеров. Даже с прошлого года конкуренция сильно выросла, поэтому мы ставим перед Викторией задачу войти в десятку сильнейших. Если удастся это сделать, на следующем чемпионате Европы Беларусь получит еще одну квоту в женском одиночном катании, и сегодняшние юниорки смогут выступить на этом турнире.

В целом, продолжает Юрий Тишков, в Белорусском союзе конькобежцев ставят комплексную задачу. С одной стороны, нужно как можно быстрее показать результат, и проще всего это сделать через приглашение легионеров.

— Но если решать ее только так, то у белорусских спортсменов, которые пока заведомо слабее, не будет стимула прогрессировать. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы нацелены на то, чтобы именно наши, белорусские спортсмены, выравнялись в мастерстве с общемировым уровнем. Судя по тому, какие результаты они показывали на чемпионате Беларуси и этапах юниорского Гран-при, пока все получается — у девочек за год они выросли баллов на 20 с лишним, у парней — и того больше.

Для работы на перспективу нужны не только спортсмены, но и тренеры. Юрий Тишков заверяет: в Беларуси есть специалисты, которые способны вывести воспитанников на серьезный международный уровень, — вопрос стоит главным образом в создании правильных стимулов, чем сейчас и занята федерация, и небезрезультатно: 8-е место на этапе Гран-при среди юниоров, победы и призы на официальных стартах ISU — заметный шаг вперед. К тому же полгода назад пришло усиление: нашу национальную команду возглавил олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира Олег Васильев.

Путь наверх

Приглашение российских фигуристов в нашу сборную — история не новая. За Беларусь выступали Татьяна Навка, Сергей Давыдов и другие спортсмены. Председатель Белорусского союза конькобежцев Юлия Комлева говорит, что процедура перехода спортсмена из одной страны в другую достаточно проста:

— Если спортсмен на протяжении года не участвовал в международных соревнованиях и федерация страны, которую он представлял, не препятствует переходу, карантина не будет. Фигуристы получают необходимые документы, и их направляют в Международный союз конькобежцев. Когда эта организация утверждает переход спортсмена, он получает сертификат, позволяющий представлять нашу страну на любых соревнованиях. Если же фигуристы выступали на международных стартах в прошлом сезоне, им придется переждать один год карантина. Когда сейчас мы вели речь о расширении белорусской сборной, обсуждали несколько достойных кандидатур. Мы заинтересованы в перспективных фигуристах. Викторию Сафонову посоветовала Елена Чайковская, которая курирует эту спортсменку и с которой мы сотрудничаем уже очень много лет. Пока Виктория своими результатами оправдывает авансы.

Приглашение легионеров, подчеркивает Юлия Комлева, — одна из вынужденных мер и один из путей развития фигурного катания в нашей стране. Благодаря их привлечению белорусские спортсмены начинают подтягиваться в своем уровне. С ней соглашается олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин, считающий, что приглашение зарубежных спортсменов может стать катализатором для дальнейшего развития, ведь благодаря появлению новых и звучных имен все больше людей вникает в суть фигурного катания, после чего и возникает цепная реакция. Яркий пример приводит Александр Жулин:

— Взять, например, тренера Этери Тутберидзе. У нее была ученица Полина Шелепень — первая воспитанница, которая начала прыгать тройные прыжки в каскадах и не только. После нее появилась Юлия Липницкая. Началась конкуренция. Спортсмены из других групп понимали, что Тутберидзе — это бренд. Почти штамп, говорящий о том, что, тренируясь у нее, ты окажешься наверху. И сейчас мы наблюдаем результаты этого процесса. Если создать конкуренцию в Беларуси, прогресс будет: фигуристы будут понимать, что им нужно тренироваться еще больше, чтобы соответствовать уровню сильных соперников.

МНЕНИЕ

Александр Жулин, заслуженный тренер России:

— Мы живем в то время, когда происходит какой-то слом идеи. Сейчас девочки на чемпионате России по своим результатам обыграли бы парней. В женском фигурном катании произошел феноменальный скачок. Прогресс идет, и, возможно, даже следующую Олимпиаду будут выигрывать уже не Трусова и Щербакова. Они будут «старыми», а побеждать будут другие девушки.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter