Нейрогимнастика, индивидуальная программа, углубленная профориентация — 20-й сезон открыт в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов

Лечиться и учиться

День знаний в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов еще называют Днем побед и достижений. Потому что получить среднее образование ребятам с ДЦП и другими тяжелыми диагнозами куда сложнее, чем обычным школьникам. Несмотря на то, что некоторые дети с трудом могут передвигаться, они тоже получают подготовку, позволяющую им поступить в вузы и ссузы. Корреспонденты «Р» посмотрели, как прошел первый школьный день в центре, где не только лечат и реабилитируют, но и обучают разумному, доброму, вечному. 

Каждому ребенку составляют индивидуальную программу реабилитации. И если есть необходимость в коррекционно-разивающем обучении — с ним занимаются логопеды и дефектологи.

Традиционной для обычной школы линейки с построением всех классов в центре нет: это не лучшее решение для тех, кто передвигается с помощью ходунков, колясок или в сопровождении взрослого. В уютном актовом зале собрали 50 ребят, а также их родителей, учителей и медиков. А до этого в холле прозвенел первый звонок. Тоже не обычный. Так презентовали новую коррекционно-развивающую методику — нейрогимнастику, которая теперь будет активно использоваться в процессе лечения, обучения и реабилитации. Суть ее в том, что нужно нажимать кнопки трех колокольчиков, в точности повторяя заданную инструктором последовательность, и это сопровождается звуками, похожими на звонок в начале и конце урока. Тренируясь повторять более сложные комбинации, ребенок активизирует оба полушария головного мозга, развивая мелкую моторику рук, концентрацию внимания и зрительную память. 

Дети проводят в центре три месяца каждый год (столько длится курс реабилитации), то есть треть учебного года. Если в родном городе они учились в общеобразовательной школе, здесь продолжат начатую программу. Если у них есть необходимость в коррекционно-развивающем обучении — каждому разрабатывают индивидуальную программу, по которой проводят занятия специалисты-дефектологи и логопеды. Уроки не с утра и до обеда, как в обычной школе, а «вкраплениями» между медицинскими и реабилитационными процедурами. Есть также «продленка», на которой воспитатели помогают «подтянуть» тот или иной предмет. 

Одна из новинок сезона — интерактивная песочница.

— Особенность образовательной программы нашего центра — углубленная профориентация, — рассказывает директор РРЦДИ Людмила Кондрашова. — В 9-м и 11-м классах специалисты РНПЦ медэкспертизы и реабилитации проводят диагностику возможностей ребенка и выдают расширенный перечень профессий и специальностей, которыми может овладеть выпускник. 

За прошлый год в центре прошли восстановительное лечение 58 выпускников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Из 18 выпускников 11-х классов четыре человека поступили в вузы, еще восемь — в средне-специальные учебные учреждения, трое — в ПТУ. Свое обучение в обычной школе продолжили 40 выпускников 9-го класса, а это означает, что они тоже могут рассчитывать на получение высшего образования.

— Когда я сюда приезжала первые годы, чувствовала себя не в своей тарелке, — рассказывает выпускница центра Анастасия Полошовец из Минска. — Потому что была домашним цветочком, которому страшно даже заговорить с человеком из-за своей инвалидности. Мне мысль в голову не приходила, что я могу получить профессию. Все это я открыла здесь, в центре. Поняла, что хочу быть психологом. Сейчас подаю документы в Московский государственный институт психологии на дистанционное обучение (в Беларуси, к сожалению, пока вузы по этой специальности не готовят на расстоянии). Кстати, учиться дистанционно меня тоже научили здесь. Одновременно остаюсь в центре волонтером — помогать таким, как я, детям обретать веру в себя.

Поздравить ребят с новым учебным сезоном приехали заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак, представители Белорусского союза женщин, профсоюзной организации Вооруженных Сил. От Минтруда центру подарили сертификат на покупку многофункционального устройства (принтер, ксерокс, сканер). 

— Это учреждение — уникальный симбиоз здравоохранения, образования и социальной защиты, — отметил, поздравляя ребят и сотрудников центра с новым учебным годом, Александр Румак. — Несмотря на проблемы со здоровьем, вы можете бесплатно учиться, лечиться, развиваться и выбирать профессию. И то, что у вас это получается, — свидетельство верности выбранной нашим государством социальной политики, нацеленной на поддержку детей с особенностями в развитии. 

Замминистра труда и соцзащиты Александр РУМАК вручает директору центра Людмиле КОНДРАШОВОЙ сертификат на приобретение многофункционального устройства.

Людмила Кондрашова привела примеры успешной работы. Александр Панизник, выпускник прошлого года, сейчас учится в БНТУ. Семен Ковалевич поступил в духовную семинарию. Среди тех, кто здесь проходил комплексную реабилитацию, есть врачи, повара, физики, педагоги. Одна из выпускниц педколледжа в этом году будет преподавать английский язык в самом центре. Хотя она — колясочница. К слову, большинство детей выбирают профессии, которые связаны с помощью людям. 

Ежегодно в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов проходят восстановительное комплексное лечение около 1200 ребят. За последние шесть лет у 58 детей удалось снять инвалидность.

kozlovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter