Молодежный чемпионат мира по хоккею, который пройдет в «Чижовка-Арене», называют особенным и связывают с ним большие надежды

Лед тронется?

С 9 по 15 декабря площадка «Чижовка‑Арены» превратится в место лютого ледового побоища: Минск примет молодежный чемпионат мира по хоккею в дивизионе 1А. На кону путевка в высший свет, которую получит лишь победитель. А потому права на осечку у нашей сборной нет.

Победы сладкие мгновения...

Главный недостаток молодости в том, что она быстро проходит. Но понимаешь это потом, спустя годы, когда ворошишь страницы памяти и с удивлением вдруг обнаруживаешь, что события, которые случились словно вчера, от реальности отделила целая временная пропасть.

Весной 1990 года хоккеисты минской Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) стали победителями молодежного чемпионата СССР. Наши ребята не имели в те годы выхода на международный уровень, и эти соревнования были для них главной проверкой прочности и основным мерилом уровня мастерства. Победить в той мясорубке было не просто сложно, а почти невозможно — первоклассные хоккейные школы Союза (передовики мировой системы подготовки!) бились за звание лучшего. И это, безусловно, веха, о которой не стоит забывать, чтобы чтить традиции белорусского хоккея: на закате существования СССР нашим парням удался маленький подвиг. Поочередно победив «Торпедо» (Усть‑Каменогорск) — 9:1, «Трактор» (Челябинск) — 8:2, ЦСКА — 10:3, «Сибирь» (Новосибирск) — 7:5, СКА (Ленинград) — 11:2 и «Динамо» (Рига) — 5:2, белорусы стали чемпионами! Единственное поражение команде нанесло московское «Динамо» (1:5), но и москвичей, в составе которых было 8 (!) игроков сборной СССР, мы в итоге в турнирной таблице обошли. Много было в той команде талантливых пацанов, которым наперебой прочили большое будущее. Однако далеко не всем из них впоследствии удалось раскрыть свой огромный потенциал. На серьезном уровне заиграли лишь трое: лучший бомбардир турнира Олег Антоненко да пара защитников — Александр Макрицкий и Владимир Копать. Остальные по разным причинам или вовсе вскоре с хоккеем распрощались, или выступали на местечковом уровне. И в этом главное коварство юношеского хоккея: он выдает много авансов, но требует затем отработать их кровью и потом. А молодость многое может, однако не слишком, увы, много знает. Но и это понимаешь много позже. Потом, когда вернуть утраченное уже невозможно...

Проба пера

Ноябрь 1992‑го для нашего хоккея выдался унылым и злым. Он цинично отвозил нас лицом по льду и, скомкав как ненужную бумажку, выбросил за борт. Чтобы просто пробиться в минорную группу «С», сборной Беларуси предстояло сыграть в отборочном турнире: в Минске с командами Казахстана и Украины. Национальная сборная помощью родных стен не воспользовалась, пропустив вперед очень сильных тогда украинцев. А спустя всего неделю первые официальные поединки в истории в точно таком же отборочном раунде предстояло сыграть и молодежке. Фактически с теми же соперниками: к украинцам и казахам добавились еще литовцы.

Тренировка сборной накануне чемпионата.

Команду к турниру готовил Анатолий Варивончик, взяв в помощники Андрея Сидоренко и Владислава Астапенко. То были интересные времена, которые наложили серьезный отпечаток как на организацию турнира в целом, так и на результат. Жить самостоятельно Беларусь только училась, нащупывая свой путь, словно котенок, тыкаясь носом наугад. Получалось не везде и не всегда. Планировалось, что отправляться в мир большого хоккея со стартовой площадки Дворца спорта будет совершенно не та команда, которая в итоге вышла на лед. За бортом сборной оказались 9 основных штыков. Они играли в Гродно под руководством Варивончика, тренер прекрасно знал их способности и рассчитывал идти в бой именно с этой проверенной бригадой. Но в итоге никого из них заявить для участия не удалось: защитники Ренат Азизов и Алексей Печенкин, нападающие Алексей Монахов, Ильшат Кадыров, Роман Бобров, Сергей Олимпиев, Константин Фролов, Иван Сеньгов и Виктор Минин остались не у дел. По простой причине: у парней не оказалось белорусского гражданства. Все они родились за пределами Беларуси, но в единой на момент появления на свет стране — СССР. Практика приглашения игроков из других регионов державы была тогда общепринятой, национальности перемешались на огромной территории в единый компот, но теперь ставшими вдруг варягами игроков необходимо было регистрировать официально. В Международной федерации хоккея поспешили уведомить, что пропуском в сборную может в качестве исключения послужить не только паспорт, а любой документ, подтверждающий гражданство. Даже справка. Но ее почему‑то сделать игрокам не удосужились. Журналисты обвинили тогда во всем нашу федерацию, председательствовал в которой Евгений Анкуда. Трудно сказать, как бы все закончилось для сборной Беларуси, соберись она в полном боевом составе, и как бы в дальнейшем сложились судьбы этих хоккеистов (никто из них потом в хоккее успехов не достиг), да только рассуждать об этом сегодня — занятие бессмысленное: история не терпит сослагательного наклонения.

Юный Руслан Салей.
Писать первые строчки в истории молодежной сборной пришлось в итоге тем, кто оказался под рукой. Но и среди них нашлись весьма достойные ребята. Вратари Андрей Мезин и Юрий Ивашин; защитники  Сергей Еркович и Олег Тетерев, Руслан Салей и Сергей Стась; нападающие Олег Белкин и Константин Татаринцев, Павел Деркач и Виталий Валуй, Виталий Козель и Дмитрий Башура, Андрей Андриевский и Сергей Чернявский, Алексей Ложкин и Дмитрий Панков. Увы, и здесь, как неделей ранее, случился форменный конфуз. В первом поединке сборная Беларуси уступила команде Украины — 0:3, во втором проиграли казахам — 0:4. За два матча не сумели ни разу распечатать ворота соперника и лишились всех шансов на победу в турнире. Первой исторической шайбы «молодежки» пришлось ждать аж до третьего поединка. Она оказалась на счету Алексея Ложкина. Литовцев наша команда победила легко (19:0), Андрей Зазулинский и Олег Белкин отличились аж по пять раз, но это уже ничем сборной помочь не могло — из группы вышла сборная Украины. Далее Мезин и Салей, Стась и Еркович, Ложкин и Панков добились серьезных успехов как в индивидуальной карьере, так и со взрослой сборной страны. А Виталий Валуй и вовсе коньки на гвоздь повесил всего пару лет назад, разменяв на льду пятый десяток и став главным героем известной кричалки «Атакуй не атакуй, все равно забьет Валуй!».

Первый раз в высший класс

Константин Кольцов в форме «Питтсбурга».
Путь из глубин мирового хоккейного океана на его поверхность занял у молодежной сборной Беларуси 6 лет. В конце декабря 1998‑го наша команда под управлением Михаила Захарова загрузилась в самолет и улетела в Канаду, где дебютировала в высшем дивизионе. Захаров, который за пару месяцев до старта спорил на коньяк, что белорусы на чемпионате попадут в шестерку сильнейших, взял с собой 22 хоккеиста. Вратари — Виталий Аристов, Андрей Фролов; защитники — Николай Васюкович, Алексей Андреев, Вадим Новицкий, Денис Григорцевич, Антон Пульвер, Виктор Костюченок, Сергей Паклин, Евгений Кривомаз; нападающие — Павел Белый, Евгений Курилин, Василий Рытвинский, Андрей Мороз, Павел Волчек, Максим Слыш, Александр Плюх, Илья Бубенщиков, Егор Цуриков, Андрей Шевелев, Константин Кольцов, Андрей Овсянников.

Основную ставку тренер сделал на игроков «Юности», которую сам же и возглавлял — их в ростере оказалось 14 человек! Из других белорусских клубов больше не было никого, а основную ударную силу представляла пятерка легионеров — наиболее талантливых юношей, на которых уже обратили внимание скауты. Кривомаз пытался закрепиться в «Динамо‑Энергии» из Екатеринбурга, Белый пробовал пробиться в основной состав «Северстали» из Череповца, где уже во всю играл Кольцов, а Бубенщиков пробивался в состав чешского «Баника». Единственным представителем заокеанских молодежных лиг в составе оказался Курилин, выступавший за «Анкоридж Эйсис». Дружина подобралась вполне боеспособная, и многое должны были решить стартовые поединки.

И действительно, первый блин мог получиться совсем не комом, удержи наши парни перевес в первом матче против Швейцарии. Сборная Беларуси быстро повела в счете — 2:0, потом выигрывала 3:2, но в итоге уступила — 3:4. Основной воз тянули на себе две пятерки: Пульвер — Костюченок, Шевелев — Полюх — Слыш; Андреев — Кривомаз, Кольцов — Курилин — Белый. Особенно хороша была вторая тройка нападения, которая время от времени показывала просто великолепную игру. В итоге форварды набрали львиную долю всех результативных очков команды (Кольцов — 7 (4+3), Курилин — 7 (2+5), Белый — 6 (2+4)) и не раз признавались лучшими игроками матча. Но их усилий, увы, оказалось недостаточно, чтобы отстоять место в высшем дивизионе: с казахами сыграли 2:2, остальные матчи проиграли: России — 0:10, Швеции — 4:5, Чехии — 2:10 и сборной США — 2:7.
Юношеский хоккей коварен: он выдает много авансов, но требует затем отработать их кровью и потом.
Михаил Захаров, скромно похвалив лидеров и, отметив добрым словом 15‑летнего голкипера Виталия Аристова (самого юного игрока чемпионата!), в своей критике после возвращения на родину был беспощаден: «Просто беззубо сыграл вратарь Фролов. Вы бы видели, какие шайбы он умудрялся пропускать: и между ног, и над головой, и от синей линии... А Слыш вообще отчислен из «Юности». Команда проигрывает, а ему плевать: ходит с ухмылочкой на лице, хихикает... Это же касается и Григорцевича. Только и умеют, что просить: клюшка не та, лед плохой, массажиста подавай.... Таких людей нужно гнать в шею!»

После чемпионата Константин Кольцов был задрафтован клубом НХЛ «Питтсбург Пингвинз» и через несколько лет провел в сильнейшей лиге мира несколько сезонов. А вот остальным, к сожалению, построить серьезную карьеру в хоккее не удалось. Виталий Аристов играл за фарм‑клуб «Керамина» до сезона 2002/03 годов, а после завершил карьеру из‑за проблем со здоровьем. Талантливый Павел Белый, увы, тоже был вынужден закончить по причине травм. И это, быть может, самая большая потеря сборной того образца. Но в хоккее нападающий все равно себя нашел, много лет выступая в команде Президента и исправно набирая в играх результативные баллы — снайперский и ассистентский дар игрок не растерял и поныне. Евгений Курилин пытался закрепиться в российских клубах, но это ему не удалось, и основную часть карьеры хоккеист провел в Минске. А вот действительно уволенный по итогам первенства из «Юности» Максим Слыш потом еще долго выступал под руководством Михаила Захарова и единственный, кто играет на профессиональном уровне до сих пор (в чемпионате Беларуси за «Могилев»). Так бывает, у судьбы порой очень интересные сюжетные повороты...

Идем на взлет

Нынешний чемпионат мира, который пройдет в «Чижовка‑Арене», многие называют особенным и связывают с ним большие надежды. Говорят о выходе белорусского хоккея на новую высоту. О том, что такого мощного состава у нас не собиралось давно. Что эти ребята способны на многое, и даже утверждают, что они — наше блистательное будущее.

Алексей Протас уверен, что поддержка болельщиков поможет сборной добиться успеха на домашнем турнире.

Волна молодого поколения, которое стало наконец появляться в нашем хоккее, — это закономерный результат открытия ледовых дворцов и специализированных школ по всей стране. Такое развитие событий настраивает на оптимистический лад. И зрители, которые придут в «Чижовка‑Арену», действительно вполне могут увидеть контуры национальной команды ближайшего будущего — выспевает целый куст талантов. Алексей Протас и Илья Усов, Владислав Колячонок и Илья Соловьев, Владимир Алистров и Евгений Оксентюк... Все они на карандаше у скаутов НХЛ и, хочется верить, осуществят мечту — сыграют в сильнейшей лиге мира и сумеют себя там зарекомендовать. Оптимистичен и главный тренер сборной Дмитрий Дудик, который верит в своих парней и говорит, что сильны не только наши «американцы», но и те, кто выступает дома. Ударной тройкой команды наставник называет сочетание Никита Пышкайло — Павел Ажгирей — Илья Крылович, отмечает и других парней, утверждая, что конкуренция в этой команде очень высока...

Владислав Колячонок.

О справедливости всех этих слов и выданных авансов расскажет только время, когда спустя лет 20 мы будем снова ворошить пожелтевшие страницы нашей памяти. А пока, наученные опытом, воздержимся от пафоса и громких слов в преддверии скорого старта. Просто скромно помолчим и подождем. Не 20 лет, конечно, а хотя бы до конца первенства. Тогда и сделаем первые выводы.

КАНДИДАТЫ В СОСТАВ

Вратари: Никита Толопило (2000, «Динамо» Мн, КХЛ), Ростислав Зиновенко (2001), Алексей Колосов (2002, оба — Беларусь U20); защитники: Владислав Колячонок (2001, «Флинт», OHL), Илья Соловьев (2000, «Сагино», OHL), Владислав Барковский (2001), Дмитрий Козорез (2001), Александр Шкрабов (2000), Владимир Ерменков (2000), Алексей Котеловский (2000, все — Беларусь U20); нападающие: Алексей Протас, Илья Усов (оба — 2001, «Принс‑Альберт», WHL), Владимир Алистров (2001, «Эдмонтон», WHL), Евгений Оксентюк (2001, «Флинт», OHL), Валентин Демченко (2002, «Бе Комо», QMJHL), Виктор Масилевич (2000, «Су Сити», USHL), Виталий Пинчук (2002, «Кингстон», OHL), Андрей Павленко (2000, оба — «Динамо» Мн, КХЛ), Нассер Субхи (2001, «Гомель»), Павел Ажгирей (2000, «Неман»), Никита Пышкайло (2000, «Динамо‑Молодечно»), Егор Буяльский (2001), Илья Крылович (2000), Александр Пальчик (2002), Олег Качеловский (2001, все — Беларусь U20).

Главный тренер — Дмитрий Дудик. Ассистенты — Александр Цыплаков, Дмитрий Мелешко, Алексей Щебланов.

РАСПИСАНИЕ ТУРНИРА

1‑й тур. 9 декабря (понедельник): 12:30 Норвегия — Словения,16:00 Дания — Латвия, 19:30 Беларусь — Австрия.

2‑й тур. 10 декабря (вторник): 12:30 Словения — Дания, 16:00 Австрия — Норвегия, 19:30 Латвия — Беларусь.

3‑й тур. 12 декабря (четверг): 12:30 Словения — Латвия, 16:00 Дания — Австрия, 19:30 Беларусь — Норвегия.

4‑й тур. 13 декабря (пятница): 12:30 Латвия — Австрия,  16:00 Норвегия — Дания, 19:30 Беларусь — Словения.

5‑й тур. 15 декабря (воскресенье): 12:30 Австрия — Словения, 16:00 Норвегия — Латвия, 19:30 Дания — Беларусь.

s_kanashyts@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter