Будет ли второй ледниковый период?

Лед и пламень

Нас снова пугают: вслед за глобальным потеплением грядет малый ледниковый период
Нас снова пугают: вслед за глобальным потеплением грядет малый ледниковый период. Так чего же все-таки ждать?


климат.jpg

Масла в огонь подлил недавно опубликованный прогноз NASA об очередной напасти — аномально жарком лете 2015 года. Но все ли так страшно, как нам это преподносят? И что о таких переменах думают ученые-климатологи? “НГ” решила выяснить это у академика, профессора, главного научного сотрудника Института природопользования НАН Владимира Логинова.

— Климатические страшилки действительно захватили планету, неутешительные прогнозы сеют ужас, но все они не имеют достаточных оснований, — заявляет ученый. — Еще совсем недавно статистические исследования и модельные оценки свидетельствовали о более интенсивном росте температуры зимой и в начале весны, чем в остальное время года. Однако в последние десять лет этого не происходит. Потепление более интенсивно развивается в теплое время года — в июле — октябре. Будет ли очередной скачок в изменении температуры после затянувшейся паузы (1998—2013 гг.), покажет время. Но если брать во внимание геологические масштабы времени — нескольких тысячелетий, то температура, безусловно, будет понижаться. Но в масштабе одного-двух столетий парниковые газы в результате деятельности человека могут стать одним из главных факторов роста температуры на планете.

— И наша страна перейдет в другой климатический пояс?

Владимир Логинов— К концу столетия у нас может образоваться климат Киевской области. Потепление способно привести к смещению зоны степей на нашу территорию, что, собственно, уже и происходит. Растения, которых не было на Полесье еще 20—30 лет назад, сейчас прекрасно здесь развиваются. За последние 15 лет объемы сбора зерна в республике варьировались от 3,5 до почти 10 миллионов тонн. По крайней мере, около 30 процентов изменений урожайности обусловлено колебаниями климата и большая часть — культурой земледелия.

Однако у потепления есть не только плюсы. Из-за того что вторая половина лета стала более жаркой и сухой, снизилась урожайность средних и поздних сортов картофеля, капусты, льна.

— Какой климатический сценарий, на ваш взгляд, наиболее реален?

— С большей вероятностью можно говорить о будущем потеплении, по крайне мере, в ближайшие столетия, а не о похолодании. Но если температура на планете продолжит расти, растают многолетние льды, теплые воды Гольфстрима будут вытесняться с поверхности более легкими опресненными водами на глубину. В результате похолодает в Европе, но это крайне медленный процесс. Климатическая система достаточно инерционная, и апокалипсис ей в ближайшие десятилетия не грозит. Чтобы он наступил, падение температуры должно составить около 4—5 градусов по Цельсию. Это приведет к сокращению вегетационного периода на пару месяцев и станет катастрофой для растительного и животного мира. Более реальный сценарий — глобальное потепление к концу столетия на 2—3 градуса.

— Есть ли у ученых-климатологов рекомендации на случай аномальных температур?

— До сих пор мы не имеем четкой стратегии адаптации экономики к различным природным условиям, которые могут сложиться. Надо просчитывать разные варианты развития событий. Наша зависимость от климата и погоды настолько велика, что этим вопросом нужно заниматься серьезно.

В Беларуси начаты работы по переориентации климатозависимых секторов экономики на новые условия. В частности, разработаны Стратегия адаптации лесного хозяйства к изменениям климата до 2050 года и Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013—2020 годы. В Институте природопользования мы пытаемся использовать опыт других стран. Анализируем, как тот или иной климат в будущем отразится на работе сельского и лесного хозяйства, энергетики и т. д. Однако наш научный потенциал крайне ограничен, в стране нет научно-исследовательских институтов, работающих в этом направлении.

— Действительно ли велико негативное влияние на климат парниковых газов?

— Долгое время считалось, что потепление вызвано увеличением концентрации в атмосфере прежде всего углекислого газа и метана. Но за последние 10—15 лет объемы выбросов парниковых газов увеличились примерно на треть, а температура почему-то перестала реагировать на эти изменения. Наступила пауза в изменении глобальной температуры. Ученым-климатологам не дает покоя и то, что летние температуры за последние 130 лет трижды были аномально высокими и с увеличением объемов выбросов парниковых газов это связано не было.

Сильным климатообразующим фактором являются вулканы. Когда происходили извержения самых крупных из них, на планете становилось прохладнее в теплое время года. Вулканы выбрасывают в стратосферу огромное количество сернистых соединений. Превращаясь в мельчайшие капельки серной кислоты, они надолго задерживаются в стратосфере, образуя щит, который в течение определенного времени (до трех лет) ограничивает поступление на Землю солнечных лучей. И всякий раз, когда мутность атмосферы уменьшалась, температура снова начинала расти.

На мой взгляд, уже есть предпосылки для увеличения температуры в теплое время года, в том числе и за счет снижения мутности атмосферы. За весь период инструментальных наблюдений в Беларуси (с 1881 года) самые крупные извержения вулканов были в 1883, 1902, 1912, 1963, 1983 и 1990 годах. С момента последней серьезной для климата вулканической активности Пинатубо прошло уже 22 года. Если проснется вулкан, равный по мощности этому гиганту, он “напишет” собственный сценарий и, по крайне мере, в теплое время года понизит глобальную температуру на несколько десятых градуса в течение 1—3 лет. Пока глобальное потепление не превышает 0,6 градуса.

— Что нас ждет в ближайшие месяцы?

— Прогнозы на долгие сроки имеют низкую оправдываемость. Тем не менее не исключено наступление новой эпохи суровых зим в Европе в конце нынешнего десятилетия. Первые предвестники уже есть, о чем я написал в своей недавно вышедшей книге “Радиационные факторы и доказательная база современных изменений климата”. Но все климатические прогнозы — всего лишь сценарии, которые имеют низкую оправдываемость. А достоверные прогнозы на ближайшие месяцы и сезоны вряд ли будут разработаны в скором будущем.

sverk@sb.by

  В ТЕМУ 

Бездействовать — себе дороже


Климат изменялся всегда, но в XXI веке преобразования оказались особенно значительными. Такое мнение высказал на круглом столе, организованном Минприроды и посвященном окружающей среде и безопасности, эксперт из Великобритании Алекс Кирби. И хотя он признал, что некоторые склонны скептически относиться к глобальному потеплению, погода своими сюрпризами убеждает нас в обратном. К примеру, 31 октября в Великобритании был побит температурный рекорд за всю историю метеонаблюдений: столбик термометра поднялся до 23,6 градуса тепла, тогда как климатическая норма — всего 9,5 градуса. И если откладывать решение этой проблемы, противостоять угрозе будет все сложнее и дороже, убежден эксперт.

По прогнозам, к 2100 году население нашей планеты превысит 9 миллиардов человек. Многие виды растений и животных могут исчезнуть. Изменение климата повлияет и на международную безопасность. Недостаток воды или продовольствия в одном регионе затронет и страны, находящиеся за тысячи километров от него.

Руководитель проекта международной технической помощи “Взаимосвязь между проблемами окружающей среды и безопасности в Беларуси” Наталья Губская сообщила, что планируется создать специальный курс для студентов вузов по вопросам изменения климата. Проект поможет специалистам и широким слоям населения больше узнать о том, как можно противостоять глобальному потеплению.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter