«Лечусь, обследуюсь. Всем доволен...»

Все записи в медицинской книжке подполковника запаса Виктора Волошко обрываются в 1992-м, когда он уволился в запас. С той поры – ни одной...

Все записи в медицинской книжке подполковника запаса Виктора Волошко обрываются в 1992-м, когда он уволился в запас. С той поры – ни одной. Но не потому, что он человек железного здоровья и в обращении к врачам не было необходимости. Дело в другом…

Виктору Степановичу 56 лет. Родился и вырос в Дрогичине. Выпускник Минского суворовского, он успешно закончил и другое военное училище. Какое и где, уточнять не будем. Офицерская служба Волошко проходила в разных местах: на советско-китайской границе,  в Северной группе войск, в Прибалтийском военном округе. Там, в Прибалтике, а конкретно в Литве, она и закончилась. Непростой оказалась эта служба. Вспоминая свои армейские годы, а их за плечами 23, Виктор Степанович делает вывод, что скучать от безделья ему не пришлось ни дня. Сомневаться в искренности этих слов не приходится. 

Начало семидесятых ознаменовалось частыми провокациями китайской стороны. Инциденты следовали один за другим. Газеты той поры без устали  сообщали о происшествиях то на Дальнем Востоке, то в Забайкалье. Нам, людям старшего поколения, хорошо памятна беспокойная ситуация тех лет. Помнится, особой напряженности обстановка достигла в сентябре семьдесят шестого, когда умер «великий кормчий Мао». Тогда гвардейский Порт-Артурский мотострелковый полк, где служил Виктор Волошко, поднятый по тревоге, более трех месяцев находился в окопах. Мерз в поле и Виктор Степанович. В ту пору – просто Виктор, старший лейтенант. А потом боевого офицера «ждали» волнения в Польше, события в Литве. 

Короче говоря, всякий раз меняя место службы, он попадал, как сам заметил, из огня да в полымя. Когда случилась катастрофа на ЧАЭС, подполковник Волошко больше двух месяцев участвовал в ликвидационных работах на зараженной территории: проводил дезактивацию строений, обеззараживал местность. Понятное дело, нервные и физические нагрузки, воздействие радиации не могли пройти бесследно. Бессонница, головокружение, боли в области сердца, желудочные колики уже давно стали его постоянными спутниками. 

Пока был молод, особого внимания на свои недуги не обращал. Да и до того ли было? Выход Литвы из состава СССР поставил и Волошко, и тысячи других офицеров Советской армии перед выбором: или присягать на верность новой власти, или увольняться в запас. Он выбрал второе. Так в сорок два неполных года подполковник Виктор Волошко стал военным пенсионером. 

Мысль вернуться на родину не давала покоя. Но другая мысль удерживала от скоропалительных действий: куда поедешь, если тут, в Пабраде, что в сорока километрах от литовской столицы, его дом, тут обосновалась дочь и проживают внучки-малолетки? Остался. Но связь с отчим краем не потерял. И сам Волошко, и все его взрослые домочадцы – граждане Республики Беларусь. У них такие же паспорта, как у нас с вами, и, значит, те же права. 

Жить на чужой земле, где свои порядки и где ты сам, по сути, человек второго сорта, не дай бог никому. Устроиться на работу трудно, получить медицинскую помощь – проблема из проблем. Да и что это за медицина? Все первоклассные врачи (выпускники советских вузов) или уехали на Запад, или ушли в частные клиники, где хорошие заработки и где нагрузки не так высоки, как в государственных учреждениях. В последних же остались, как правило, посредственные специалисты. Но даже к ним попасть непросто. Чтобы только пройти обследование, надо отстоять в очереди около полугода. Остается одно — идти на поклон к приватному доктору. А там расценки! Когда сосед Виктора Степановича, тоже офицер и тоже ликвидатор, отлежал десяток дней в тамошнем Чернобыльском центре, ему выставили счет в 250 долларов. Где неработающему пенсионеру взять такие деньги, особенно если учесть, что ежемесячная плата за жилье поглощает почти половину его доходов? Между тем обследование и лечение стали для Волошко делом крайне необходимым. 

Для реализации своего плана у Виктора Степановича было два пути: или обратиться в отдел социального обеспечения при Посольстве Российской Федерации в Литве (после развала Союза Москва взяла на себя обязательства по защите интересов бывших советских военно-служащих), или просить о помощи в родной Беларуси. Сначала он направился в посольство РФ. Но с момента обращения к россиянам прошло четыре месяца томительного и бесполезного ожидания. Сведущие товарищи предупредили, что дело это и впрямь бесперспективное: социальная реформа, проведенная Михаилом Зурабовым, освободила его министерство от «излишних» забот о пенсионерах, в том числе и о военных. Тогда он решил искать поддержку у себя на родине. 

В начале года в Совет Безопасности республики поступило письмо от жителя Литвы гражданина Беларуси подполковника запаса В.Волошко с просьбой — помочь ему пройти лечение в одном из медицинских учреждений страны. Ответ пришел из военного ведомства. Скорый и положительный. И вот с 26 марта Виктор Степанович – пациент 1-го кардиологического отделения Главного военного клинического медицинского центра. 

Недавно журналистам удалось встретиться и поговорить с человеком «оттуда». Время, проведенное на больничной койке, лекарства, физио­процедуры, а, главное, спокойная, почти домашняя обстановка не прошли бесследно. Поступил Виктор Волошко с диагнозом артериальная гипертензия. Сегодня давление стабилизировалось. Выглядит Виктор Степанович достаточно бодро. Очень благодарил  медперсонал отделения за внимательное и чуткое к себе отношение. Просил особо отметить лечащего врача Галину Степановну Поплевко, начальника отделения полковника медицинской службы Георгия Васильевича Водчица и всех тех сестричек, и нянечек, которые опекают и его, и соседей по палате. 

— Кто бы и как бы ни ругал Беларусь, но только тут я встретил истинное понимание и человеческое участие, — признался Волошко. 

Посещение центра позволило ему, кроме обязательных обследований, пройти и дополнительные: сделал УЗИ сердца и брюшной полости, другие процедуры. 

Кстати, в стране, где правит капитал и где главное мерило ценностей — казначейский билет, лечение для семейного бюджета обошлось бы в довольно солидную сумму. Только на обычные анализы пришлось бы потратить полторы сотни долларов. Если к этому приплюсовать питание, медикаменты и само пребывание в палате, то эта цифра возросла бы в несколько раз. Такая вот арифметика… 

Прощаясь, Виктор Степанович не сдержался и продиктовал нам то сообщение, которое по мобильному телефону он отправил своей дочери Наташе в Пабраде: «Лечу давление. Прохожу обсследование. Все на высшем уровне. Очень доволен». Что можно добавить к этим словам? А добавить есть что. Уже на выходе из палаты, офицер не сдержался и грустно заметил, что жить на чужбине несладко, и что он с супругой Зоей Иосифовной подумывает, как бы вернуться на родину. Тянет родная земля. И с каждым годом все сильнее. Право, земное притяжение не только понятие из физики… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter