Лед и пламень

Две главные премьеры Минска представили приглашенные режиссеры
Две главные премьеры Минска представили приглашенные режиссеры

К новому году минские театры припасли немало сюрпризов: в Купаловском представили «Макбета», в Русском — «Мнимого больного», в ТБД отремонтировали сцену и поставили детскую пьесу Егора Конева «Домовички» — в театре возрождается традиция удивлять детишек накануне Рождества. Но поговорим о взрослых премьерах. Поначалу кажется, что общего между двумя главными спектаклями зимы ничего нет. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что обе поставлены приглашенными режиссерами. Это, естественно, привлекает и вызывает желание заглянуть за ширмочку режиссерского брэнда, чтобы ответить на вопрос: а что за ней?

«Макбета» в постановке литовского режиссера Латенаса в Купаловском ждали с нетерпением. Восприятие пьесы — это вопрос разницы менталитетов. Уже говорят о том, а в полную ли силу играют Олег Гарбуз и Светлана Зеленковская, не слишком ли мало места актерам в предложенной режиссером схеме, не слишком ли он перегружен метафорами, с одной стороны, а с другой — рационально выстроен? Но если вспомнить прибалтийскую режиссерскую школу — Някрошюса, Коршуноваса, Херманиса, Туминаса, — в любой их работе всегда главенствовал символ, а актер действительно был не важен. Пожалуй, ни в одной режиссерской школе с актером не обращаются так жестко. Это, конечно, идет вразрез с нашими представлениями о театре. Потому что как ни рассказывай о том, что тяжела и неказиста жизнь театрального артиста, наш славянский театр — актерский. Почти каждый театральный хит в афише Минска или Москвы, будь то в «Ленкоме» или Купаловском, — это непременно звездный ансамбль, чей–то звездный бенефис, где режиссерские ходы, да и, что греха таить, само режиссерское присутствие часто весьма условны.

Латенас приучает нас к другому театру, и это хороший урок. Ведь для того чтобы действительно быть конкурентоспособными, современная труппа должна быть мобильна и отзывчива к самым разным режиссерским стилям, даже если они кажутся в чем–то враждебными. Совместных постановок должно быть больше. Должен происходить закономерный процесс некоего сращения и взаимопроникновения школ, иначе мы станем неинтересны даже самим себе.

Помнится, Ростислав Янковский говорил о том, что разгадывать режиссерские ребусы Някрошюса в спектакле «Вишневый сад» утомительно. И как только вожжи режиссера ослабевают, а у актеров появляется возможность просто поиграть, в спектакле обнаруживаются очевидные пустоты, потому что Някрошюс выстроил все, кроме внутреннего наполнения персонажей. В словах этих, возможно, и есть доля правды. Поэтому представить литовского режиссера в другом нашем театре, например Русском, попросту невозможно.

Новогоднюю премьеру здесь доверили «варягу» хорошо и давно знакомому. Можно сказать, даже другу театра. Народный артист Латвии и Украины, руководитель театральной мастерской «Актерский дом», режиссер «Театра у Никитских ворот» Аркадий Кац ставил в Русском шесть раз, и всегда это были убедительные и запоминающиеся работы. Его режиссерская манера идеально вписалась в стилистику театра. Наверняка и «Мнимый больной», для постановки которого Аркадий Фридрихович был приглашен, не станет исключением.

Аркадий Кац – представитель старой школы. 25 лет он проработал главным режиссером Рижского театра русской драмы, где ставил много классики. Этот 25–летний период принес театру славу. Искания коллектива развивались в двух направлениях: создавались глубокие социально–психологические спектакли и расширялись рамки драматического жанра. Благодаря Кацу зрелищные музыкальные спектакли, предтеча нынешних мюзиклов, прочно вошли в репертуар.

По признанию режиссера, новая работа в Минске для него интересна и приятна по нескольким причинам: во–первых, нравится работать с белорусскими актерами, во–вторых, главная тема постановки — шарлатанство — невероятно, по мнению режиссера, актуальна для нашего времени. «Я постарался сделать все возможное, чтобы зритель влюбился в Мольера так же, как я», — заметил режиссер.

Может, я ошибаюсь, но почему–то мне кажется, что сейчас таким старым мастерам, как Кац, было бы не совсем комфортно в театральной Риге. Первая ассоциация с ней — это все–таки не Русский драматический театр, а Новый рижский театр, которым руководит один из самых известных режиссеров новой театральной волны Алвис Херманис. От этого становится немного печально, но печаль эта светла. Время не стоит на месте. И пусть в нашем гостеприимном Минске, где сходятся дороги востока и запада, сойдутся в поединке за зрительское внимание лед и пламень современного театра.

Фото Александра Дмитриева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter